12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шабельский Дмитрий Валентинович504
Россия, Ставропольский край, Село Сенгилеевское

Специфика функционирования аллюзий в романе Д.К. Роулинг "Гарри Поттер"

Подготовили: СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АЛЛЮЗИЙ В РОМАНЕ Д.К. РОУЛИНГ «ГАРРИ ПОТТЕР». Подготовили: Зорин Никита, ученик 5б класса Мамедова Мариям, ученица 5б класса Оноприй Михаил, ученик 5б класса Руководитель: Шабельский Дмитрий Валентинович, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №8: Сенгилеевское, 2023 г.

ЦЕЛЬ: Дать определение аллюзии как литературоведческой категории; Рассмотреть и выявить, как отражаются литературные и мифологические отсылки в цикле романов «Гарри Поттер»; Определить архетипические и мифологические отсылки в художественном мире романов о «Гарри Поттере». ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: цикл романов Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер». ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: специфика функционирования аллюзий в поэтике романов Д.К. Роулинг «Гарри Поттер».

Аллюзия в мировом искусстве и литературе Аллюзия – это стилистическая фигура, содержащая указание, аналогию или намёк на некий литературный, исторический, мифологический или политический факт, закреплённый в текстовой культуре или в разговорной речи [Николюкин 2001: 28]

Идея серии романов о Гарри Поттере зародилась у писательницы в июне 1990 года, когда поезд, на котором она ехала в Лондон, сломался по дороге и на четыре часа застрял среди английских полей. Дж. К. Роулинг просто сидела и смотрела в окно, когда идея романа вдруг «свалилась» ей на голову . Позже она рассказала об этом так: «Образ Гарри Поттера возник внезапно. Сама не знаю, как и почему. Но мне совершенно отчетливо представился Гарри, школа волшебников. И тут же родился замысел истории о мальчике, который не знает, кто он, не догадывается, что он волшебник, пока не получает приглашение в школу магов. Ещё ни одна идея не вызывала во мне такого воодушевления»

ВОПРОС О ЖАНРЕ Фэнтэзи Волшебная сказка Роман воспитания

В произведениях жанра фэнтези действие разворачивается в мире, где существуют явления, не поддающиеся рациональному истолкованию. Это может быть как полностью вымышленный мир со своей географией, законами, расами, народами и фантастическими существами, так и мир, параллельный обыденной реальности Для романов о Гарри Поттере характерен последний тип мироустройства. Мир волшебников и мир обычных людей тесно переплетены между собой, но основное действие романов происходит в своеобразной параллельной реальности – заколдованных местах, куда могут попасть только волшебники и где действуют законы волшебного мира (школа Хогвартс, деревня Хогсмид, Министерство Магии) Борьба добра и зла является сюжетообразующим стержнем произведений жанра фэнтези. У героя фэнтези есть определенная миссия, которую он должен выполнить, но при этом ему предоставляется право решать, следовать этой миссии или нет. Миссия Гарри Поттера заключается в уничтожении злого волшебника Волдеморта, который держит в страхе весь волшебный мир. Как и другим героям фэнтези, Гарри Поттеру присуща честь, храбрость и справедливость. Эти качества не дают ему остаться в стороне от своей миссии ПРИЗНАКИ ФЭНТЕЗИ

ПРИЗНАКИ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ 1.Отлучка 2.Запрет 3.Нарушение 4.Выведывание 5.Выдача 6.Подвох 7.Пособничество 8.Вредительство 9.Посредничество 10.Отправка 11. Первая функция дарителя 12.Реакция героя 13.Снабжение 14. Путеводительство 15. Борьба 16.Клеймение 17.Победа 18. Ликвидация беды или недостачи 19.Возвращение 20.Преследование 21.Спасение 22. Неузнанное прибытие 23.Трудная задача 24.Решение 25. Узнавание 26.Обличение 27.Трансфигурация 28.Наказание 29.Свадьба

В гепталогии «Гарри Поттер» присутствуют 29 из 31 функции действующих лиц, выявленных В. Я. Проппом, но им присуща большая вариативность расположения в тексте по сравнению с фольклорной волшебной сказкой. Это, тем не менее, позволяет отнести романы о Гарри Поттере к жанру авторской волшебной сказки.

