12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шадрина Наталья Владимировна1364
Россия, Воронежская обл., Воронеж

Презентация «Морфологические признаки глагола»

Угадываем тему урока

Устами младенца глаголет истина

Глагол- самостоятельная часть речи 1. обозначает ДЕЙСТВИЕ предмета и отвечает на вопросы (что делать? что сделать?)

2. Начальная форма - инфинитив (-ТЬ,-ТИ,-ЧЬ) отвечает на вопросы (что делать? что сделать?) Идет - идТИ Сбережешь - сбереЧЬ Выплывет - выплыТЬ

Постоянные признаки: 1) ВИД совершенный (СВ) несовершенный (НСВ) В ? есть приставка - С (что Сделать?) В ? нет приставки - С (что делать?)

Есть - СЯ (СЬ) - возвратный, Нет - невозвратный Постоянные признаки: 2) Возвратность

Постоянные признаки: 3) Переходность переходные непереходные употребляются с сущ-м в В.п. без предлога прочитал (что?) книгу увидел (кого?) друга не употребляются с сущ-м в В.п. без предлога + все возвратные пойти (кого? что?) сел (кого? что?)

Постоянные признаки: 4) Спряжение определяется 2 способами по ударному личному окончанию по инфинитиву кле...т- клеИТЬ (2спр) стоЯт - 2 спр В 1 спр Е,У,Ю во 2 спр И,А,Я см. далее

II спряжение Оканчивающиеся на -ИТЬ (кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ) +11 исключений (7 на -ЕТЬ; 4 на -АТЬ): терп верт обид завис ненавид вид смотр ЕТЬ слыш дыш держ гн АТЬ

I спряжение (исключения: БРИТЬ, СТЕЛИТЬ) Все остальные глаголы +

Разноспрягаемые глаголы Есть (в зн. "принимать пищу"), дать, хотеть, бежать

1. Ставим глагол в инфинитив (что делать? что сделать?) 2. Смотрим, оканчивается ли глагол на -ИТЬ (кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ)? да 2 спр. И... ед. ч. А-Я... мн. ч. нет см. пункт №2 Алгоритм

2. Входит глагол в 11 исключений (7 на -ЕТЬ; 4 на -АТЬ)? да 2 спр. И... ед. ч. А-Я... мн. ч. нет 1 спр. Е... ед.ч. У-Ю... мн.ч. Алгоритм

Закрепляем! Выписать все глаголы, определить постоянные признаки Перепёлочка ход..т по клетке и тихонько насвистыва..т.. А то ляж..т на бочок и купа..тся в песке, как настоящая курица, чист..т перышки, крыльями похлопыва..т. Мы ей покаж..м червячка. Она подойд..т и клюн..т из руки. Мы ее даже на руки брали, как игрушку. Сидит она на ладошке и не улета..т.

Образец плачет (что делает?) - (что делать?) плакать, НСВ, невозв., (кого?что?) - неперех., 1 спр.

Вспоминаем 1. Какими способами можно определить спряжение? 2. К какому спряжению отнесем глаголы с буквами И,А,Я в ударном личном окончании? 3. Если личное окончание безударное, что нужно делать? 4. Воспроизведите алгоритм выбора гласной в безударном окончании глагола

Вставляем букву и объясняем выбор Бор...мся за п...беду, держ...шься за дер..во, буд...м ст...рат?ся, когда(нибу..ь) напиш...те, слыш...тся звуки, верт...шь к..лесо, папа бре...тся, кто(то) скаж..т, что(то) се..т, поля покро..тся

непостоянные признаки: 1) наклонение условное изъявительное повелительное глагол в форме прошедшего времени + частица БЫ(Б) сделал БЫ, выучил БЫ (мечтательное) (приказательное) глагол отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЙ(ТЕ)? ЧТО СДЕЛАЙ(ТЕ)? купи пойдемте (реальное) действие мыслится как реально происходящее в одном из времен выучил - выучу

Ты уехал а цветы, посаженные тобой, растут. Я смотрю и радуюсь что мой сын оставил после себя след. Вот если бы ты всегда и везде оставлял для людей только хорошее легка и приятна была бы жизнь. Тогда ты чувствовал бы себя нужным всем людям и это чувство сделало бы тебя богатым душевно. Знай что всегда приятней отдать, чем взять! Выписать глаголы, определить наклонение

условное наклонение

глагол в условном наклонении изменяется по родам и числам Мечтал бы - мечтали бы- мечтала бы - мечтало бы

Если бы я стал директором школы... Напишите небольшой рассказ, используя глаголы в условном наклонении

повелительное наклонение ДЕЛАЙ (ТЕ) СДЕЛАЙ (ТЕ)

глагол в повелительном наклонении изменяется только по числам и всегда стоит во 2 лице Смотри - смотрите, беги - бегите

глагол в повелительном наклонении может не иметь суффикса -И-, но Ь после согласной пишется ВСЕГДА! ПоставЬ - поставЬте, отрежЬ - отрежЬте

Инструкция для младшего брата (сестры) Расскажите о том, как покормить попугая, используя глаголы в повелительном наклонении

Пусть сильнее грянет буря! Ребята, давайте жить дружно! Да будет свет! Пускай зайдет! В каком наклонении стоят глаголы? Частицы ПУСТЬ,ПУСКАЙ, ДА, ДАВАЙ с глаголами в наст. и буд. времени или инфинитивом также образуют повелительное наклонение

непостоянные признаки: 2) время категорию времени имеют только те глаголы, которые стоят в изъявительном наклонении прошедшее настоящее будущее (что делал? что сделал?) наличие суффикса - Л- (что делает?) есть только у глаголов НСВ (что сделает? что будет делать?) простая форма у глаголов СВ, составная - у НСВ

непостоянные признаки: 3) число ( ед. и мн.) 4) лицо 1-е я, мы 2-е ты,вы 3-е он,она, оно,они по лицам изменяются глаголы в настоящем и будущем времени

непостоянные признаки: 5) род м.род ОН ж.род ОНА ср.род ОНО по родам изменяются глаголы в прошедшем времени

Как начинается зима? На улице появляются первые заморозки. Готовятся к отлёту перелётные птицы: гуси, лебеди, утки. С утра и ласточки, и стрижи сбиваются в стаи и носятся целый день без отдыха. Зима – трудное время для лесных жителей. Зверьё заранее готовит запасы. Белка, наверное, целую кучу орехов в дупле хранит. Заяц сменил летнюю шубку на зимнюю. Медведь уже нагулял жир и скоро заляжет в спячку. Трудно приходится зимой птицам. Скачут они по веткам, ищут корм. Ягоды рябины, почки деревьев – всё годится в пищу. Друзья, помогайте пернатым в голодное время! Сделайте кормушки для птиц и каждое утро кладите туда крошки, семечки или свежее сало. Выпишите глаголы, укажите их признаки