12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Пусикова Наталья Александровна84

Сценарий педагогического совета "Территория текста: стратегии смыслового чтения"

Территория текста: стратегии смыслового чтения

Две стороны процесса чтения Техническая сторона предполагает оптическое восприятие воспроизведение звуковой оболочки текста, то есть их декодирование и перевод в устно-речевую форму Смысловая сторона включает в себя понимание значения и смысла текста или перевод авторского кода на свой смысловой код. У опытного читателя ВСЕГДА смысловая сторона опережает техническую. 

В чём суть смыслового чтения Смысловое чтение –вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.  Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Смысловое чтение является метапредметным навыком является важнейшим средством социализации учеников.

Обучение смысловому чтению заключается в овладении следующими умениями: Предвосхищать содержание текста по заголовку Понимать основную мысль текста Формировать систему аргументов Прогнозировать последовательность изложения идей текста Понимать невыраженную (подтекстовую) информацию текста Понимать назначение разных видов текстов Выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов имыслей Сопоставлять разные точки зрения и источники информации по теме Сопоставлять иллюстрации с информацией текста Выражать информацию текста в виде кратких записей Различать темы и подтемы текста Ставить перед собой цель чтения Выделять главную и избыточную информации Пользоваться разными техниками понимания прочитанного Анализировать своё эмоциональное состояние в процессе чтения Понимать душевное состояние персонажей текста

Стратегия смыслового чтения – это путь, программа действий читателя по обработке различной информации текста Стратегии предтекстовой деятельности Стратегии текстовой деятельности Стратегии послетекстовой деятельности

Стратегии (комплекс приёмов) работы с текстом Традиционные: Чтение и пересказ Деление на части и составление плана Частичное – поисковая работа с текстом (найди понятия, отметь объекты, найди ответ на вопрос) Перевод текста в графическое представление (сравнительная таблица, схема, алгоритм) Восстановление деформированного текста (допиши слова в пробелы, расположи предложения текста по порядку, абзацы – по плану и пр.) Инновационные (до чтения): Куст ассоциаций; Рассказ – предположение на основе опорных слов; Отсроченная загадка; Ориентиры предвосхищения; Рассечение вопроса; Дерево предположений; Верю- не верю; Корзина идей

Стратегии (комплекс приёмов) работы с текстом Традиционные: Чтение и пересказ Деление на части и составление плана Частичное – поисковая работа с текстом (найди понятия, отметь объекты, найди ответ на вопрос) Перевод текста в графическое представление (сравнительная таблица, схема, алгоритм) Восстановление деформированного текста (допиши слова в пробелы, расположи предложения текста по порядку, абзацы – по плану и пр.) Инновационные (во время чтения): Глоссарий; Лови ошибку! Перепутанные логические цепочки; Бортовой журнал; Инсерт; Кубик (ромашка) Блума; 6 шляп мышления; Фишбоун (рыбья кость); Зигзаг Тонкие и толстые вопросы + - интересно

Стратегии (комплекс приёмов) работы с текстом Традиционные: Чтение и пересказ Деление на части и составление плана Частичное – поисковая работа с текстом (найди понятия, отметь объекты, найди ответ на вопрос) Перевод текста в графическое представление (сравнительная таблица, схема, алгоритм) Восстановление деформированного текста (допиши слова в пробелы, расположи предложения текста по порядку, абзацы – по плану и пр.) Инновационные (после чтения) Кластер; Пирамида; Синквейн; Информационная карточка книги; Дискуссионная карта; Свободное письмо; Проверочный лист; Тайм- аут

Стратегия «Верю – не верю» Обучающимся предлагается список утверждений, созданных на основе текста, который они в дальнейшем будут изучать. Учитель просит установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией, возвращаемся к данным утверждениям, и ученики оценивают их достоверность, используя на уроке полученную информацию. Высказывание До чтения После чтения 1. Глаза позволяют нам видеть мир красочным и объемным 2. Форма глаза напоминает яблоко 3. Глаза в сильные морозы мерзнут 4. Зрачок – это отверстие в глазу 5. Изображение рассматриваемого предмета получается на сетчатке перевернутым 6. Полезно смотреть на солнце без защитных очков

