12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Куровская Алиса Михайловна17

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные орфоэпические нормы.

Донецкая Народная Республика управление образования администрации города Донецка Муниципальное БЮДЖЕТНОЕ общеобразовательное учреждение «Школа №49 города донецка» Составитель: учитель русского языка и литературы Куровская А.М. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные орфоэпические нормы.

Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке нас ждёт много нового и интересного.

Прочитайте шутливое стихотворение и скажите, как не нужно произносить слово творог? Мой дядя выяснял лет сорок И все же выяснить не мог, Как говорить вернее: творог, А может, правильней – творог?! И как-то он в молочной лавке Его увидел на прилавке, – Лицо, как роза, расцвело, Решил купить он полкило. Но тотчас, на прилавок глядя, Опять задумался мой дядя: «Ведь, вероятно, он недорог, Пойдет в ватрушку и в пирог... А как спросить: «Почем творог? А может, правильнее творог?». Задачу эту смог решить Мой дядя, лишь дойдя до кассы, Сказав: «Прошу вас получить За полкило творожной массы». Кассирша мало разбиралась В местоименьях, падеже. И так сказала: «Не осталось! Она распродана уже!». В.Громов

В разговорно-бытовой речи допустим и тот, и другой вариант произношения слова творог. Но в соответствии со строгими литературными нормами лучше говорить творог. А кассирша должна была сказать распродана.

А только ли нарушена норма постановки ударения? Может быть ещё вы видите нарушение каких-либо норм? Хорошо тогда прочитайте Рассказ школьного портфеля

Знакомьтесь: Петя. Мой сосед. Ему уже двенадцать лет. Но говорит он до сих пор Не «коридор», а «колидор». «Дилектор входит в кабинет...» «Закрыт магазин на обед...» «Хозяйка моет стаканы...» «Секёт свеклу...» «Пекёт блины...» И до меня дошел черёд: Портфель он «портфелем» зовет. Но мне не зря «Родную речь» Судьбой доверено беречь. И я придумал не шутя: Пусть и его зовут Петя. – Петя! – несется со двора. – Тебе домой идти пора! – Не трогай малыша, Петя! Ведь ты большой, а он дитя! «Петя» обижен на ребят: – Скажите, в чем я виноват? Я не ругался, не грубил И никого не оскорбил, За что же среди бела дня Отняли имя у меня? Ю.Тимянский

Какие нормы нарушены в этом шутливом стихотворении? (Произношения)

А в вашей жизни бывали такие случаи, когда вы неправильно ставили ударение или неправильно произносили слова? А легко ли было окружающим понять о чём вы говорите? Приведите примеры своей неправильной речи. А в вашей жизни бывали такие случаи, когда вы неправильно ставили ударение или неправильно произносили слова? А легко ли было окружающим понять о чём вы говорите? Приведите примеры своей неправильной речи.  Нам эта тема важна? (Да) Тогда сформулируйте тему сегодняшнего урока (Нормы ударения и произношения)  И что мы во всех словах сразу научимся ставить ударение? (Нет)  А как вы думаете, что нам нужно будет сделать для того, чтобы научиться правильно ставить ударение во всех словах? (Найти что-то общее среди всех слов, закономерности)  Какие цели вы поставите себе?  А с помощью чего будем добиваться решения поставленной цели?

Почему воспитанный человек испытывает трудности в постановке ударения? (Потому, что он культурный и воспитанный, боится допустить ошибки в речи). Почему воспитанный человек испытывает трудности в постановке ударения? (Потому, что он культурный и воспитанный, боится допустить ошибки в речи). - Мы сегодня будем искать «подсказки», которые помогут нам правильно произносить слова. Прочитайте выразительно отрывки из стихотворений и определите ударение в выделенных словах. Спишите, расставив ударение в выделенных словах.

 Стоит девочкам начать, Дай им только волю, – Будут целый день качать И баюкать Лелю. А.Барто.   Вот у Коли, например, Мама – милиционер. А у Толи и у Веры Обе мамы – инженеры. А.Барто. В тот же день царица злая, Доброй вести ожидая, Втайне зеркальце взяла И вопрос свой задала... А.С. Пушкин.

Зарецкий наш и честный малый Вступили в важный договор, Враги стоят, потупя взор. А.Пушкин.   И как отрадно было видеть нам, Когда наш лен – на всем своем массиве, – Приподнятый, выравнивался сам И день за днем все делался красивей. М.Исаковский.

УСТНО Расставьте ударение в русских словах и выяснить особенности русского ударения, записав их в тетрадь: город, природа, молоко, ворота. Расставьте ударение во французских словах и выяснить их особенности, записав в тетрадь: одеколон, эскимо, салют, дебют. Расставьте ударение в польских словах и выяснить их особенности, записав в тетрадь. Варшава, Освенцим, Краков, Познань. Расставьте ударение в венгерских словах, выяснить их особенности, записать в тетрадь. Венгрия, Ференц Лист. Расставьте ударение в чешских словах, выявить их особенности, записать в тетрадь. Прага, Карловы Вары, чехи.

Таким образом, постановка ударения зависит от языка, из которого пришло слово. Найдите омонимы. Чем они различаются в значении? Сделайте вывод о роли ударения. Скорей, сестра, на рыб взгляни. Попались на крючок они! В ведерко руку окуни, Не бойся, это окуни. Я. Козловский

Прочитайте текст, письменно ответьте на вопросы Однажды первоклассник Петя открыл газету и прочитал: «Недавно в город Ярославль приехали немецкие специалисты, чтобы отремонтировать единственный в городе орган. Скоро он снова будет радовать жителей Ярославля своим великолепным звучанием. Особенно рада этому хозяйка органа – заслуженная артистка Российской Федерации Л.Шишханова». Петя очень удивился. «Мама, – спросил он. – Почему во всем Ярославле только один орган? Ведь орган есть у каждого человека, и не один. И какой орган вылечили – сердце? почки? Какая-то странная заметка!» Мама рассмеялась и сказала: «Петя, ты перепутал два похожих, но разных по смыслу слова». Какие же слова спутал Петя? Почему возникла эта путаница?

Закрепление изученного Продолжите предложение. Орфоэпия – это… Найдите ошибку: Алфавит, процент, досуг, звонит. Найдите “лишнее” слово: Что, скворечник, скучный, гречневый. Исправьте ошибку: Пар[тэ]р, каш[нэ], [тэ]рмин, порт[р`э]т.

Подведение итогов урока. -Что нового вы сегодня узнали? -Какие из поставленных вами целей нам удалось реализовать? -Оцените свою работу на уроке ?