12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ломакова Нина Федоровна97

Использование на уроках в начальной школе приема комментируемого управления как условие развития коммуникативных и познавательных учебных действий школьников

учитель начальных классов МБОУ СОШ №5 Ломакова Нина Федоровна Использование на уроках в начальной школе приема «комментируемого управления» как условие развития коммуникативных и познавательных учебных действий школьников (Методические рекомендации) г.Невьянск 2023 год

Каким должен быть современный ученик эффективно действовать в проблемных и незнакомых ситуациях; самостоятельно создавать новые продукты деятельности; ориентироваться в потоках информации; быть коммуникативным, эмоционально устойчивым; воспитанным; толерантным и т.д.

Важнейшим приоритетом начального общего образования становится личностное развитие школьника, формирование универсальных учебный действий, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику становится развитие способности ученика самостоятельно определять учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, то есть- формировать умение учиться.

противоречия между сформировавшимся стилем педагогической деятельности и внедрением новых технологий, направленных на развитие универсальных учебных действий между востребованностью обществом человека, способного к самореализации, к саморазвитию, с развитым коммуникативными умениями и признанием того, что каждый ученик имеет индивидуальные способности, особенности, склонности, интересы, личный темп продвижения в сфере обучения.

Уровень сформированности умений 1 класс

Неумение выражать свои мысли вслух Неумение выражать свои мысли вслух Бедный словарный запас Неразвитость речи младшего школьника Много ошибок при письме Неумение осуществлять самоконтроль Мониторинг учебной деятельности учеников, вышеуказанные противоречия определили актуальность педагогической проблемы Поиск новых форм и методов эффективного формирования универсальных учебных действий младших школьников, направленных на развитие личности ученика

Как помочь ученику учиться успешно и интересно Цель: На основе использования современных образовательных технологий создать комплекс условий, направленных на развитие коммуникативных и познавательных учебных действий учащихся для их успешной социальной адаптации. Задачи: Обеспечить у обучающихся формирование познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий через использование современных образовательных технологий Обеспечить развитие индивидуальных способностей обучающихся, как условие их социальной адаптации

направления 1. использование современных образовательных технологий для развития предметных умений; 2. активное использование технологий деятельностного подхода для формирования универсальных учебных действий учащихся; 3. развитие индивидуальных способностей обучающихся, как условие их социальной адаптации.

Планируемые результаты рост познавательной активности моих учеников; положительная динамика доли обучающихся по предметам; положительная динамика уровня овладения учащимися их индивидуального развития.

Технология опережающего обучения Информационно – коммуникационные технологии Использование мультимедийных презентаций интерактивные технологии приемы: проблемного диалога, продуктивного чтения, коллективного обучения проектная и исследовательская деятельность технология продуктивного чтения технология проблемного обучения технология комментируемого управления олимпиады по предметам; интеллектуальные игры; работа с пометками (инсерт), чтение с остановками, прием синквейн, верное - неверное утверждение, «тонкие» и «толстые» вопросы.

личностный подход в педагогике сотрудничества; личностный подход в педагогике сотрудничества; успех- главное условие развития детей в обучении; комфортность, доброжелательность, взаимопомощь; предупреждение ошибок, а не работа над ними

Эффективная технология – комментированное управление (Софьи Николаевны Лысенковой) выполняет задачи: овладение учениками теоретическими знаниями и практическими умениями по предмету; развитие памяти речи, мышления, внимания; повышение уровня познавательной активности; развитие навыков самоконтроля; формирование положительной мотивации сферы обучения; способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в своих силах.

включает в себя работу с опорами, с таблицами; Комментируемое управление - подчинение деятельности всего класса одному ведущему ученику. включает в себя работу с опорами, с таблицами; комментирование с рассуждениями и доказательствами; прием комментированного управления вырабатывает у детей комплексный учебный навык трех действий «мыслю, говорю, записываю».

Обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении технология Лысенковой С.Н.

Схемы- опоры

Схемы-опоры Схема- опора мысли ученика, опора практической деятельности, опора действия ученика Задача Задача Увеличение числа на несколько единиц Разностное сравнение У Васи 7 марок, а у Егора на 3 марки Света нарисовала 7 цветочков, а Маша больше. Сколько марок у Егора? Сколько марок у Васи и Егора вместе? нарисовала 5 цветочков. На сколько больше цветочков нарисовала Света, Вася – 7 м. Маша – 5 цв. Егор - ? м., на 3 м. > Света. – 7 цв. > Запомни Чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее запомни Увеличить число на несколько единиц, значит прибавить 7+3 =10 Уменьшить число на несколько единиц-значит вычесть 7-3 =4 Запомни Увеличить число на несколько единиц, значит прибавить (7+3 =10) Уменьшить число на несколько единиц-значит вычесть (7-3 =4)

Развитие коммуникативной культуры школьников формирование устойчивого интереса к предмету; повышение активности учащихся; умение слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению.

Математика Тема. «Квадрат», «Прямоугольник. Периметр прямоугольника» a a P=a+b+a+b b P =a 2 +b 2 P= (a+b) 2 Задача Периметр квадрата: Р = а 4 Задача Дано: Запомни Дано: a = 2 см У квадрата все b = 2 Найти стороны равны a = 4 Р=? Найти: Р = ? Запомни Периметр – сумма длин сторон прямоугольника

математика Тема: «Площадь прямоугольника» Задача Дано: P= (a+b) 2 P= (6+4) 2 a = 6 см S = a b P = 20 см b= 4 см S = 6 4 Найти: S = 24 кв.см P = ? S = ? a b

математика Тема «Палетка». «Площадь прямоугольного треугольника» (на опережение) Дано: 24cм a = 24 cм S=(a b ) : 2 B =5 cм S = ( 24 5 ) : 2 Найти: S = 60 кв.см 5cм S=?    