Стратегия «ПИРАМИДНАЯ ИСТОРИЯ» Описание приёма Имя героя вашей истории Два слова, описывающих героя Три слова, описывающих место действия Четыре слова, описывающих проблему истории. Пять слов, описывающих первое событие Шесть слов, описывающих второе событие Семь слов, описывающих третье событие Восемь слов, описывающих решение проблемы. Пример использования Лицей Императорский, Царскосельский Санкт – Петербург, Царское Село, дом Свободолюбие, мировоззрение, творчество, талант Наставники, воспитанники, дружить, думать, спорить Режим, подъём, словесность, классы, уроки, развлечения Первый, выпуск, государственная служба, провести, вместе, родной Пушкин, остался верен, свободолюбивый дух, Лицей, дружба, Отечество

Стратегия “Кластер” (гроздья) Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Такое оформление материала помогает обучающимся выяснить и понять, что можно сказать (устно и письменно) по данной теме.

Стратегия «Перепутанные логические цепочки» Описание Выписываются 5-6 событий из текста. Демонстрируются перед классом в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с исходным текстом и определить: верны ли были их предположения. Примеры применения  Русский язык: Часть речи – в предложении бывает – обозначает – самостоятельная – определение – изменяется – сказуемое – какой? – чей? – признак предмета – отвечает – род – падеж – число – имеет – краткая форма. История: стрелецкий бунт — коронация Петра и Ивана — Евдокия Лопухина — Архангельск — Первый Азовский поход и т.д.

Стратегия «Шесть шляп мышления» Описание Каждому ученику предлагается выбрать одну из шляп по цвету. Цвет шляпы указывает на основные моменты, которые необходимо осмыслить и обобщить. Красная шляпа - выражение своих чувств, без объяснения причин их возникновения. Белая  – перечень фактов. Черная – выявление недостатков и их обоснование (негативное мышление). Желтая – позитивное мышление, что было хорошего и почему. Зелёная шляпа - предположение о возможных путях развития события. Синяя шляпа - общий, философский вывод. Примеры применения Белая шляпа:Обсудите в парах, как можно передать содержание этого текста тремя предложениями. Жёлтая шляпа: Докажите утверждение: Герой – щедрый, милосердный и скромный человек Чёрная шляпа: что герой сделал не так? В чём он не прав?  Красная шляпа: соотнесите плохое и хорошее в герое и скажите: Как лично вы оцениваете героя? Зелёная шляпа: Что было бы, если бы герой не обнищал? Что было бы, если бы герой не встретил на дороге незнакомца? Синяя шляпа: О чём (о каком качестве человека) этот рассказ? Почему же Тургенев назвал свой рассказ «Милостыня», а не «Милосердие»?

И. Тургенев «Милостыня» Вблизи большого города, по широкой проезжей дороге шёл старый больной человек. Он шатался на ходу, его исхудалые ноги, путаясь, волочась и спотыкаясь, ступали тяжко и слабо, словно чужие; одежда на нём висела лохмотьями; непокрытая голова падала на грудь…Он изнемогал. Вспоминал он, как и он был некогда здоров и богат - и как он здоровье истратил, а богатство роздал другим, друзьям и недругам…И вот теперь у него нет ни куска хлеба – и все его покинули, друзья ещё раньше врагов… Неужели ж ему унизиться до того, чтобы просить милостыню? И горько ему стало на сердце и стыдно. Вдруг он услышал, как кто-то зовёт его по имени; он поднял усталую голову – и увидал перед собою незнакомца. - Ты всё своё богатство роздал, - послышался ровный голос… - Но ведь ты не жалеешь о том, что добро делал? -Не жалею,- отвечал со вздохом старик, - только вот умираю я теперь. - И не было бы на свете нищих, которые к тебе протягивали руку,- продолжал незнакомец, не над кем было бы тебе показать свою добродетель, не мог бы ты упражняться в ней? Старик ничего не ответил – и задумался. - Так и ты теперь не гордись, бедняк, - заговорил опять незнакомец, - ступай, протягивай руку, доставь и ты другим добрым людям возможность показать на деле, что они добры.

Стратегия «Лови ошибку» Описание Обучающимся предлагается список утверждений, созданных на основе текста, который они в дальнейшем будут изучать. Учитель просит установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией, возвращаемся к данным утверждениям, и ученики оценивают их достоверность, используя на уроке полученную информацию. Примеры применения 1…растения в лесу можно условно разделить на 3 яруса. 2…у трав мягкие и сочные стебли. 3…деревья бывают лиственные и хвойные. 4…кустарники бывают лиственные и хвойные. 5…у деревьев один толстый стебель. 6… у кустарников несколько стеблей, отходящих от корня. 7…у хвойных растений нет листьев 8…растение под названием «Вероника дубравная» является травой.     

