12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ситнева Наталья Леонидовна80
учитель начальных классов
Россия, Тюменская обл., Тюмень

Работа на уроках по формированию читательской грамотности школьников начальных классов

Работа на уроках по формированию читательской грамотности школьников начальных классов. Учитель начальных классов. Ситнева Н.Л.

Метапредметные результаты овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, составлять тексты в устной и письменной формах.

Предметные результаты понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, давать оценку поступков героев; овладение техникой чтения вслух и про себя, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источникам информации.

текстов разных жанров и видов: ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ способность понимать и использовать письменную речь во всём разнообразии её форм для целей, требуемых обществом и/или ценных для индивида» (PIRLS) чтение понимание оценка интерпретация Художественных Информационных Учебных Текстов задач, инструкций применение

Проблемы читательской грамотности российских школьников ослабевает функция книги как источника знаний низкая потребность в самостоятельном чтении зависимость от уровня культуры семьи замена чтения компьютером, общением в Интернете

Роль семьи в формировании читательской грамотности преимущественный вклад в достижения четвероклассников семья, а не школа и класс. Из семейных характеристик имеют значение прежде всего образовательные ресурсы, доступные ребенку дома, и активность родителей в отношении детского чтения

Результаты выполнения ВПР по русскому языку об-ся 5 кл. (по программе 4 класса) Тюменской области 2020 г. Блоки ПООП НОО выпускник научится / получит возможность научиться или проверяемые требования (умения) в соответствии с ФГОС Средний % выполнения По России/по региону Умение распознавать основную мысль текста при его письменном предъявлении; адекватно формулировать основную мысль в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления. Определять тему и главную мысль текста 51,42 49,05   Умение составлять план прочитанного текста (адекватно воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свернутости) в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления. Делить тексты на смысловые части, составлять план текста 56,61 52,06   Умение строить речевое высказывание заданной структуры (вопросительное предложение) в письменной форме по содержанию прочитанного текста. Задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста 61,03 56,94   Умение распознавать значение слова; адекватно формулировать значение слова в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления. Определять значение слова по тексту 71,1 71,05   Умение на основе данной информации и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации данной информации, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы. Интерпретация содержащейся в тексте информации 36,73 33,96

Правильная читательская деятельность «Правильная читательская деятельность –это трёхступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения, после чтения)» Н. Н. Светловская

Лаборатория проблем построения школьного учебника Психологического института РАО Руководитель - академик РАО, д.психол.н., профессор Г.Г. Граник

Технология продуктивного чтения Работа с текстом до чтения Работа с текстом во время чтения Работа с текстом после чтения

1 этап. Работа с текстом до чтения Прогнозирование О.В. Кубасова

Лексическая и эмоциональная подготовка

Предтекстовая деятельность Актуализация знаний, постановка учебной задачи, мотивация

Предтекстовая деятельность «Техническая» подготовка

Предтекстовая деятельность Основные виды работы актуализация читательского и/или жизненного опыта по тематике чтения; лексическая подготовка; техническая подготовка (перед самостоятельным чтением детьми текста); эмоциональная подготовка; прогнозирование; формирование установки на чтение или постановка учебной задачи; мотивирование читателя.

Постановка учебной задачи

II этап. Текстовая деятельность (знакомство с произведением) •Педагогическая задача: обеспечить полноценное восприятие текста и понимание его содержания (фактуальной и подтекстовой информации).

2 этап. Работа с текстом во время чтения Способы знакомства (чтения) с произведением 1. Чтение учителем 2. Актерское исполнение (аудиозапись) 3. Чтение подготовленного ученика 4. Самостоятельное чтение «про себя» 5. Чтение вслух «по цепочке» 6. Чтение детей и учителя 7. Драматизация литературного произведения заранее подготовленными детьми 8. Демонстрация диафильма, мультфильма 9. Чтение «с остановками»

Диалог с текстом в методике чтения: Диалог с текстом в методике чтения:

II этап. Текстовая деятельность (О.В. Кубасова) Правила постановки вопросов прогнозирующего характера педагогом 1. Когда персонажи что-то обсуждают, и читатель может виртуально присоединиться к этому обсуждению, высказав своё мнение. 2. Когда в тексте встречается вопрос персонажа или автора (ситуации непонимания, незнания). 3. Когда имеется ситуация затруднения. 4. Перед кульминацией или сразу после неё. 5. Перед финальным событием.

