12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Евченко Светлана Ивановна23

Применение современных технологий на уроке как один из способов повышения эффективности урока

Применение современных технологий на уроке как один из способов повышения эффективности урока «Надо предпочесть того педагога, который идет новыми путями. Каждое слово его, каждый поступок его несет на себе печать незабываемой новизны. Это отличие создает зовущую мысль. Надо принять за основание зов новизны.» П. С. Выготский

Концепция модернизации российского образования «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, способные к сотрудничеству, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны»

Приоритетное направление развития современной школы Цель современного учителя - выбрать технологии, которые оптимально соответствуют цели, поставленной государством перед школой Гуманистическая направленность обучения, при котором ведущее место занимает ученик, его личность, неповторимый внутренний мир

Педагогическая Технология это определенная, научно обоснованная совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитания, системно используемых в образовательном процессе и направленных на повышение эффективности педагогического процесса

Современные технологии Это не только технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения Они позволяют рассматривать обучение как процесс интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся Дают возможность создания на уроке эффективной среды взаимодействия участников образовательного процесса

Преимущества современных технологий Вариативность и альтернативность способов обучения Рациональная организация учебного процесса Личностно - ориентированный подход Активное использование ИКТ Создание условий для активной собственной познавательной деятельности учащихся Самоконтроль и взаимоконтроль Создание ситуации успеха Поощрение стремления ученика к поиску новых способов решения

Ведущие инновационные технологии Проблемное обучение Компетентностные технологии Технологии личностно-ориентированного обучения: технология дифференцированного обучения технология проектного обучения игровые технологии Здоровьесберегающие технологии Информационные технологии Технология сотрудничества

1. Технология Проблемного обучения Основана на получении учащимися новых знаний посредством решения теоретических и практических проблем, задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. Этапы проблемного метода Включает несколько этапов: 1. Формулировка проблемы 2.Составление плана ее решения 3.Выдвижение предположений и обоснование гипотезы 4.Доказательство гипотезы 5.Проверка решения проблемы 6.Повторение и анализ процесса решения

4 уровня проблемности заданий Задания проблемного характера могут использоваться и при введении нового материала и при закреплении и контроле знаний 1.Учитель сам ставит проблему и сам ее решает при активном слушании 2.Учитель ставит проблему, ученики самостоятельно или под его руководством находят решения 3.Ученик ставит проблему, учитель помогает ее решить 4.Ученик сам ставит проблему и сам ее решает

Преимущества проблемного обучения Дает возможности для развития внимания, наблюдательности, мышления, познавательной деятельности уч-ся; самостоятельности, ответственности, самокритичности; Обеспечивает прочность приобретенных знаний; Учит мыслить логично, научно, творчески Однако, этот метод требует от учителя большого педагогического мастерства и много времени

2. Компетентностные технологиии Обучение при использовании данных технологий – это процесс не только овладения учащимися определенной суммой ЗУН, но и процесс овладения компетенциями: Ценностно-смысловой (осознание своей роли и предназначения) Общекультурной Учебно-познавательной Информационной Коммуникационной Социально-трудовой

Компетентностные методы -это методы, которые имеют не только учебное, но и жизненное обоснование. Проекты, дискуссии Игры, ролевые игры Мультимедийные технологии, интернет Драматизация диалогов Монологи Заполнение анкет, резюме Написание писем Изучение пословиц, поговорок

Профессиональные качества компетентностного учителя Доброжелательно и заинтересованно относиться к уч-ся Быть готовым принимать конструктивную критику от коллег и уч-ся Воздерживаться от роли кладезя мудрости и знаний Уметь делиться с учащимися своими мыслями и чувствами Спокойно реагировать на едкие замечания в свой адрес Демонстрировать увлеченность своим предметом Использовать четкий, понятный, гибкий язык с образным выражением

3. Личностно-ориентированные технологии -это способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей. К личностно-ориентированным технологиям относятся: Проектные технологии Игровые технологии Технология дифференцированного обучения

Проектные технологии -это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта

Виды Проектов Исследовательские Творческие Информационные Ролево-игровые Это могут быть: доклады, фильмы, презентации, выставки

Этапы проектной деятельности 1.Подготовительный (определение темы, задач, актуальности) 2.Организационный (планирование деятельности, выбор методов, определение источников информации) 3.Деятельностный (поиск, сбор информации, промежуточный контроль, консультации, подготовка к защите, оформление) 4.Презентативно-оценочный (презентация, рефлексия деятельности)

Игровые технологии -это обширная группа приемов организации педагогического процесса в форме различных дидактических игр. Дидактические игры - это игры с четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами.