5 + = 8 5 + a = 8 Научимся решать уравнения. Алгоритм решения уравнения 1. Запишите уравнение. 2. Назовите компоненты. 3. Назовите, что неизвестно. 4. Пользуясь правилом, найдите неизвестное 5. Сделайте проверку. 6. Вывод. a, b, c, d, x, y.. – переменные Выражение с переменной называется УРАВНЕНИЕ Запомни Неизвестно второе слагаемое Чтобы найти второе слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое

уравнение «Решение уравнений» По программе 3-4 класса решаем простые и сложные уравнения Решение уравнений происходит по алгоритму. Комментирует, управляет действиями ученик Х : 8 = 85, Х = 85 * 8, Х = 680, Проверка: 680 :8 = 85, 85 = 85 Ответ: 680.   25700 – х = 12000 + 350, 25700 – х = 12350, х= 25700 -12350, х = 13350 25700 – 13350 = 12350, 12350 = 12350 Ответ: 13350.

уравнение Алгоритм решения сложного уравнения Рассмотри уравнение и определи порядок действий. Определим последнее действие и соответствующие компоненты Определим неизвестный компонент и правило его нахождения В соответствии с правилом, выполняем вычисления Если корень уравнения не нашли, тогда переходим на повторный алгоритм решения уравнения Если корень уравнения можно найти, тогда вычисляем корень Выполняем проверку Назови ответ уравнения    

Уравнение Ученик управляет действиями, комментирует решение уравнения, пользуясь алгоритмом 5 · а + 500 = 4500 : 5, 5 · а + 500 = 900, 5 · а = 900 – 500, 5 · а = 400, а = 400 : 5, а = 80 5 · 80 + 500 = 900, 900 = 900 Ответ : 80. 64 + 36 : ( Х 3 – 15 ) = 70, 36 : ( Х 3 – 15 ) = 70 – 64, 36 : ( Х 3 – 15 ) = 6, Х 2023 год 3 – 15 = 36 : 6, Х 3 – 15 = 6, Х 3= 15 + 6, Х 3= 21, Х = 21 : 3, Х = 7 7 3 = 21, 21 = 21 Ответ: 7

Комментируемое управление

комментируемое управление Уравнение сложное (смотрю можно ли его упростить ?) Если «ДА» , то выполняю вычисления. Если «НЕТ», то решаю уравнение по алгоритму Определяю порядок действий Нахожу последнее действие Определяю неизвестный компонент Слагаемое Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое Нахожу слагаемое, выполняю вычисление Корень уравнения я не нашел Но у меня получилось простое уравнение Определяю неизвестный компонент Множитель Чтобы найти множитель, надо произведение разделить на известный множитель Я нашел корень уравнения Проверяю Называю ответ

На последующих уроках эта схема – алгоритм активно используется. I – мыслю – прежде, чем решить уравнение, ученик должен проделать мысленно следующие операции: - увидеть и определить какое это уравнение по сложности; -в зависимости от сложности уравнения составить алгоритм решения; выполнить последовательно действия - решить уравнение II – говорю – процесс устного комментирования. III –записываю - процесс записи. Ученик управляет, комментирует, объясняет, доказывает и одновременно все записывают содержание.

Решение задач Запомни 2 5=10 25 4 =100 125 8 = 1000   125 72 = 125 8 9 =9000 7 25 4 9 = 6900 Для отделки одного бального платья нужно 1м 25см кружев. Сколько метров кружев понадобится для отделки 32 платьев? Решение 1м 25см 32 = 125см 32 = 4 000 см = 40 м 8 4

Русский язык имя существительное склонение часть речи Кто? Что? единственное, множественное число род: ж.р, м.р., ср.р обозначает предмет, явления события изменяется по падежам Тема: Имя существительное

На уроке русского языка при помощи схемы - опоры комментируем любое задание по теме 1 склонение Муж. р., жен. р. 2 склонение Муж. р., средн. р. 3 склонение Жен. р.  -а, -я мама папа кошка  -о, -е солнце, окно отец пень - ь дочь мель Р.п. – ы,и Д.п. – е Т.п. – ой, ей П.п. – е зима, весна Т.п. – ом, -ем П.п. – е стол Р.п..- и Д.п. – и П.п. – и Т.п. – ью печь Тема :«Склонение имён существительных»

Предложение Памятка Послушайте предложение. Повторите про себя. Пишите, слушая диктовку учителя. Проверьте написанное   Порядок синтаксического разбора Предложения Вид предложения по цели высказывания ( повествовательное, побудительное, вопросительное) Вид предложения по интонации (восклицательное, невосклицательное Вид предложения по наличию грамматических основ (простое или сложное) Вид предложения по наличию второстепенных членов предложения (распространенное или не распространенное Осложнено или не осложнено Подчеркнуть все члены предложения

средний и слабый тянутся за сильными учениками; развивается логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления; ученик ставится в положение учителя.

результаты

Результаты познавательной активности

Коммуникативные умения

Результат коммуникативных умений

Через коммуникативно - познавательную деятельность, технологию комментированного управления с элементами опережения, я получила: положительную динамику по предметам; рост познавательной активности в олимпиадном движении, в конкурсах, в проектах; динамику уровня овладения учащихся коммуникативными и познавательными универсальными учебными действиями.

Участие в проектах