12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шабельский Дмитрий Валентинович504
Россия, Ставропольский край, Село Сенгилеевское

Проектная работа в формате научной статьи на тему "Жизненный и творческий путь Ф.-С. Фицджеральда. Гибель «американской мечты» в романе «Великий Гэтсби"

Жизненный и творческий путь Ф.-С. Фицджеральда. Новеллистка писателя и основные темы творчества. Гибель «американской мечты» в романе «Великий Гэтсби. Выполнили: Ученики 7б класса Гарамян Валерия Мамедов Багиш Ломанова Ксения Научный руководитель: Шабельский Дмитрий Валентинович, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №8

Объект исследования Предмет исследования Роман Френсиса Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби» «Американская мечта» и ее гибель в романе Френсиса Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби» Цель исследования Анализ влияния феномена «американской мечты» на героев романа Френсиса Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби» Задачи исследования Изучить жизненный и творческий путь Ф.-С. Фицджеральда. Изучить происхождение и гибель «американской мечты». Изучить особенности воплощения «американской мечты» в романе писателя. Методология Описательный, системный, описательно-функциональный, дефиниционный методы.

Критики утвердили за ним репутацию некоего беззаботного певца «века джаза» *Век джаза – это середина двадцатых годов, времена страшной нищеты и несметного богатства, это эпоха «новых американцев», чикагских гангстеров и сухого закона, закончившийся «черным четвергом» 1929 года, когда обвальное падение курса ценных бумаг в храме американского бизнеса – нью-йоркской фондовой бирже на Уолл-стрит – погребло под собой обманное процветание «веселых двадцатых». Фрэнсис Скотт Фицджеральд

Фрэнсис Скотт Фицджеральд родился 24 сентября 1896 г. в небольшом городе Среднего Запада Сент-Поле, штат Миннесота. Как и большинство выпускников Принстона 1917 г., Фицджеральд, не закончив последнего курса, уходит в армию и в последующие два года проходит курс общеармейской подготовки (для отправки на фронт в Европу) в военных лагерях

Молодой Фицджеральд рос и воспитывался в среде, где вера в старые пуританские ценности сопрягалась с верой в «мечту», в мифы американской жизни, согласно которым основой жизненных ценностей является стремление к успеху, а мерилом успеха в жизни — деньги, богатство. Отсюда постоянное внимание и интерес в творчестве художника к миру богатых, который одновременно и манил, и отталкивал его. «Я постоянно ощущал себя бедным юношей в богатом городе, в школе для детей богатых, в клубе Принстонского университета для студентов из семей богатых… Я никогда не мог простить богатым их богатства, и это ощутимо повлияло на всю мою жизнь и творчество».

THE LOST Generation Френсис Скотт Фицджеральд был первым из американских писателей, показавшим неверие молодого человека в мнимые буржуазные ценности, разочарование и одиночество человеческой души, опаленной в горниле первой мировой войны, нежелание следовать традициям, отцов и воспевать кумиры довоенного мира. Фицджеральд выступал первооткрывателем не только в сфере социального видения и проблематики, но и в области поэтики. Одним из первых среди писателей ХХ века он стал развивать принцип лирической прозы. Фицджеральд стоял у истоков одного из наиболее плодотворно развивавшихся прозаических жанров нашего времени.

Что такое «американская мечта»? Согласно эссе Фолкнера "О частной жизни", каждому человеку дано "право личного достоинства и свободы". Говоря словами Фолкнера, "нам даже не дано было принять или отвергнуть мечту, ибо мечта уже обладала и владела нами с момента рождения". [8] «…американская мечта о стране, где жизнь каждого человека будет лучше, богаче и полнее, где у каждого будет возможность получить то, чего он заслуживает. Это не мечта о дорогом автомобиле и высокой заработной плате, но мечта об обществе, где каждый мужчина и каждая женщина смогут достичь своего максимального роста в зависимости от своих способностей, не смотря на обстоятельства рождения или статус». Основоположником термина Джеймс Адамс «Эпос Америки» 1931 года

С.С. Савинич «Словарь аллюзий»: «Американская мечта - выражение, означающее стремление личности к успеху, материальному благополучию и достижениям другого рода, подразумевающее восхождение от социальных низов, бедности - к признанию, богатству и славе. Также может обозначать стремление к благосостоянию и уверенности в будущем, выражающемся в возможности приобрести собственный дом, получить хорошую работу, занять высокое положение в обществе. Кроме того, может выражать возможность стать сказочно богатым».

