12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шишина Людмила Леонидовна25

Бессоюзное сложное предложение

Бессоюзное сложное предложение 9 класс

Признаки бсп Бессоюзное сложное предложение — сложное предложение, предикативные части которого взаимосвязаны по смыслу и строению, а также соединены без помощи союзов или относительных слов ритмомелодическими средствами, порядком следования частей.

Признаки бсп Составные части такого предложения грамматически не зависят друг от друга, то есть они равноправны. Например: Была без радости любовь, Разлука будет без печали. Лермонтов

Знаки препинания в бсп Между частями бессоюзного сложного предложения может ставиться запятая, точка с запятой, двоеточие или тире. Бессоюзное предложение — особый класс сложных предложений, разнообразных по семантике и структуре, иногда сопоставимых с союзными сложными предложениями.

Проанализируем примеры «Чувствую, что устала»; «Делу — время, а потехе — час». В некоторых случаях, например в предложениях присоединительного типа («Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь» — А. С. Пушкин), подстановка союза невозможна.

Точка с запятой в бсп Точка с запятой ставится, если части предложения более распространены (особенно когда внутри хотя бы одной части есть запятые).

Объясните, почему стоит точка с запятой. Сравните предложения. Солнце багряным кругом сползает к горизонту; в сизую дымку закутывается тайга. Солнце сползает к горизонту, в дымку закутывается тайга.

Объясните знаки препинания. Месяц, потеряв весь блеск, как облачко, белел на небе; звезд не видно было уже ни одной.

Объясните знаки препинания. Небо, воздух, деревья по-прежнему хмурились и обещали дождь; было жарко и душно; громадные стаи ворон , предчувствуя непогоду, с криком носились по саду.

Объясните знаки препинания. Поздняя осень, грачи улетели, лес обнажился, поля опустели; только не сжата полоска одна.

Правило Запятые и точка с запятой могут встретиться в одном предложении. Точка с запятой ставится в местах более крупного членения, объединяя более тесно связанные по смыслу части(разграниченные запятыми) в тематические блоки.

Объяснить знаки препинания Внутренность леса постепенно темнеет; алый свет вечерней зари медленно скользит по корням и стволам верхушек, поднимается выше и выше, переходит от нижних, почти ещё голых веток к неподвижным, засыхающим верхушкам.

Найти бсп Мария Дмитриевна задремала, девочки и горничная заснули тоже. Устало никла трава, пахло горячей сосновой корой и земляникой. Я несколько раз выбегал посмотреть, не идет ли снег. Алехин простился и ушел к себе вниз, а гости остались наверху. Секунду он молчал, мать смотрела на него и тоже молчала.

Прочитайте отрывок и передайте сжато его содержание. Как это важно, чтобы человек всю свою жизнь стремился узнать, увидеть и понять: а что находится там, за горизонтом уже познанного? Открывать это непознанное, неизвестное и неизведанное, влекущее к себе тайнами и загадками, идти дорогами первооткрывателей - наверное, нет более заманчивой, увлекательной цели!

Двоеточие в бсп Двоеточие в бсп выполняет свою обычную функцию – разъяснительно-пояснительную. 1. Если вторая часть имеет значение причины. Ну, братец, виноват: слона-то я и не приметил!

Двоеточие в бсп 2. Вторая часть имеет значение пояснения ( можно вставить а именно). Всякое время года приносит с собой известную добычу: зимой бьют медведей, куниц, волков, лисиц, осенью - белку, весной - диких коз, летом – всякую птицу.

Двоеточие в бсп 3. если вторая часть имеет значение изъяснения. Я думаю: неужели цивилизация противоречит поэзии?

Двоеточие в бсп 4.Если вторая часть представляет собой вопрос. Сережа подумал: когда это будет? Если нет предупреждающей информации, то возможна и запятая. Вы спрашиваете, знал ли я его раньше?

Расставить знаки препинания. Мартышка вздумала трудиться Нашла чурбан и ну над ним трудиться! Хлопот Мартышке полон рот Чурбан она то понесет То так то сяк его обхватит То поволочит то покатит Рекой с бедняжки льётся пот И наконец она пыхтя насилу дышит А все ни от кого похвал себе не слышит.

Проверьте знаки препинания. Мартышка вздумала трудиться: Нашла чурбан и ну над ним трудиться! Хлопот Мартышке полон рот: Чурбан она то понесет, То так, то сяк его обхватит, То поволочит, то покатит; Рекой с бедняжки льётся пот; И наконец она ,пыхтя, насилу дышит, А все ни от кого похвал себе не слышит.

Тире в бсп 1. Первая часть имеет значение времени или условия За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. (Сравнить: Если за двумя зайцами погонишься, то ни одного не поймаешь). Наступит рассвет - озарит все кругом. (Сравнить: Когда наступит рассвет, озарит все кругом).

Тире в бсп 2. Вторая часть имеет значение следствия, результата, вывода. Шел дождь - я не мог идти.(Шел дождь, поэтому я не мог идти). Бывало пели – дух захватывала, бралась любая высота. (Бывало пели ,так что дух захватывала, бралась любая высота).

Тире в бсп 3. Содержание первой части противопоставляется второй. Политики ищут шанс – предприниматели его находят.

Тире в бсп Вторая часть содержит сравнение с тем, о чем говорится в первой части. Посмотрит – рублем одарит. (Посмотрит, как рублем одарит)

Тире в бсп В предложении содержится быстрая смена событий. Метелица был уже совсем близко от костра – вдруг конское ржание раздалось вокруг. Иду, вижу – медведь.

Тире в бсп Вторая часть начинается словом такой. Пальчики с маникюром, яркая шляпа – такой я увидела свою сестру.

Объясните постановку тире. Соловей в середине мая запел – весна пойдет дружно. Ввысь взлетает Сокол – жмется Уж к земле. Ручей принес сверху желтые листья,- значит, в горных лесах уже осень. Раньше посеешь – больше соберешь. Не помучишься – не научишься.

Расставьте знаки препинания. Сказала что – то я он начал хохотать. Глубже вспашешь больше хлеба возьмешь. Где – то собаки лают должно быть деревня близко. Вдруг дверь каморки быстро распахнулась вся челядь тотчас кубарем скатилась с лестницы. Не рыбацкий корпус малый корабли мне снятся.

Прочитайте предложения, соблюдая интонацию. Я остановился(, : -) меня окликнули. Тренер волновался(, : -) спортсмены делали ошибки.