ПРИЗНАКИ РОМАНА ВОСПИТАНИЯ Герой романа воспитания –ребёнок-сирота, который покидает дом или приют, совершая побег от провинциальной или обыденной жизни. Персонаж развивается (психологически, нравственно и социально), получая определённые знания есть основной стержень романа Идея уникальности главного героя В школе чародейства и волшебства он не только приобретает знания и опыт, необходимые ему для того, чтобы одолеть величайшего злодея, Волдеморта, но и встречает друзей и врагов, попадает в сложные ситуации и проходит через множество тяжелых испытаний, которые закаляют его характер и содействуют становлению его личности.

СЕРИЯ РОМАНОВ РОУЛИНГ РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК Коммерческий проект; В контексте процесса глобализации и информатизации общества; С точки зрения психотерапии; Исходя из позиций феминистского движения; С точки зрения христианской морали; С точки зрения исторических параллелей в романе (английская аристократия, история британской школы, проблема чистоты крови, история спорта в Британии и пр.

ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНЫЕ СВЯЗИ РОМАНА Английская литература XIX–XX веков Чарльз Диккенс  Образ Картона из произведения Ч. Диккенса «Повесть о двух городах» стал одним из главных литературных источников для образа Северуса Снейпа, пожертвовав­шего собой ради ребенка Лили Поттер, которая предпочла ему другого. В эпилоге мы узнаем, что Гарри назвал в его честь своего сына.

«Гарри поттер» и роман Б. Стокера «Дракула» «Замок был Волшебная школа Хогвартс у Роулинг, среди учеников и преподавателей которой есть и добрые волшебники, и злые чародеи, напоминает школу дьявола Шоломанс, о которой говорится в романе «Граф Дракула» [Галинская 2008: 83-84] Замок расположен в Румынии на горе на самом краю пропасти» [Стокер 1993: 36]. Школа чародейства и волшебства Хогвартс также стоит на вершине высокой горы над большим озером[ Роулинг 2001: 83]. Да вот и персонаж «поттерианы» Чарли Уизли, брат друга Гарри Поттера Рона, занимается изучением драконов именно в горах [Роулинг 2001: 80]. Портрет графа Дракулы и портрет лорда Вольдеморта объединяет то, что у обоих красные глаза. У графа Дракулы «бледное лицо и красные сверкающие глаза» [Стокер 1993: 92]. Лицо у лорда Вольдеморта было «белее, чем череп, с огромными живыми алыми глазами» [Роулинг 2001: 558]. [Галинская 2008: 83-84]

«Гарри поттер» и «Властелин колец» Есть ещё один предмет с  ужасным действием — это медальон Слизерина и, чтобы хоть как-то разделить ужасное влияние этого медальона, трое друзей, Гарри, Гермиона и Рон надевают его по очереди.

«Гарри поттер» и «Властелин колец» Вместо Назгул - дементоры. Оба существа покрыты черным плащом, они ни живые, ни мертвые.

«Гарри поттер» и «Властелин колец» Обе романа включают маленькое существо, которому читатель должен сочувствовать. В Гарри Поттер этим персонажем является Добби, а в LOTR - Голлум, оба из которых говорят от третьего лица

«Гарри поттер» и «Властелин колец» Фродо получает шрам от Моргульского клинка. Итак, теперь у Гарри и Фродо есть шрамы на лице, нанесенные им злыми силами, которые все еще болят, когда эта злая сила становится сильнее. 

МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ПОЛИФОНИЗМ В «ГАРРИ ПОТТЕРЕ»

Греческая мифология Скандинавская мифология Кельтская мифология Средневековая мифология

МИФ В «ГАРРИ ПОТТЕРЕ»

Образы мифических существ Архетипичность персонажей

ГЕРОЙ МАТЬ МУДРЕЦ ГРААЛЬ АРХЕТИПЫ

«Гарри Поттер» – мир оживших мифов. Это иллюстрация общекультурных архетипов без морализаторства.

АРТУРИАНСТВО В «ГАРРИ ПОТТЕРЕ»

ГАРРИ ДАМБЛДОР ГРААЛЬ МЕЧ ГРИФФИНДОРА

Сказания о короле Артуре и рыцарях Круглого стола, в которых мифологические мотивы (путешествие в потусторонний мир, волшебство, оборотничество) присутствуют наряду с христианской легендой (чаша Грааля)

МИФИЧЕСКИЕ СУЩЕСТВА

«Гарри Поттер» Трехголовый пес Пушок Мифологическое существо Цербер – трехголовый пес, охранявший вход в подземный мир

«Гарри Потер» Гоблины, управляющие Банком Гринготтса Мифологическое существо Эльфы, пикси, гоблины

