12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мулюкина Ольга Николаевна500
Россия, Челябинская обл., Златоуст

Как распознать и предотвратить гаджетозависимость

Как распознать и предотвратить гаджетозависимость

Поколение Z и гаджеты Детей и подростков, рожденных после 2000 года, называют поколением Z. Это по-новому мыслящие люди, рожденные в эпоху интернета и навороченных гаджетов. Они получают информацию, делают покупки, учатся и работают, общаются посредством интернета.

Что такое гаджет-зависимость? Зависимость от гаджетов представляет собой неконтролируемое использование, злоупотребление гаджетами, которое негативно влияет на психическое и физическое здоровье человека, его социальную жизнь.

Что происходит с современным человеком, если он внезапно оказывается лишённым помощи такого привычного гаджета? Растерянность, тревога, ощущение беспомощности, злость и масса других негативных переживаний, большинство из которых мы даже не успеваем осознать. Сильнее всего эти переживания проявляются у подростков. Они же быстрее остальных становятся жертвами гаджет-зависимости. Особенно, если большую часть своего времени посвящают общению в социальных сетях и мессенджерах.

Предрасполагающие факторы: • Неправильное воспитание в семье (нет ограничений в использовании игр и приложений, нет диалога на эту тему, мама и папа сами подают плохой пример). • Стремление к взаимодействию с гаджетами с детства. • Переоценка значения материальных ценностей. • Подверженность чужому мнению, моде, трендам. • Недостаток внимания.

Как определить зависимость от гаджетов у детей? Гаджет-зависимость у детей можно определить, проведя маленький тест. Предложите ребёнку честно и откровенно ответить утвердительно («да») или отрицательно («нет») на такие заявления: 1. Не могу день провести без компьютера, смартфона, других технических средств. 2. Когда я не использую гаджет, я начинаю нервничать. 3. Не могу ограничивать время занятий, всегда сижу со смартфоном больше, чем планирую. 4. Вру родителям, сколько времени провожу со своими гаджетами. 5. Мечтаю остаться наедине со своим смартфоном, постоянно хочу его использовать.

6. Откладываю важные дела, уроки, чтобы заняться чем-нибудь на гаджете. 7. Когда я уделяю время компьютеру, смартфону, у меня хорошее настроение, испытываю чувство эйфории. 8. Требую от родителей покупки (установки) новых версий игр, других современных устройств. 9. Иногда после проведенного времени за техническими устройствами у меня болит голова, режут и слезятся глаза, расстраивается сон (отвечать утвердительно, если есть хотя бы один признак). Предпочитаю игру на компьютере, смартфоне встрече с друзьями, прогулке.

Подвести итог просто. Посчитайте ответы «ДА»: • 1-4 — нет поводов для беспокойства; • 5-6 — тенденция к зависимости; • 7-10 — наблюдается зависимость от гаджетов.

Симптомы интернет-зависимости • заметное увеличение времени взаимодействия с компьютером и гаджетами; • постоянная вовлеченность в это взаимодействие (мысли о виртуальной активности, очень частое побуждение проверить мессенджеры, желание быть в курсе всех событий, страх пропустить что-то важное); • изменение круга интересов, замена прежних мотиваций игровой или любой другой активностью в интернете; • преобладание в воображении мыслей, связанных с электронными девайсами (то есть даже если человек в конкретный момент не находится онлайн, он мысленно составляет диалоги, чтобы кому-то что-то написать, представляет, как скоро сядет за компьютер, и так далее); • виртуальная жизнь становится более настоящей и важной для человека, чем жизнь реальная;

• электронные устройства наделяются душой (например, если любимый телефон разбился, человек будет переживать точно такой же стресс, как при потере любимого питомца или даже близкого человека); • потеря контроля над ситуацией (неспособность выйти из сети, даже если нет действительно стоящих поводов там остаться); • Недостаток концентрации, низкий уровень внимания и сосредоточенности. • Проблемы с памятью и другими когнитивными способностями. • Проблемы с принятием решений. • Головная боль, ухудшение зрения, боль в шее и спине. • Постоянная тревожность. • Ухудшение отношений с другими людьми. • Бессонница или любые другие нарушения сна. • Низкая социализация и адаптация.

Цифровая деменция Цифровая деменция — расстройство памяти, которое развивается из-за чрезмерного использования гаджетов. Если вы достаточно молоды, но уже перестали запоминать пароли от почты, даты дней рождения, недавние темы разговора с коллегами и друзьями, то есть вероятность наличия у вас цифровой деменции. Цифровая деменция распространена у людей в возрасте от 10 до 30 лет. Количество людей с нарушениями памяти, вызванными зависимостью от гаджетов, постоянно растет.

