12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
лыженкова валентина90

"Применение здоровьесберегающих технологий в учебной и внеурочной деятельности младших школьников"

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п.Красноглинный «Применение здоровье сберегающих технологий в учебной и внеурочной деятельности младших школьников» Разработчик: Лыженкова Валентина Георгиевна, учитель начальных классов

Объект исследования – здоровье младших школьников и их отношение к здоровому образу жизни. Предмет исследования – организационно-педагогическое обеспечение реализации комплексного подхода по формированию положительного отношения младших школьников к своему здоровью.

Цель: внедрение системы работы по формированию положительного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников, как к одному из главных путей в достижении успехов в образовательном и социальном пространстве.

Направления педагогической деятельности: укрепление и сохранение здоровья младших школьников; развитие культуры здоровья, систематическое привлечение к занятиям физической культурой и спортом; формирование потребности в здоровом образе жизни; достижение высоких показателей физических умений обучающихся; создание условий для дальнейшего развития и адаптации обучающихся в социуме. 

Задачи: 1. Определить возможности здоровьесберегающих технологий в учебной и внеурочной деятельности младших школьников для укрепления и сбережения их здоровья. 2. Разработать и систематизировать дидактический материал для уроков, занятий в рамках дополнительного образования, игр, праздников, исследовательских проектов, наблюдений, методические рекомендации для родителей. 3. Создать условия для развития физических и творческих способностей учащихся на учебных занятиях и внеурочной деятельности. 4. Провести мониторинг сформированности физических качеств младших школьников на разных этапах формирования здорового образа жизни.

Ожидаемые результаты Создание образовательной среды, формирующей здоровую, физически развитую, социально адаптированную, сознательно использующую знания о здоровом образе жизни личность Снижение показателя заболеваемости Положительная динамика показателей физического развития детей

ЗДОРОВЬЕ

Система работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в стандарте в виде взаимосвязанных блоков

По определению Смирнова Н.К. – это психолого-педагогические технологии, программы, методы, направленные на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формированию представления о здоровье как ценности, мотивации на ведение здорового образа жизни.

Условия реализации здоровье сберегающих технологий Создание оптимальных санитарно-гигиенических условий Взаимосвязь с медицинскими учреждениями Внеклассная спортивная работа Изменение подходов к урокам физической культуры Условия для здоровья на уроках Формирование социально-психологического климата в классе Работа с родителями Пропаганда здорового образа жизни

Цель использования здоровье сберегающих технологий в педагогическом процессе начальной школы – обеспечить младшему школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить ребёнка использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровье сберегающие технологии технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса; технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников; психолого-педагогические технологии личностно-ориентированного взаимодействия.

Здоровье сберегающий урок Виды учебной деятельности учащихся Наличие моментов оздоровления Средства активизации познавательной деятельности учащихся. Методы обучения Психологический климат на уроке Использование ТСО Поза учащегося за столом Обстановка и гигиенические условия в классе Плотность урока

Обстановка и гигиенические условия в классе: - подбор школьной мебели, маркировка в соответствии с особенностями роста детей (проводится в начале каждого учебного года); -соблюдение температурного режима, - проветривание на переменах, рациональное освещение класса и доски; - озеленение кабинета.

фото

Психологический климат во время учебных занятий Настрой учащихся на урок (проводится в форме диалога или чтения стихотворения) Взаимоотношения: учитель — ученик (комфорт, сотрудничество); ученик — ученик (сотрудничество, соперничество, дружелюбие, активность, заинтересованность)

Виды учебной деятельности учащихся письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответ на вопрос, решение примеров и задач (Оптимальное количество – 4-7, средняя продолжительность – 7-10 минут, обязательное их чередование), использование материала о здоровье ( пословицы и поговорки о здоровье, чтение произведений о здоровом образе жизни, задачи с элементами знаний о здоровье и физических качеств)

Методы обучения рассказ, беседа, дискуссия, работа с книгой, демонстрация, иллюстрация, упражнения, наглядность, практический метод, познавательная игра, обучающий контроль, игровой метод, соревновательный метод, активные методы обучения. Адекватные целям, задачам урока, возрасту учащихся методы обучения, их оптимальное количество (не менее трех), обязательное чередование (через 10-15 минут).

Средства активизации познавательной активности Нетрадиционные формы урока ( урок-игра, урок КВН, урок соревнование) Игровые формы Использование дидактических средств (тестовые задания, дидактические карточки) Проблемные вопросы, терминологические кроссворды Методы мотивации (поощрение, создание ситуации успеха, свободный выбор заданий,стимулирующее оценивание, дифференциация заданий Формы работы учащихся (индивидуально-обособленная, фронтальная, групповая, коллективная, парная) Проблемно-задачный подход

Использование интерактивных средств обучения вовлекают в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции и воображение.