«Гарри Потер» Василиск (20-метровый монстр-змей) Мифологическое существо Змей, превращавший жертв одним взглядом в камень (был меньше размеров, чем существо, описываемое Роулинг

«Гарри Потер» Богарт -существо, наделённое способностью превращаться в олицетворение тайных страхов того, кто его видит Мифологическое существо Богарт – домовой дух из английской мифологии

«Гарри Потер» Фестрал – существо, облик которого навевает ужас, а их материализация связана со смертью Мифологическое существо Фестрал- редкие волшебные существа, относящиеся к фестрической породе крылатых коней

ВОЛШЕБНЫЕ ЖИВОТНЫЕ

Кентавры, сфинксы и гиппогрифы - двойственная природа (человек – лошадь, человек – лев, лошадь - орел)

Тотемизм: если приобщение к тотему само по себе чудодейственно, то смешение тотемов тем более знаменует особые дарования

НОМИНАЦИИ ГЕРОЕВ

Герои «Гарри Поттера» Минерва – преподавательница школы «Хогвардс»

Герои «Гарри Поттера» Сивилла Трелони преподавательница «Хогвартса», которая учит студентов предсказывать будущее

Герои «Гарри Поттера» Всеведующий смотритель Аргус Филч

Гермиона Грейнджер Но Роулинг позаимствовала его не из греческого мифа, а из «Зимней сказки» Шекспира, где это имя носит королева, мать потерянной принцессы Утраты. Гермиона — имя дочери спартанского царя Менелая и Елены. Миф Литература

Д. КОЛБЕРТ. ВОЛШЕБНЫЕ МИРЫ ГАРРИ ПОТТЕРА

Вейлы Гоблины Великаны Единороги Тролли Сфинкс Волшебные предметы

ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТОПОСТРОЕНИЯ В «ГАРРИ ПОТЕРЕ» Цикличность Стадиальность

ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТОПОСТРОЕНИЯ В «ГАРРИ ПОТЕРЕ» Образ инициации Путешествие героя в иной мир Характерное для мифа двоемирие

1. История становления героя 2. Первобытная жертва для временного упорядочения хаоса

Фольклорная волшебная сказка хранит следы архаических обрядов инициации, или путешествия героя – жреца, волхва – в иной мир. В ходе эволюции человечества мифологическая трактовка мира постепенно уступает место рационально-эмпирической. Магия в сказочном повествовании начинает сначала осознаваться как «чудо», затем как «выдумка», сознательный вымысел рассказчика ради развлечения и поучения слушателей Онтологическую мотивацию поведения персонажей сменяет трактовка, выражающая требования морали, диктуемой социумом.

В «Гарри Поттере» автор прибегает к приему двоемирия, характерному для произведений романтизма, в которых обыденный мир показан бытовым и приземленным. Вот и Роулинг иронизирует над миром маглов, гротескно преувеличивая страх самой обыкновенной семьи Дурсли перед всем волшебным. Однако автор «Гарри Поттера» не идеализирует мир волшебников: там, как и в мире реальном, существуют добро и зло, жизнь и смерть, счастье и беды. Магическое пространство у Роулинг предстает как череда замкнутых разрозненных локусов, которые находятся в обыденном мире, но зачастую невидимы для него.

МИФЫ В «ГАРРИ ПОТТЕРЕ»

ГЛАВНЕЙШИЙ СМЫСЛ ВСЯКОЙ МИФОЛОГИИ – ПРЕВРАЩЕНИЕ ХАОСА В КОСМОС МИФ О ТВОРЕНИИ, ОБУЗДАНИЕ ХТОНИЧЕСКИХ СИЛ

Извлечение Превращение Добывание/ поиск Приобретение/ потеря Мифологемы «золотого века» Рецидивы хаоса (цикличность) Жертвенность и спасение МИФЫ В «ГАРРИ ПОТТЕРЕ»

Мифологическая амбивалентность Традиционная для мифа амбивалентность: в обычном мире Гарри – лишний человек, посмешище и обуза. В мире волшебном он оказывается центральной фигурой.

МИФ О ВОЗНИКНОВНИИ ХОГВАРДСА

Основатели Хогвардса - персонификации определенных сил природы Годрик Гриффиндор – хозяин северной равнины Кандида Когтевран – повелительница широкой долины Пенелопа Пуффендуй – из горного ущелья Салазар Слизерин – владыка топей