Глаза доктора Эклберга голубые и огромные - их радужная оболочка имеет метр в ширину. Они смотрят на вас не с человеческого лица, а просто сквозь гигантские очки в желтой оправе, сидящие на несуществующем носу. Но проходит минута-другая, и над этой безотрадной землей, над стелющимися над ней клубами серой пыли вы различаете глаза доктора Т. Дж. Эклберга.

«Основная идея „Гэтсби“ — несправедливость судьбы бедного молодого человека, который в силу своего положения не может жениться на богатой девушке. Эта тема постоянно довлеет надо мной, ибо я прошел через это». Ф.С. Фицджеральд

«Пылкое воображение толкает Гэтсби к самоутверждению по образцу Бенджамина Франклина. Он страстно жаждал стать богачом, хотя и не знал еще, что означает на деле богатство и успех. Встреча с миллионером Дэном Коди решает его судьбу. Осознав свой идеал, Гэтсби стремится найти вне себя нечто такое, ради чего стоило бы жить. Эта вторая мечта Гэтсби осуществляется, когда он становится возлюбленным Дэйзи, дочери богатых родителей.» [Николюкин А.Н., Ф.С. Фицджеральд и искусство социальной прозы]

Гэтсби несметно богат, влиятелен, хорош собой — только всего этого недостаточно даже в Америке. Бесцеремонные гости, сотнями слетающиеся на его вечеринки, распускают за его спиной сплетни. И дело вовсе не в том, что они завидуют его богатству. Они ничего не знают о его прошлом. И поэтому не доверяют. И сам Гэтсби не доверяет себе. Когда он выходит по вечерам из своего дома, смотрит на противоположный берег залива и протягивает к нему руки — он тянется не к женщине, которую когда-то знал и которую до сих пор любит. Он тянется к своему прошлому, которого не было. Он любит не только Ее, но и память о своем прошлом, связанным с Ней, — о прошлом, которое у него отняли.

Историческое прошлое Америки вобрало в себя дух свободы и независимости идеи материального благополучия и индивидуализма в трактовке «мечты» автор исходил из понятия исторической закономерности В соответствии с этим задана и фигура главного героя, который предстает как бы в двух измерениях. романтик, мечтатель, поклоняющийся красоте и добру носитель идеалов общества «потребления» во всем их показном величии и блеске

А. Старцев пишет, что Гэтсби «фактически расстается с жизнью еще раньше, чем его настигает пуля убийцы» [7, c.271]. Гэтсби-мечтатель с самого начала обречен. Если бы мы попытались представить себе благополучное (для Гэтсби) разрешение конфликта, то увидели бы, что герой все равно обречен, потому что мечта его никак не могла осуществиться. Разочарование так или иначе ожидало Гэтсби, а расстаться с мечтой он не мог. Она составляла самую основу его личности, его жизни.

Тема вырождения «американской мечты» раскрыта в романе на примере и других действующих лиц, среди которых расхожий «коммерческий» вариант ее олицетворяют, прежде всего, антиподы Гэтсби — Том Бьюкенен, муж Дэйзи, сама Дэйзи и ее приятельница Джордан.

Критик Джон Олдридж «одна из последних попыток американского писателя непосредственно выразить сущность современной американской жизни…» [6, c. 95-96]. *«Великий Гэтсби» «Великий Гэтсби» – «не просто хроника века джаза, а драматическое изображение поругания, которому подвергается наивная американская мечта в продажном обществе» [6, c. 98].

«Мой роман – о том, как растрачиваются иллюзии, которые придают миру такую красочность, что, испытав эту магию, человек становится безразличен к понятию об истинном и ложном» [9, с. 32].