12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Пересыпкина Галина Анатольевна82
Окончила историко-филологический факультет Читинского государственного педагогического института имени Н.Г. Чернышевского
Россия, Забайкальский край, Краснокаменск

Урок-презентация «Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова»

Государственное автономное образовательное учреждение «Краснокаменский горно-промышленный техникум» Забайкальский край Урок - презентация русского языка и литературы Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова Разработал: Пересыпкина Г.А., преподаватель русского языка и литературы г. Краснокаменск

Цель урока: в результате обобщения и систематизации знаний по теме «Жанры публицистического стиля» и изучении нового материала по теме «Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова» обучающиеся выполнят практическое задание, подготовятся к восприятию следующей темы. Задачи: образовательные: -обобщить и систематизировать знания обучающихся о жанрах публицистического стиля; -пополнить знания обучающихся фактами биографии и творчества Н.А. Некрасова; развивающие: - развивать положительную мотивацию к процессу обучения; -развивать умение логически верно излагать мысли, отвечать на проблемные вопросы; -развивать творческие способности; коммуникативные умения и навыки; воспитательные: -развивать бережное отношение к русскому языку, произведениям художественной литературы; -воспитывать бережное отношение к слову поэта, ответственное отношение к собственной устной и письменной речи.

Тип урока: комбинированный (смешанный) Методы формирования мотивации: словесные (рассказ, беседа); наглядные и практические (презентации, работа в группах); репродуктивные и поисковые (создание проблемной ситуации); методы самостоятельной учебной работы, работы под руководством преподавателя (написание сообщений, подготовка кластера, презентаций). Технологии: технология проблемного обучения, развитие критического мышления. Формы организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, в парах, групповая, индивидуальная. Оборудование к уроку: • мультимедийное оборудование; • презентации преподавателя и обучающихся; • инструкция для обучающихся; • кластер «Публицистический стиль»; • тексты (раздаточный материал) для практической работы в группах. Ключевые понятия: тема, стиль речи, публицистический стиль, жанры, проблема, путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк.

Ход урока: I.Организационный момент II.Актуализация знаний и практических и умственных умений (подготовка обучающихся к восприятию нового материла): Словарный диктант с заданием III. Изучение нового материала на основе текущего повторения: 3.1. Мотивация учебной деятельности путём постановки проблемного вопроса. 3.2.Реализация выполненных заданий в рамках внеаудиторной самостоятельной работы: - Кластер «Жанры публицистического стиля»; -Что такое очерк. 3.3. Таблица «Портретный очерк. Внешний, внутренний портрет». 3.4.Портретный очерк. Описание портрета поэта. 3.5.Викторина. 3.6.ВСР. Сообщение «Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова (дополнительная информация (изучение нового) к очерку жизни и творчества поэта с чтением стихотворения наизусть и его кратким анализом). 3.7. Видеоматериал. Малые города России. Карабиха. IV. Закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройдённого, связанного с новым (практическая работа в группах): 1 группа: Прочитайте отрывки стихотворений Н.А. Некрасова, определите, как они связаны с профессией «Автомеханик». 2 группа: Определите жанр предложенного текста. Аргументируйте. 3 группа: Составьте портретный очерк мальчика из стихотворения Некрасова «Школьник». Можно ли этот очерк назвать проблемным? V. Обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными: -тезисы обучающихся VI. Подведение итогов и результатов урока: -какой материал повторили на уроке? -что узнали нового? Отметки: за словарный диктант, индивидуальную работу, работу в группах, активное участие в реализации темы урока. VII. Рефлексия: -Составьте предложения со словами: 1 группа: очерк; 2 группа: Н.А. Некрасов; 3 группа: произведение. VIII. Домашнее задание «5» - Написать проблемный очерк «Актуальна ли поэзия Некрасова сегодня? Ушли ли в прошлое проблемы, поднятые поэтом в стихотворениях?» «4» - подготовиться к устному ответу по тезисам урока. ВСР: Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова (сообщение, презентация, викторина, кроссворд).

Используемая литература: 1. Лыссый Ю.И. Русская литература 20 век. 10 класс. Часть 1, Часть 2. М-2008г. 2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. М. Просвещение, 2012г. 3. Интернет-ресурсы.