Стратегия “ Рассказ-предположение по ключевым словам”. Описание Учащимся предлагается в группе или индивидуально составить и записать свою версию рассказа или предположить его тему и возможный сюжет, употребив все предложенные ключевые слова. При знакомстве с исходным содержанием, учащиеся сопоставляют «свою» версию и версию «оригинального текста». Описанное задание обычно используется на стадии «вызова», однако на стадии «рефлексии» целесообразно вернуться к ключевым терминам и обсудить обнаруженные совпадения и выявленные разногласия. Использование данной формы развивает воображение, фантазию, способствует активизации внимания при знакомстве с текстом оригинала. Примеры применения В рассказе, который мы сегодня прочитаем, нам встретятся слова: - тайна - мама - Кремль - явное - нечестно - милиционер - окно - становится - каша на шляпе - дядя. Как вы думаете, о чем может идти речь в этом произведении? Подумайте, какие события могут описываться в рассказе с таким названием. (В. Драгунский «Тайное становится явным»)

Стратегия «Кубик Блума» " уникальна тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Учитель или один ученик бросает кубик. Выпавшая грань укажет, какого типа вопрос следует задать. Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д. Объясни. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.   Сравни. Это вопросы, позволяющие ученику сравнить изучаемое понятие по одному или нескольким критериям с другим, ранее изученным понятием. Предложи (свои примеры, свой способ решения, план действий). Учение должен предложить своё видение проблемы, свои идеи или объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций. Придумай (другой финал, другое название, что было бы, если)— это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла. Поделись (своими наблюдениями, впечатлениями, чувствами, размышлениями, опытом) — вопросы этого блока учат оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке, эмоциях, вызванных темой. НАЗОВИ элементы прямоугольного параллелепипеда.(8 вершин, 6 граней, 12ребер) ОБЪЯСНИ, почему параллелепипед называют прямоугольным? (Потому что все грани прямоугольного параллелепипеда прямоугольники) СРАВНИ прямоугольный параллелепипед с кубом ПРЕДЛОЖИ как из прямоугольного параллелепипеда получить куб? ( если все ребра прямоугольного параллелепипеда равны , то получится куб) ПРИДУМАЙ рисунки с прямоугольным параллелепипедом. ПОДЕЛИСЬ своими наблюдениями, где в жизни ты встречал предметы в форме параллелепипеда? ( дома, мебель : шкафы, комоды; электро-бытовые приборы: телевизор, микроволновая печь

Группа №1: Т.Ф. Курдюмова «Литература. 5 класс» Басня И. Крылова «Стрекоза и Муравей» Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела, Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза. Помертвело чисто поле, Нет уж дней тех светлых боле, Как под каждым ей листком Был готов и стол и дом. Все прошло: с зимой холодной Нужда, голод настает, Стрекоза уж не поет, И кому же в ум пойдет На желудок петь голодный! Злой тоской удручена, К Муравью ползет она: -Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей! - Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето?- Говорит ей Муравей. - До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас - Песни, резвость всякий час, Так, что голову вскружило. - А, так ты... - Я без души лето целое все пела. - Ты все пела? Это дело: Так поди же, попляши!

Группа №1 назови главных героев басни  объясни, почему Муравей так поступил со Стрекозой сравни характер Стрекозы с характером Муравья предложи Стрекозе дальнейший план действий придумай свою версию концовки басни поделись своими чувствами по отношению к героям

Группа №2: А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова «Окружающий мир. 4 класс» Глава «Мир глазами эколога» Когда – то очень давно у людей не было почти ничего, что есть сейчас. Не было полей, ферм, заводов и фабрик, техники и современных жилищ, привычной нам обуви и одежды. Жизнь людей зависела от капризов окружающей природы. Из – за неудачной охоты они голодали. Сильные морозы или засуха нередко грозили гибелью. Наши далёкие предки преклонялись перед силой природы, остро чувствовали свою зависимость от неё. Но постепенно многое изменилось. У людей появились поля, фермы, дома, были построены заводы и фабрики. И людям стало казаться, что они уже не зависят от природы, что они сильнее её. Однако со времени всем стало понятно, что это не так. Покорение природы приводило к загрязнению воздуха и воды, разрушению почвы, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных. Так, в результате деятельности человека на Земле возникли экологические проблемы. С точки зрения эколога, мир – это неразрывное единство живой и неживой природы, человека и природы.

