12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Зваричева Елена Александровна51

Современные подходы в формировании здорового образа жизни школьников.

подготовила Зваричева Е. А. Современные подходы к  формированию здорового образа жизни школьников»

Актуальность проблемы здоровьесбережения младших школьников Если нельзя взрастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно. Н.М. Амосов

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на все оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

Школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся: Стрессовая педагогическая тактика; Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса; Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей; Провалы в существующей системе физического воспитания; Интенсификация учебного процесса; Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья; Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля; Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни .

Цель и задачи педагогической деятельности в области здоровьесбережения Основная цель: обеспечить условия для сохранения здоровья каждого ребенка за период обучения. формирование потребности в здоровом образе жизни. Задачи: Сформировать у учащихся необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни; Подготовить к практическому использованию полученных знаний; Дать представление о факторах риска для здоровья детей и добиваться положительных результатов; Применять в процессе обучения здоровьесберегающие технологии.

Планируемые личностные результаты обучения: ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; элементарные представления о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека; первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности; первоначальные представления о роли физической культуры и спорта; знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Здоровьесберегающее обучение : направлено на обеспечение психического здоровья обучающихся; опирается на преемственность, вариативность, практическую ориентацию; достигается через учёт особенностей класса, создание благоприятного психологического фона на уроке, использование приёмов и методов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу, создание условий для самовыражения обучающихся.

- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; - стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; - создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих ученику проявлять инициативу; - самостоятельность, избирательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика. Направленность технологий здоровьесбережения

Деятельность школы должна быть направлена: - на формирование у обучающихся и их родителей здорового образа жизни; - создание здоровой и безопасной среды (микроклимат, освещенность, мебель, технические средства обучения, организация питания с учетом состояния здоровья детей); - совершенствование материально-технической базы для физического развития и воспитания; - совершенствование психологической поддержки школьников, профилактика девиантных форм поведения

Классификация здоровьесберегающих технологий: технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса; технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников; разнообразные психолого – педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами.

Направления деятельности в применении здоровьесберегающих технологий 1. Расширение сферы физического здоровья. соблюдение гигиенических требований в образовательном процессе; создание спортивных и игровых зон в классе; использование ресурсов спортивного зала; проведение динамических пауз. 2. Сфера психического здоровья создание благоприятного микроклимата в классе; тесная связь с психологической службой школы; диагностирование трудностей и проблем учащихся; мониторинг психофизического состояния учащихся, уровня адаптации при поступлении в школу и к переходу в 5 класс.

Основные направления работы Организация учебно – воспитательного процесса в соответствии с условиями, способствующими всестороннему развитию учащихся, получению ими высокого уровня знаний при сохранении его здоровья: Ежедневная организованная двигательная активность учащихся вне урока; Систематическое проведение физкультпауз на каждом уроке; Рациональное питание; Соблюдение правил личной гигиены; Соблюдение рационального режима дня; Неприятие вредных привычек; Знание и соблюдение правил игры и дорожного движения.

Работу по формированию здорового образа жизни необходимо реализовать через: Образовательный процесс Воспитательную работу Работу с родителями Работу с социумом

Образовательный процесс Важная составная часть здоровьесберегающей работы – это рациональная организация урока. Хорошо дидактически проработанный урок – самый здоровьеориентирорванный для всех участников образовательного процесса. При разработке плана-конспекта необходимо обращать внимание на: 1. Правильный объём учебной нагрузки. 2. Использование различных видов деятельности. 3. Использование различных методов работы. 4. Использование различных форм уроков. 5. Создание доброжелательной обстановки на уроке. 6. Использование динамических пауз. 7. Использование физкультминуток.

Воспитательная работа Одним из направлений воспитательной работы является активизация обучающихся в работе классного коллектива, школы и района. Участие в различных конкурсах, проектах, соревнованиях. классные часы по формированию здорового образа жизни; спортивные соревнования и праздники; динамические паузы; конкурсы физкультминуток; прогулки, походы и экскурсии; внеурочные занятия «Я здоров – поэтому успешен!»; организацию досуговой деятельности на перемене;

В классе можно оформить уголок здоровья, где будет представлена различная информация для обучающихся о здоровом образе жизни. Информация может меняется каждый месяц. К оформлению уголка необходимо привлечь учащихся, родителей. Свои рекомендации могут дать психолог и медицинский работник.

Работа с родителями Проводить родительские собрания, содержащие вопросы о здоровом образе жизни. Проводить внеклассные мероприятия «Папа, мама, я – спортивная семья», совершать прогулки в парк, совместные выходы. Встреча с медицинскими работниками, психологом, сотрудниками ГИБДД и пожарной безопасности.

Работа с социумом Работа с психологом Работа с медработником Беседы с работниками ГИБДД Беседы с сотрудниками ГИМС Беседы с работниками МЧС Посещение библиотек Посещение музеев, выставок

Внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий ведёт: к снижению показателей заболеваемости детей; к улучшению психологического климата в детском коллективе; к успешному адаптированию обучающихся в образовательном и социальном пространстве; к предотвращению усталости и утомляемости; к повышению мотивации учебной деятельности; к повышению роста учебных достижений; к проявлению активности родителей к работе по укреплению здоровья детей.

Спасибо за внимание!