Инструкция к уроку русского языка и литературы «Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова» (на столах) № п/п Этапы урока Действия обучающихся 1. Организационный этап Проверьте наличие тетради, ручки, инструкции. 2. Актуализационный этап 1.Напишите словарный диктант. 2.Проверьте, вынесите ошибки на поля; поставьте отметку в соответствии с критериями (слайды). 3. Познакомьтесь с лексическим значением слов оппонент, диспут, диссертация (слайд, инструкция) (Приложение 1) 3.С тремя словами составьте и запишите словосочетания. 4. Ответьте на вопросы: - Что объединяет словарные слова? (Приложение 2) - С какими предметами это связано? На протяжении всего урока записываете в тетрадь тезисы (основная информация) 3. Изучение нового материала на основе текущего повторения: Запишите тему урока. 1.Мотивационный этап   1.Подумайте, какое слово, по-вашему, является главным в формулировке темы урока? 2. Сформулируйте задачи урока. 3.Вспомните, в какой теме изучается очерк? 2. Индивидуальные задания: -Кластер «Жанры публицистического стиля» (Часовитин Ж.). -Что такое очерк? (Зиновьев С.) Запишите тезисы (Приложение 3) 3. Портретный очерк. Внешний, внутренний портрет Работайте с таблицей. 4.Портретный очерк (художник Крамской). Определите жанр и вид жанра. 5.Викторина 1.Ответьте на вопросы викторины (устно). 2. Назовите жанр данного текста. Докажите. 6.Сообщение. Галимов Р. Запишите тезисы сообщения. 7. Видеоматериал об имении Некрасова Карабиха. Определите, к какому виду очерка относится по содержанию часть просмотренного материала? Докажите.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА! 4. Закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройдённого, связанного с новым (практическая работа в группах) Выполните задания: 1 группа: Прочитайте отрывки из стихотворений Н.А. Некрасова, определите, как они связаны с профессией «Автомеханик». 2 группа: Определите жанр текста, аргументируйте ответ. 3 группа: Составьте портретный очерк мальчишки из стихотворения Некрасова «Школьник». 5. Обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными Зачитайте вслух тезисы урока 6. Подведение итогов и результатов урока   Устно ответьте на вопросы: -какой материал повторили на уроке? -что узнали нового? 7. Рефлексия   Составьте предложения со словами 1 группа: очерк 2 группа: Н.А. Некрасов 3 группа: произведение 8. Домашнее задание   Выполните ВСР: Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова. Выберите: «5» - Проблемный очерк «Актуальна ли поэзия Некрасова сегодня? Ушли ли в прошлое проблемы, поднятые поэтом в стихотворениях?» «4» - тезисы урока.

Приложение (на столах) 3). ОЧЕРК проблемный портретный путевой Очерк, в котором понимается какая-то социально значимая проблема; предлагаются, анализируются пути её решения Очерк, в котором раскрывается личность человека, его характер Очерк, в котором рассказывается о дорожных впечатлениях; даются зарисовки природы, быта людей 1).Оппонент (синоним-противник): 1.тот, кто выступает с возражениями (оппонирует) кому-либо в публичной беседе, диспуте (публичный спор на научную тему); 2. лицо, которому поручается оценка диссертации (сочинение, доклад- квалифицированная работа на присуждение академической или учёной степени) и выступление на учёном диспуте при её защите. Википедия 2).Термин – (предел, граница) – слово или словосочетание, являющееся названием некоторого понятия какой-нибудь области науки, техники, искусства и т.д. Большой энциклопедический словарь Понятие: 1) в философии - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия - выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса. 2) В логике - мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам.

Словарный диктант. Биография, статья, портрет, очерк, литература, стихотворение, поэма, доклад, сообщение, характер, проблема, герой, дискуссия, репортаж, интервью, диспут, диалог, аргумент, оппонент.

Критерии оценивания: Нет ошибок – «5» 1-2 ошибки – «4» 3-5 ошибок – «3» Больше 5 ошибок – «2» Оппонент (синоним-противник): 1.тот, кто выступает с возражениями (оппонирует) кому-либо в публичной беседе, диспуте (публичный спор на научную тему); 2. лицо, которому поручается оценка диссертации (сочинение, доклад- квалифицированная работа на присуждение академической или учёной степени) и выступление на учёном диспуте при её защите.

Проблемный вопрос: - Что такое очерк?

Публицистический стиль речи Выступление по радио, телевидению, на собрании Жанры Ораторская, судебная речь Хроника Статья Репортаж Фельетон Очерк Интервью Доклад

Что такое очерк? Толковый словарь русского языка Одним из распространённых жанров публицистического стиля является очерк: 1.небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий; 2. общее изложение какого – нибудь вопроса. Энциклопедический словарь очерк: 1. в художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большой описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы; 2.публицистический, в том числе документальный, очерк излагает и анализирует различные факты и явления общественной жизни. Характерной чертой очерка является - документальность; - достоверность фактов, событий. В очерке указываются подлинные имена и фамилии, действительные места событий, описывается реальная обстановка, указывается время действия.

Портретный очерк Герой портретного очерка Портрет, обстановка, работа, интересы, увлечения, окружение. Внешний портрет Внутренний портрет Описание лица, рук, цвета глаз, волос, причёски, одежды; походка, жесты, манеры, особенности голоса, смеха; выражение глаз, взгляд, улыбка. Передать самое яркое, запоминающееся, характерное для данного человека. - Это характер человека, его внутренний мир: интересы, привычки, образ мыслей, отношение к делу, к людям, к самому себе; поведение в разных ситуациях, его убеждения и взгляды, чувства и переживания.