3 этап. Работа с текстом после чтения Педагогическая задача: обеспечить углублённое восприятие и понимание текста на уровне концептуальной информации

Технология продуктивного чтения 3 этап. Работа с текстом после чтения 1. Обобщающая беседа, содержащая смысловые вопросы по всему тексту, в том числе проблемные. Два-три (не более) смысловых вопроса должны помочь детям: – выявить главное в прочитанном; – установить связь между прочитанным произведением и собственным жизненным опытом, представлением о чём-либо. 2. Короткий рассказ учителя о писателе (один-два ярких эпизода из биографии писателя, истории создания произведения). 3. Возвращение к заглавию, его осмысление. 4. Работа с иллюстрациями (соотнесение их с текстом, со своим видением, представлением и пр.). 5. Итоговое задание (в том числе творческого характера).

Работа с художественным текстом синтетического характера Пересказ (подробный, краткий, выборочный, творческий) Графическое и словесное рисование Драматизация (инсценирование) Музыкальное иллюстрирование Проектная деятельность

Формирование читательской грамотности в начальной школе (все предметы НШ) Техника чтения+смысловое чтение=техника смыслового чтения Чтение от художественных текстов к информационным Пишем сами информационные тексты, читаем написанные одноклассниками (русский язык, окр.мир, др.) Постепенно увеличиваем объём информационных текстов и их сложность Читательская грамотность Чтение для обучения Обучение чтению

Интерпретация и обобщение информации Примеры заданий (по Е.В. Чудиновой)

Работа с учебным текстом Алгоритм чтения учебных текстов 1. Начиная чтение, внимательно прочти заголовок и запомни, на какие вопросы найти надо ответы в тексте. 2. Читай текст, помня учебную задачу: найти ответы на поставленные вопросы. 3. Прочтя очередной абзац текста, поразмышляй: - О чем этот текст? Какие слова раскрывают его содержание? Подчеркни их волнистой чертой. - Какие новые понятия встретились в отрывке текста? Подчеркни их прямой чертой. - Что тебе осталось непонятным в тексте? Отметь эти места на полях вопросительным знаком. - Что в прочитанном отрывке кажется тебе наиболее интересным? Отметь эти места текста на полях восклицательным знаком. 4. После этого переходи к чтению следующего абзаца. 5. Закончив чтение и разметку всего текста, просмотри его еще раз с самого начала. Достаточно внимательно прочесть еще раз только подчеркнутые тобой ключевые слова и новые понятия, а также помеченные тобой на полях самые важные участки текста. После этого попробуй проговорить про себя ответы на вопросы, поставленные заголовком текста, пользуясь отмеченными в тексте словами и фразами. 6. Подумай, что в тексте осталось тебе непонятным, и отметь на полях, о чем следует задать вопросы учителю или взрослым дома. Стоит отметить и те места в тексте, которые показались тебе настолько интересными, что хотелось бы узнать о прочитанном больше

Работа с информационным текстом «Мудрые совы» Азы работы над текстом Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их в алфавитном порядке. Что, не ждали? Выберите из текста информацию, которая является для Вас неожиданной. Ты уже знаешь последние новости? Запишите ту информацию, которая является для Вас новой. Главная жизненная мудрость Постарайтесь выразить основную мысль текста одной фразой. Известное и неизвестное Найдите в тексте информацию, которая является для Вас известной, и ту информацию, которая ранее была неизвестной. Иллюстративное изображение Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и, если возможно, Вашу реакцию на нее в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.п. Поучительный вывод Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни? Важные темы для обсуждения Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии в классе.