Наличие моментов оздоровления общеразвивающие упражнения; упражнения для формирования правильной осанки; укрепления мышц кистей рук; укрепления «мышечного корсета»; релаксационные упражнения для мимики лица; упражнения, направленные на выработку рационального дыхания;

Результаты здоровье сберегающей деятельности во время урока Снятие учебных перегрузок Повышение качества знаний учащихся Создание психологической комфортности учебного процесса

Процент успеваемости учащихся за 2013-2018 учебные года

Здоровье сберегающие технологии во внеурочной деятельности

фото

Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности Пропаганда правил дорожного движения и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма (участие в ежегодной акции «Внимание –дети!» Мероприятия по безопасности на воде, на льду, на водоёмах, во время ледохода, Инструктажи «Путь школа-дом, дом -школа», «Я - пешеход» Классные часы по соблюдению правил пожарной безопасности дома, в быту, беседы о правилах пожарной безопасности, конкурсы кроссвордов по ПБ, оформление уголка по ПБ, посещение пожарной части Информационные уголки «Советы доктора Айболита», «Домик безопасности» Беседы «Правила безопасного поведения на улице, на транспорте», «Знай правила дорожного движения как таблицу умножения»

фото

Экологические здоровье сберегающие технологии Практическая помощь природе : акции «Покормим птиц зимой» (изготовление и вывешивание кормушек), «Чистый двор» проведение субботников; посадка цветов Конкурсы, выставки плакатов, рисунков, газет, проведение экологических олимпиад, турниров, конференций, КВНов, викторин. 

фотр

Технология проектно –исследовательской деятельности стимулируют индивидуальность учащихся, стремление к самовыражению, формируют активное отношение к окружающему миру, сопереживание и сопричастность к нему.

фото

Посещение спортивных секций и кружков спортивной секция для младших школьников при школе, студии декоративно-прикладного творчества, клубе любителей русского языка

Обеспечить самораскрытие личности и самореализацию творческих способностей моим ученикам, позволяет участие в школьных соревнованиях и праздниках; региональных, всероссийских и международных конкурсах и соревнованиях («Золотое руно», «Гелиантус», «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Человек и природа», «Кириллица», «Пегас», «КИТ», конкурсов от ЦДО «Отличник», портала «Продлёнка», «АРТ-Талант», «Лабиринт.ру», в Президентских состязаниях среди обучающихся Серовского городского округа), в которых достигают различной степени результатов и достижений.

фото

Работа с родителями Наглядная пропаганда ЗОЖ Родительские собрания(«Здоровые дети в здоровой семье», «Вредные привычки у детей», «Семья и школа- территория безопасности», «Как научить ребёнка стать самостоятельным», «Учите детей быть здоровыми», «Адаптация школьников» Привлечение к проведению праздников Анкетирование Проведение дней открытых дверей

фото

Вывод: регулярное использование мною различных направлений здоровье сберегающих технологий улучшает психологический климат в классном коллективе, снижает количество пропусков уроков по болезни, повышает уровень физических качеств, приобщает учащихся и их родителей к здоровому образу жизни. Ребята активны на уроках.

Критерии, показатели и диагностические методики ценностного отношения на здоровый образ жизни младших школьников Критерии Показатели Диагностические методы Когнитивно-смысловой Представления о сущности здоровья и факторах его формирующих; Знания о ценности здоровья Тестовые материалы; Контрольные работы Эмоционально-волевой Стремление осуществлять ЗОЖ; Волевая регуляция поведения Тестирование по валеологическим ситуациям Деятельностный Применение знаний о ЗОЖ в своём поведении; Умение самостоятельно осуществлять ЗОЖ. Участие в спортивной деятельности Рефлексивно-оценочный Умение устанавливать связи между осуществлением ЗОЖ и состоянием своего здоровья Самооценка, педагогическое наблюдение

Уровень физической подготовки учащихся за 2013-2018 учебные года

Показатели заболеваемости учащихся за 2013-2018 учебные года

Тема самообразования на следующий межаттестационный период: развитие  познавательной активности во время учебной и внеурочной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС второго поколения.

Цель работы: создание педагогических условий для освоения учащимися с ОВЗ (задержкой психического развития) образовательной программой. Задачи: 1. Изучить психологические и возрастные особенности детей с ОВЗ; 2. Определить комплекс методических приёмов, технологий, средств обучения для активизации познавательного интереса у обучающихся с ОВЗ (задержкой психического развития); 3. Разработать методические рекомендации, дидактический материал для уроков и внеурочной деятельности; 4. Активизировать познавательный интерес учащихся с целью овладения способностями к саморазвитию, самостоятельному овладению знаниями и применению их в организации своей деятельности; 5. Разработать инструментарий мониторинга учебных и внеучебных достижений учащихся.

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс активизации познавательной деятельности учащихся с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы. Предмет исследования - педагогические условия эффективности активизации познавательной деятельности учащихся с задержкой психического развития.

Результат работы Приобщение детей к здоровому образу жизни реализуется не через эпизодические мероприятия, а через систему занятий, внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы. Система достаточно технологична, легко применима в условиях любого образовательного учреждения. Её ценность в том, что она охватывает всех участников образовательного процесса. Причём достигается не только пассивное участие школьников в различных мероприятиях, а активная творческая работа, направленная на достижение пусть и небольшого, но конкретного и значимого результата.

Выводы по работе Здоровье сберегающие образовательные технологии можно рассматривать как технологическую основу здоровье сберегающей педагогики – одной из самых перспективных систем XXI века, и как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критериям её воздействия на здоровье учащихся. Выросли показатели физического развития детей, что является результатом  увеличения двигательной активности детей. Благодаря использованию современных технологий оказалось возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.