Группа №2 Назови экологические проблемы современного мира Объясни, почему на Земле возникли экологические проблемы Сравни жизнь древнего и современного человека Предложи возможные способы решения одной из экологических проблем Придумай другое название для параграфа Поделись своим опытом оказания помощи растениям, животным и птицам.

Группа №3: Л.С. Атанасян «Геометрия. 7-9 кл.» § 21. Окружность Окружностью называется геометрическая фигура, состоящая из всех точек плоскости, расположенных на заданном расстоянии от данной точки. Данная точка называется центром окружности, а отрезок, соединяющий центр с какой – либо точкой окружности, - радиусом окружности. Из определения окружности следует, что все радиусы имеют одну и ту же длину . Отрезок, соединяющий две точки окружности, называется её хордой. Хорда, проходящая через центр окружности, называется её диаметром. Центр окружности является серединой любого диаметра. Любые две точки окружности делят её на две части. Каждая из этих частей называется дугой окружности. Для изображения окружности на чертеже пользуются циркулем. Чтобы провести окружность на местности, можно воспользоваться верёвкой. Часть плоскости, ограниченная окружностью, называется кругом.

Группа №3 Назови основные понятия (термины), связанные с темой «Окружность» Объясни, почему все радиусы окружности имеют одинаковую длину. Сравни окружность и круг (радиус и диаметр; радиус и хорду) Предложи, как начертить окружность без циркуля Придумай способ (формулу), как выразить диаметр через радиус. Поделись своими наблюдениями, какие знакомые тебе предметы имеют форму окружности, а какие - круга

Группа №4: «История России. 6 класс» под ред. А.В. Торкунова §20. Усиление Московского княжества. В борьбе за первенство в Северо – Восточной Руси возможности Московского и Тверского княжеств были приблизительно равны. И Москва, и Тверь находились на перекрёстке торговых путей. Территории обоих княжеств были защищены от нападений и с запада, и с востока лесами, болотами и землями других княжеств. Однако московские князья оказались более дальновидными политиками. Они сумели наладить хорошие отношения с Золотой Ордой, и Москва с 1293 года не подвергалась погромам. Со временем здесь сложился твёрдый порядок передачи власти от отца к старшему сыну. Это позволило Московскому княжеству избежать дробления, подрывавшего силу других княжеств. Чтобы привлечь на службу людей из других земель, московский князь Иван Калита искал для своего княжества различные пути обогащения. Кроме того, он подружился с митрополитом Киевским и всея Руси Петром. Пётр, имеющий огромный авторитет, часто бывал в Москве и подолгу беседовал с московским князем. Впоследствии Пётр будет похоронен в Успенском соборе Московского Кремля. Иван Калита стремился к тому, чтобы перенести центр Русской православной церкви из Киева в Москву.

Группа №4 Назови самые сильные княжества Северо – Восточной Руси. Объясни причины возвышения Московского княжества. Сравни политику тверских и московских князей. Предложи московскому князю Иване Калите возможные способы обогащения Московского княжества. Придумай возможный диалог между Иваном Калитой и митрополитом Петром. Поделись своими размышлениями о том, какую роль могло сыграть перенесение центра Русской православной церкви из Киева в Москву.

Стратегия «Синквейн» Описание Первая строка — одно существительное, тема. Вторая строка — два прилагательных, описание темы. Третья строка — три глагола, действие, относящееся к теме. Четвертая строка —фраза, предложение, передающее отношение автора к теме, чувства. Пятая строка — одно существительное, которое выражает суть, итог, резюме (синоним первой строки). Примеры применения Химия: Полимеры Легкие, прозрачные Горят, разлагаются, плавятся Широко используются в наше время Макромолекулы Литература: Тарас Бульба Мудрый, мужественный, Борется, преодолевает, страдает. Им гордится Отчизна Герой

Рефлексия Оцените по 5 – балльной шкале полезность полученной на педсовете информации; О каких приёмах работы с текстом вы сегодня услышали впервые? Какие приёмы работы с текстом вы применяете в своей практике? Какими новыми приёмами вам хотелось бы дополнить свой методический арсенал?