СКИДКА 40% НА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ВЕБИНАРЫ И КУРСЫ ОТ УРОК.РФ – АКЦИЯ ДЕЙСТВУЕТ ДО 31 ДЕКАБРЯ 2019
12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Борщева Наталья Александровна160
Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МКОУ ХМР "СОШ с. Елизарово"
Россия, Ханты-Мансийский АО, Ханты-Мансийск

Урок-сказка «Звонкие и глухие согласные» в 5 классе

  1.Сколько букв и звуков в слове ПАДАТЬ?   (6 б., 5 зв.) 2. Сколько гласных звуков в русском языке? -(10) 3. Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем. 4. Из чего состоят согласные звуки? ( Согласные звуки состоят из голоса и шума). Светло и ярко солнце светит, Но загрустил Ошибкин Петя. Глядит мечтательно в тетрадь: Вот если б получить мне «пять»…

Тема урока: «Звонкие и глухие согласные»

Цель: Познакомить с делением согласных на звонкие и глухие. Формировать умение различать звонкие и глухие согласные. Дать представление о звукописи.

Сонорные (звучные) согласные [л] [л‘] [м] [м‘] [н] [н‘] [р] [р‘] [й‘]

Звонкие согласные [б] [б’] [в] [в’] [г] [г’] [д] [д’] [ж] [з] [з’]

Глухие согласные [к] [к’] [п] [п’] [с] [с’] [т] [т’] [ф] [ф’] [ш] [х] [х’] [ц] [ч’] [щ’]

Что же такое эксперимент? С. И. Ожегов «Словарь русского языка»: «Эксперимент – это научный опыт».

Опыт № 1: Попробуйте покричать, используя только глухие к, ф, ш.

Опыт № 2: Приложим пальцы к гортани и произнесём поочерёдно звуки [б], [в], [г], [з].

Опыт № 3: Закройте уши ладонями и произнесите звук- тогда и узнаете, звонкий он или глухой

Волшебное предложение

Волшебное предложение

Физминутка

Домик согласных звуков:

Домик согласных звуков: Б в

Фонетическая задача. Фонетическая задача. Незнайка не умел писать слова правильно. Он писал их так, как слышал. Какие из слов: 1) счастье, 2)пощада, 3) помощник, 4) рассчитывать – он напишет с буквой щ? А) 1, 2, 3; Б) 1, 2, 4; В) 2, 3; Г) 1, 4; Д) все.

Разноуровневые задания 1 уровень Изменив в слове 1 букву, образуйте новое, использовав парные звонкие и глухие согласные: Бочка - ….., гора - …., пруд - …. . 2 уровень Отгадай метаграмму: Со звуком [с] я не вкусна, но в пище каждому нужна.(С… ) Со звуком [м] я съем и шубу, и пальто. (М… ) 3 уровень Составьте слово из звуков: Глухая пара [з] – Глухая пара [д] – Гласный [о] под ударением – Звонкая пара [к] –

ЗВУКОПИСЬ – приём усиления звуковой выразительности в художественной речи.

Загадки. На каждую загадку у вас должно получиться два слова в ответе. Над каждым словом напишите звук, который помогает отличить первое слово от второго и второе от первого.   С глухим согласным наливаюсь в поле, Со звонким — сам звеню я на раздолье.   С глухим — траву она срезает, Со звонким — листья объедает.   С «м» — приятен, золотист, очень сладок и душист. С буквой «л» зимой бывает, а весною исчезает.   С глухим шипящим кругл, как мячик, Со звонким — как огонь горячий.

Творческое задание «Луна или Марс?» Самый правдивый человек на земле барон Мюнхаузен рассказывал о планете, на которой он однажды побывал: «Мухи там величиной с овец, а яблоки не меньше арбузов». Что это за планета? Подсказка: В слове-отгадке нет глухих согласных звуков.

Закрепление: Закрепление: - Что мы сегодня узнали на уроке? - Из чего состоят звонкие согласные? Глухие? - Почему нам важно это знать?

Шарада Корень мой находится в цене, В очерке найди приставку мне, Суффикс мой в тетрадке все встречают, Вся же в дневнике я и в журнале.

Домашнее задание: Придумать 3 загадки о согласных звонких и глухих. Инд.задание: подобрать примеры звукописи из стихотворения А.Усачёва «Шуршащая песенка»