Как возникает зависимость Поведением человека управляют два гормона: окситоцин, гормон близости, благодаря которому мы чувствуем себя нужными, и дофамин, гормон удовольствия, удовлетворения собой и своей жизнью. Так вот через гаджеты нами управляют сразу оба гормона, предоставляя доступный и бесконечный источник радостей. Все игры строятся по принципу дофаминового вознаграждения: что-то сделал – тут же увидел результат, порадовался, какой я молодец. Все соцсети держатся на окситоциновой стимуляции: кто-то поставил лайк под твоим фото или оставил комментарий – и на душе потеплело. Социальное поглаживание такое же приятное, как и физическое.

Бьют» гаджеты и по волевой сфере, снижают мотивацию. Поэтому у подростков, которые теряют интерес ко всему, кроме телефона, не характер такой – это физиологические последствия зависимости. Если посмотреть на электроэнцефалограмму мозга человека с зависимостью, с высокой вероятностью там отыщутся признаки неоптимальной работы некоторых структур.

Как снизить риск цифровой зависимости Алгоритм профилактики можно свести к трём шагам: - заранее оговорить с ребёнком ограничения, - обсудить технику безопасности, - позаботиться о том, чтобы жизнь в реальном мире у ребёнка была достаточно активной.

Устанавливаем ограничения. Установите лимит по времени. В первую очередь на развлечения: игры, просмотр мультфильмов и т. д. При этом учитывайте возраст ребёнка. Специалисты считают, что в дошкольном возрасте достаточно получаса в день. Детям 7-10 лет можно увеличить это время до 1-1,5 часа, подросткам – до 2-х часов в день. Кроме того, важно учитывать режим дня. Договоритесь с ребёнком, что за 1,5–2 часа до сна он будет класть гаджет на полку, выключать компьютер. Это поможет избежать проблем со сном. А также психологи и врачи рекомендуют хотя бы один день в неделю (например, в выходной) устраивать «разгрузочный день» от цифровых устройств. Это, кстати, будет полезно и взрослым.

Оговорите цели. Если ребёнок просит купить телефон, планшет или ноутбук, поинтересуйтесь у ребёнка, зачем ему гаджет. И сверьте свои представления с планами ребёнка. И если вы пришли к соглашению, что кроме учёбы «экран» будет использоваться для игр, общения в соцсетях, просмотра развлекательных видео, рекомендуем установить правило, что ребёнок будет заранее согласовывать с вами содержание: в какие игры он хочет играть, какой фильм посмотреть, какие соцсети подключить и т. д. Оставьте за собой право налагать табу на то, что посчитаете вредным. Обязательно предупредите ребёнка об опасностях, которые таит интернет: недетский контент, группы смерти, утечка конфиденциальной информации о семье через общение с незнакомцами в соцсетях и т. д.

Обозначьте условия Определите условия, при которых ребёнок может пользоваться цифровым устройством. Например, вы можете договориться с ребёнком, что играть в компьютер он может только после того, как сделает все уроки и выполнит домашние обязанности. Важно обсудить эти правила с ребёнком заранее, ещё на берегу. Вводить ограничения уже после того, как ребёнок привык пользоваться гаджетом безлимитно, будет гораздо сложнее. Подробно обсуди́те с ним каждый пункт, внимательно выслушайте его предложения — важно, чтобы ребёнок был согласен со всеми положениями. Зафиксируйте всё это на бумаге, поставьте дату и подписи и распечатайте в трёх экземплярах. Один повесьте на холодильник, второй отдайте ребёнку, а третий храните у себя. Так вы всегда можете быстро восстановить правила в случае их нарушения.

Знакомим ребёнка с техникой безопасности Ещё одна важная вещь, которая должна произойти до того, как цифровое устройство в первый раз попадёт в руки ребёнку: расскажите ему о рисках. Важно дать детям понимание, что приобрести зависимость и другие проблемы — проще простого. А вот избавиться от них будет сложно. И если ребёнок хочет стать обладателем цифрового устройства, он должен осознавать, что от него потребуется самоконтроль и ответственность. Чтобы ребёнок глубже проникся серьёзностью темы, проговорите с ним возможные ситуации, поищите из них выходы, вспомните примеры из жизни.

Примеряем на себя роль массовика-затейника Нет более действенной защиты от детской цифровой зависимости, чем активное участие родителей в жизни ребёнка. Подвижные и настольные игры, прогулки и выезды на природу, совместное чтение, живое общение с друзьями, общие увлечения, занятия художественным творчеством, спортом или игрой на инструменте — всё это делает реальную жизнь объёмной и интересной. Это не даёт ребёнку чрезмерно погрузиться в цифровой мир и там потеряться.

Думаем о здоровье Чтобы ребёнок не засиживался у компьютера, скрючившись буквой «зю», важно с самого начала приучить его делать упражнения для спины и глаз после использования экрана. Не поленитесь первые 2–3 недели выполнять их вместе с ребёнком — это полезно и взрослому. Установите правило: не глаза тянутся к экрану, а экран к глазам. Во-первых, это поможет сохранить осанку и зрение, а во-вторых, приучит ребёнка бережно относится к здоровью при работе с цифровыми устройствами.