12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Салпагарова Мадина Джамаловна31
Россия, Карачаево-Черкессия респ., Черкесск

РУССКОЕ ХРАМОВОЕ ЗОДЧЕСТВО XVII ВЕКА

РУССКОЕ ХРАМОВОЕ ЗОДЧЕСТВО 17 ВЕКА Подготовил ученик 7 «А» класса МКОУ «Гимназия №9» Кратов андрей

Характерные черты русского храмового зодчества XVII века: Переход от строгости и простоты к декоративности и пышности Фасады церквей полихромны (многоцветны), яркая раскраска деталей, использование цветных поливных изразцов, праздничность; Множество мелких деталей Активное строительство деревянных церквей Большую роль играют вкусы заказчика

Три этапа в развитии храмовой архитектуры XVII bека 1этап – 20- 30-е XVII b. - продолжение традиций XVI b. 2этап - 30-80-е гг. XVII b. - Московский стиль или узорочье. 3этап - конец XVII b. (90-е гг.) - «Московское» или «Нарышкинское» барокко

1 этап. 20-30-е годы XVII века В архитектуре продолжаются традиции XVI века, по-прежнему строятся шатровые храмы. Ярким примером архитектуры этого периода является Успенская «Дивная» церковь в Угличе (1628), В облике этого храма присутствуют вертикализм, монохромность, лаконичность декора (небольшое количество украшений).

Шатровые храмы XVI и XVII вв Церковь Зосимы и Савватия в Троице-Сергиевом монастыре 1637г Церковь Вознесения в Коломенском 1532г

2 этап. 30-80-е годы XVII века. Московское (дивное) узорочье Для этого стиля характерны: ассиметричная группировка масс; усложнение архитектурной формы; чрезмерное обилие декора; полихромность; использование цветных изразцов; резьба по камню и кирпичу; отказ от вертикализма. Ярким примером является церковь Троицы в Никитниках (1631-1634), построенная по заказу купца Никитникова

Никоновская реформа в архитектуре В 1652 году, стремясь возродить канонические традиции древнерусского зодчества, патриарх Никон запретил строить шатровые храмы. Однако шатер полностью не исчез. Его использовали при строительстве колоколен, также шатровые храмы продолжили строить вдали от Москвы – в Ярославле, Костроме и других городах.

Церковь Рождества Богородицы в Путинках (1649-1652) Эта церковь является позднейшим образцом шатрового зодчества в Москве. Новые черты XVII в. в этом храме: многочисленные наличники и кокошники-закомары; провисающие гирьки шатрового крыльца; особая кирпичная кладка; храм венчают шесть шатров, три из которых – декоративные.

3 этап. Конец XVII века. «Нарышкинское» барокко Для «Московского» («Нарышкинского») барокко характерны: насыщенность декоративными элементами (внешнее сходство с Западно-Европейским барокко; декор: виноградная лоза, фрукты, цветы, кружевная орнаментика из белого камня, «петушиные гребешки»); многоярусность постройки; строгая симметрия с ярко выраженной центричностью (вместо традиционного пятиглавия - центральный одноглавый столб); легкость, изящество строения.

Церковь Покрова в Филях (1693-1694) Эта церковь является характерным примером «Нарышкинского» барокко. Её отличают четкие пропорции, ярусность, вертикализм постройки, наличие декора («петушиные гребешки»), двуцветность.

Деревянное зодчество XVII века В XVII веке активно строятся деревянные храмы. Примером деревянного шатрового храма является церковь Успения Богородицы в Варзуге (Мурманская область), построенная в 1674 году.

Выводы В архитектуре XVII в. постоянно возникали новые типы, приемы, шел поиск новых форм. Зодчество XVII в. является целостным этапом истории русской архитектуры, сформировавшим собственные ценности, отличные и от традиционных древнерусских, и от сменивших их архитектурных идеалов Петровской эпохи. Церковь Знамения в Дубровицах (1690-1704) – уникальный памятник «Нарышкинского» барокко