12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Заматаева Елена Васильевна31

Приемы формирования продуктивного чтения 2 класс

Приемы формирования продуктивного чтения во 2 классе Заматаева Елена Васильевна Учитель начальных классов МБОУ «Бестужевская СОШ»

Цитаты великих Читать и не понимать — то же, что совсем не читать. Ян Амос Коменский Не так важно научить детей читать, намного важнее научить детей обдумывать то, что они читают! Джордж Карлин Гораздо важнее не что мы читаем, а как и с какой целью. Эдмунд Бёрк

Технология продуктивного чтения До чтения текста: – просмотровое чтение Результат: предвосхищение чтения, создание мотива для чтения 2) Во время чтения текста: – изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста 3) После чтения текста: – рефлексивное чтение, концептуал. вопросы. Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации

I этап. Работа с текстом до чтения (просмотровое) Антиципация-предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения. Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

Виды антиципации Прогнозирование содержания текста: По высказыванию предположений о героях, теме; Прогнозирование по фамилии автора, по названию Произведения Прогнозирование по начальным фразам абзацев позволяет определять характер заключённой в них информации, в определённой степени восстановить текст, из которого они взяты. Прогнозирование по иллюстрации. Прогнозирование по ключевым словам. Прогнозирование по выборочному чтению. Прогнозирование по эпиграфу к уроку. Прогнозирование по первым строчкам абзацев.

На примере «Затейники» 1.Предугадывание. -Давайте мы с вами попробуем предугадать, с творчеством, какого писателя мы сегодня познакомимся? Знакомы вам фамилии этих писателей, какие их произведения мы уже изучили? Вставьте недостающие буквы, и вы узнаете фамилию замечательного детского писателя. Аг*ния Барт* Чуков*кий К*рней Михалко* Сергей  - НОСОВ Николай Николаевич Носов- (портрет) -Писатель вам знакомый? Что вы читали из его книг? А какой рассказ мы сегодня будем читать?Разгадайте кроссворд. (Затейники) 2.Словарная работа. -Ребята, а кого называют затейниками?Подберите синонимы к слову затейники. (На доске  слова:  фантазеры, выдумщики, организаторы, весельчаки).Встречались ли вы в жизни с затейниками? Где? Итак, затейник - это организатор веселья. 3.Постановка цели урока. -Как вы думаете, о чём мы сегодня будем читать? 4.Анализ иллюстрации с опорой на читательский опыт. -Рассмотрите иллюстрацию к тексту.Как вы думаете, о чём будет рассказ?Как вы думаете,  каким будет рассказ  грустным или веселым?Почему ты так считаешь?

I I этап. Работа с текстом во время чтения (изучающее) Ищем скрытые вопросы, задаём их автору, сами прогнозируем ответы, сверяемся по ходу чтения с нашими предположениями, включаем воображение Чем это можно объяснить? Что из этого следует? Что сейчас случится? Почему именно так…? Для чего…?

1. Первичное чтение по цепочке. -Правильное ли предположение вы сделали? Какой момент изображён на иллюстрации?Понравился вам рассказ? Грустный или весёлый рассказ? Кто герои рассказа?Назовите их имена. 2.Работа над интонацией. -Прочитать восклицательное предложение с разным логическим ударением. 4. Чтение по ролям. -Кто рассказчик? 5. Выборочное чтение, поиск ответов на вопросы. -Почему же там было так темно?Кого дети больше всего боялись?А что Валя сказала про волка? 6.Работа над синтаксическим строем речи. -Какими словами автор передаёт быстроту действия? Найдите самое короткое предложение. Почему в этом предложении нет действия? 7.Беседа по содержаниютекста. -Как Николай Носов говорит о девочке, о мальчике?Почему дети подумали, что это мог быть серый волк?

III этап. Работа с текстом после чтения (рефлексивное) 1.Смысловая беседа по тексту. 2. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. 3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. 4.Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы). 5. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

1.Дискуссия. - Ребята, как вы думаете, чему хотел научить вас Николай Носов? А вы боитесь темноты? Почему? 2.Обсуждение смысла заглавия. - А теперь скажите, на ваш взгляд, соответствует ли название рассказа его содержанию? А какое название дали бы вы этому рассказу?   

Упражнения, формирующие продуктивное чтение Разгадав ребус – узнаете название произведения

Текст без окончаний Мы с Валей затейник.. Мы всегда затеваем какие-нибудь иг...Один раз мы чита.. сказку «Три поросёнка». А потом стали играть. Сначала мы бегали по комна, прыгали и кричали:— Нам не страш.. серый волк! Потом мама ушла в магаз.., а Валя сказала:— Давай, Петя, сделаем себе домик, как у тех порос.., что в сказке.Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол. Вот и получился дом. Мы залезли в него, а там темно-темно!Валя говорит:— Вот и хорошо, что у нас свой дом! Мы всегда буд.. здесь жить и никого к себе не пустим, а если серый волк придёт, мы его прогон…

Текст со случайными символами Чтение с пропущенными окончаниями

Текст без пробелов

Зеркальный текст

Текст c переставленными буквами

Скрыта нижняя часть строки