Иван Николаевич Крамской Николай Алексеевич Некрасов

Иван Николаевич Крамской создал один из своих типичных портретов. Для таких портретов был характерен тёмный фон, с которым одежда изображаемого обычно сливалась. Коричневый сюртук Некрасова, его чёрная бабочка – не исключение, фон попадает в тон и лишь немного светлее. Ни одежда, ни руки не прорабатывались детально – они просто были частью человека, но отдельного внимания им не уделялось – зато все свои силы художник сосредотачивал на лице. Никаких лишних эмоций на лице, только сосредоточенный взгляд чуть в сторону. Так и Некрасов – с его бородой, лёгкими морщинами, со взглядом человека, который видел жизнь изнутри и нашёл её довольно занятной – смотрит в сторону и кажется погруженным в свои мысли. Возможно, он думает о смерти, возможно о будущем, которого у него может не быть, возможно, вспоминает прошлое или думает об очередной стихотворной строчке. Впрочем, также возможно, что за его глазами нет никаких особенных мыслей. Только застывшая концентрированная вечность, в которую он погружен таким, каким был когда-то много лет назад.

Викторина 1. Где родился Н.А. Некрасов? 2. Где провёл детство будущий поэт? 3. Как назывался первый сборник стихотворений Некрасова, в каком году он был издан? 4. Где учился Некрасов после Ярославской гимназии? 5. Сколько псевдонимов было у Некрасова? Назовите некоторые из них. 6.Как назывался журнал, основанный Пушкиным и взятый Некрасовым в аренду? 7. С каким изданием начал работать Некрасов в 1841 году и затем приобрёл на него права? 8. Какие стихотворные произведения Некрасова вы знаете?

Некрасов родился в местечке Немирово Подольской губернии. Детство будущего поэта прошло в имении Грешнёво Ярославской губернии. Первый сборник стихотворений Некрасова назывался «Мечты и звуки», он был издан в 1840 году. После учёбы в Ярославской гимназии Некрасов 2 года был вольнослушателем Петербургского университета (факультет филологии). У поэта было десять псевдонимов: Пружинин, Бухалов, Иван Бородавкин, Афанасий Пахоменко, Стухотнин, Ник. Нек. и другие. Некрасов взял в аренду журнал «Современник», основанный Пушкиным. В 1841 году Некрасов начал работать в журнале «Отечественные записки» и затем приобрёл на него права. Перу Некрасова принадлежат стихотворения: «Тройка», «Школьник», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда» и другие. -Назовите жанр данного текста. Аргументируйте.

Петербург

Н.А. Некрасов – редактор «Отечественных записок»

О Муза! я у двери гроба! Пускай я много виноват, Пусть увеличит во сто крат Мои вины людская злоба — Не плачь! завиден жребий наш, Не наругаются над нами: Меж мной и честными сердцами Порваться долго ты не дашь Живому, кровному союзу! Не русский — взглянет без любви На эту бледную, в крови, Кнутом иссеченную Музу… В 1876 году Некрасов заболел. Все знали, что дни поэта сочтены, и к Некрасову неслись выражения искреннего и глубокого сочувствия со всех сторон. В.Г. Короленко. Н.А. Некрасов умер 8 января 1878 г.

1 группа: прочитайте отрывки из стихотворений Н.А. Некрасова («Тройка», «Железная дорога», «В дороге», начало поэмы «Кому на Руси жить хорошо», «Школьник»), определите, как они связаны с профессией «Автомеханик».  2 группа: определите жанр текста, аргументируйте свой выбор. М.Е. Салтыков-Щедрин, незадолго до смерти Н.А. Некрасова, писал: «Этот человек, повитый и воспитанный цензурой, задумал и умереть под игом её. Среди почти невозможных болей написал поэму («Кому на Руси жить хорошо»), которую цензура и не замедлила вырезать… можете представить себе, какое впечатление должен был произвести этот поступок на умирающего человека. К сожалению, и хлопотать почти совсем бесполезно: всё так исполнено ненависти и угрозы, что трудно даже издали подступиться. А поэма замечательная…» 3группа: составьте портретный очерк мальчишки из стихотворения Некрасова «Школьник» — Ну, пошёл же, ради бога! Небо, ельник и песок — Невесёлая дорога… Эй! садись ко мне, дружок! Ноги босы, грязно тело, И едва прикрыта грудь… Не стыдися! что за дело? Это многих славный путь. Вижу я в котомке книжку. Так учиться ты идёшь… Знаю: батька на сынишку Издержал последний грош.

Рефлексия Составьте предложения со словами: 1 группа: очерк 2 группа: Н.А. Некрасов 3 группа: произведение Домашнее задание «5» - Проблемный очерк «Актуальна ли поэзия Некрасова сегодня? Ушли ли в прошлое проблемы, поднятые поэтом в стихотворениях?» «4» - тезисы урока. Внеаудиторная самостоятельная работа: «Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова».

Спасибо за внимание!