Виды дидактических игр Игры-упражнения Игры-путешествия Игры-соревнования Деловые игры (в среднем и старшем школьном возрасте): Имитационные Операционные «Деловой театр» Ролевые игры

Преимущества игровых технологий Способствуют более легкому усвоению и запоминанию материала и активизируют учебную деятельность Развивают познавательный интерес к предмету Способствуют снятию усталости, становлению творческой личности, улучшению взаимоотношений в классе Дают возможность взаимообучения Формируют многие умения и навыки

Технология дифференцированного обучения -это форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы, способности Учебные задания дифференцируются: По уровню творчества По уровню трудности По объему учебного материала По степени самостоятельности По характеру помощи учащимся

Задания при дифференцированном подходе Трехвариантные задания по степени трудности (выбор варианта предоставляется учащимся) Общее для определенной группы задание Индивидуальные задания Групповые задания с учетом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель) Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением каждому варианту системы дополнительных заданий Индивидуально-групповые задания

Преимущества дифференцированных технологий Создание благоприятного психологического климата Исключение уравниловки детей Повышение уровня «Я-концепции»: сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех

4. Здоровьесберегающие технологии -это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ученика-это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ученика

Принципы здоровьесберегающего урока Принцип двигательной активности Принцип оздоровительного режима Принцип формирования правильной осанки и навыков рационального дыхания Принцип психологической комфортности Принцип опоры на индивидуальные особенности и способности ребенка

Реализация здоровьесберегающих технологий Физкультминутки (в стихотворной форме, на повторение лексики) Гимнастика (для мышц, пальцев, глаз, дыхания) Музыкальные паузы Минутки релаксации (закрыть глаза, расслабиться и представить что-то) Смена рабочей позы Чередование видов работ (4-7 за урок) Игры Благоприятная психологическая обстановка на уроке (положительные установки, улыбка учителя, чувство юмора) Соблюдение норм СанПин (обстановка и гигиенические условия в классе)

5.Информационные технологии -это процесс подготовки и передачи информации учащимся посредством применения компьютеров, компьютерных систем, электронных средств, аудио и видеотехники

Средства ИТ Электронные учебники, пособия Электронные энциклопедии Тренажеры и тесты Проекты Интернет DVD и CD Интерактивная доска

Основные направления использования ИТ Представление материала с помощью мультимедиа Дистанционное обучение Организация общения Электронные УМК ИТ используются для всех типов уроков: Объяснение нового материала Обобщение и систематизация Контроль Комбинированный

Интернет-технология «Веб-квест» (Web Quest) -«поиск в сети» Проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета, то есть это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную задачу

Структура Веб - Квеста «Введение» (тема работы, для какого возраста, центральное задание). На этой странице есть ряд ссылок: «Задача» (цель, условия, проблема и пути ее решения) «Процесс» (поэтапное описание хода работы, распределение ролей, обязанности каждого участника, ссылки на интернет-ресурсы, которые можно использовать, конечный продукт) «Оценка» (критерии оценивания итога работы, представленного в виде эссе, презентации, плаката, газеты, буклета или устного выступления) «Заключение» (обобщение результатов, подведение итогов, чему научились, какие навыки приобрели)

Преимущества применения ИТ Недостатки применения ИТ Учитель может использовать: Карты, рисунки, диаграммы, портреты, видеофрагменты, видео опыты, видеокурсы, слайды, презентации, познавательные игры, электронные пособия, словари, образовательные сайты, упражнения, тренажеры Ученики могут: Защищать проекты Снимать фильмы Создавать фотогалереи Использовать ресурсы сети Интернет и т.д. Требуют дополнительных расходов от учителя Недостаточно времени для подготовки к уроку Вредное влияние на здоровье Опасность превращения компьютера в инструмент, без которого ребенок становится беспомощным

6. Технологии сотрудничества -это совместная развивающая деятельность учителя и учащихся, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности

Целевые ориентации данной технологии Переход от педагогики требований к педагогике отношений Гуманно-личностный подход к ребенку Единство обучения и воспитания

Варианты организации обучения в сотрудничестве Обучение в команде (каждый участник команды должен овладеть необходимыми знаниями. Команда получает одну оценку на всех) Обучение в парах (для закрепления, взаимопроверки) Метод «Пила»(группы по 6 человек; каждый в группе изучает материал по своему вопросу. Затем уч-ся, изучающие один и тот же вопрос, но из разных групп встречаются и обмениваются информацией. Затем они возвращаются в свои группы и обучают остальных)

Метод «Учимся вместе» (группы по 3-5 человек; у каждой группы свое задание, являющееся подзаданием темы, над которой работает весь класс. В результате совместной деятельности отдельных групп достигается усвоение материала) Исследовательская работа в группах (группы до 6 человек; группа выбирает вопрос общей темы, затем этот вопрос разбивается на индивидуальные задания для каждого и обсуждается в группе)

Использование современных технологий – это эффективное средство от однообразия, скуки, которое способствует развитию учащегося, осознанию себя как члена общества, расширению знаний. Сохранение лучших традиций и использование инноваций в образовании – вот идеальное сочетание педагогических технологий на современном этапе. Но только работая вместе, в постоянном взаимодействии и заинтересованности, современный учитель и школьник могут к окончанию обучения получить результаты, необходимые далее для жизни.