12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Блинов Сергей Викторович1567
Обучение — это тяжелая, непрерывная и трудная работа, которую нужно делать с добротой. Наблюдая, предупреждая … хваля, но, прежде всего — на собственном примере. Джон Рёскин
Россия, Москва, Москва

Культура Древнего Египта

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

История Древний Египет – одно из первых государств в истории человечества. Следы человеческой деятельности в долине Нила восходят к 4 тысячелетию до нашей эры.

История Становление рабовладельческого общества в корне изменило положение человека в мире, вслед за мировоззренческими трансформациями видоизменилась и художественная реальность, как связующий элемент общения художника и публики.

•Особенностью Египетского искусства является то, что оно было неотъемлемой частью религии, культа, большинство произведений создавалось  в рамках заупокойного ритуала, а так же с целью восхваления государственного культа обожествленного фараона. • Со времён Древнего царства в Египетском искусстве сложился монументальный стиль, с определенными изобразительными канонами, которые свято оберегались на протяжении веков. Древнеегипетское искусство тесно связано с религиозно-обрядовыми обычаями. Искусство

Анималистические изображения образы кошек, павианов, собак — широко распространены  в искусстве Древнего Египта. Но главным культом и объектом поклонения Древнего Египта был культ солнца, солнечного божества, которое повсеместно встречается в искусстве Древнего Египта.

Искусство в Древнем Египте. Ведущие художники – живописцы, скульпторы, зодчие – были высокопоставленными лицами, зачастую жрецами, их имена были известны, а сами они почитаемы в обществе.  Художники были служителями богов, но при этом проявление индивидуальной роли художника было строго ограничено, он выступал в качестве проводника божественной воли, хранителя священных канонов.

Основные принципы египетского искусства. Основные принципы египетского искусства сформировались в эпоху Древнего Царства, этот период принято считать классикой египетского искусства.  Господствующие в ней принципы монументальности и статичности, воплощающие представление о незыблемости социального строя и сверхчеловеческом величии фараона, оказывали влияние на развитие скульптуры и живописи, которым также свойственны монументальность и постоянство

Основное средство выразительности египетского искусства Внушительность масштабов, ритмы и повторы. Несмотря на монументальность и иногда торжественность, стиль египетского искусства сохранял благородную сдержанность и приверженность традициям.

Определенные типы и принципы рисунка в Древнем Царстве. •Уже в Древнем Царстве сложились определенные типы и принципы рисунка, которые неизменно повторялись потом и в Среднем и в Новом царстве. Главной задачей для египетских художников была именно информативность рисунка. •Классической формой Египетского искусства был рельеф. Многие рельефы, росписи, статуи и так далее изображались не для всеобщего осмотрения, а замуровывались в погребальных камерах вместе с мумией фараона, и развертывали подробную повесть о его земной жизни.

Иероглифические знаки. Особую художественную роль в египетских рельефах играли иероглифические знаки. В Древнем царстве письменность и искусство были тождественны.  Таким образом, египетские художники так же в равной мере были и писцами. Достижение максимальной информативности изображения  достигалось художественным синтезом изображения и надписи. Иероглифы заполняли пустоты между фигурами, и между самих иероглифов часто встречались маленькие фигурки.

Пиктография. Пиктография, картинное письмо лежат в основе и искусства и письменности Древнего Египта. Письменность, как и искусство, была частью религии, делом жрецов. Писцы считались служителями бога Тота, возносили ему молитвы и приносили жертвы. В дальнейшем знак равенства между письмом и искусством стирается, но они остаются очень близки друг к другу. Письменность- это отчасти искусство, а искусство – отчасти письменность.

Алфавитно-слоговое письмо. В Египте довольно рано появилось алфавитно-слоговое письмо, при этом к иероглифам присоединялись хорошо прорисованные изображения, «детерминативные» знаки, иллюстрирующие предшествующее слово. Искусство, в свою очередь,  по своей форме и функциям было близко к письму, пиктограмме. •Вытянутые, идущие  строго друг за другом изображения, как строки «описывали» всю гробницу, и представляли собой своеобразную опись всего имущества фараона, и его дел.

Музыка и танцы Египтяне очень любили музыку, танцы и песни. До наших дней дошли многочисленные песни, записанные на папирусах, различные музыкальные инструменты. А стены гробниц часто украшались изображениями танцоров, музыкантов и певцов. В обязанности этих музыкантов входило исполнение плачевных песен с инструментальным сопровождением при траурных церемониях, участие в особых храмовых торжествах, и, кроме того, каждое утро и каждый вечер они должны были радовать сердца богов, воспевая их могущество.

Скульптурный портрет Особенностью классических египетских портретов является то, что они максимально достоверно воссоздают черты лица, социального положения портретируемого, элементов костюма, головного убора, ювелирных украшений, но не уделяют внимание психологическому образу изображаемого, его характеру.

Главный объект скульптуры – человек. В Древнем Египте скульптурными изображениями бога или фараона украшали погребальные камеры и храмы.

Архитектура Искусство Древнего Египта, находясь на службе у фараона, подчинялось культу богов и культу мертвых. Это особенно ярко выражается в архитектуре – ведущем виде искусства. Скульптура и живопись подчинялись архитектуре. В искусстве Древнего Египта впервые появились многие классические архитектурные сооружения: Гробницы, пирамиды, храмы, обелиски, колонны. Древний Египет был очень богат камнем различных пород, а дерево, как привозной материал, было очень дорогим. Не случайно Египет дал миру поразительные образцы каменной пластики и архитектуры.

Архитектура Египетская архитектура отличалась: геометризмом форм, строгой симметрией, ритмическим повторением образов, огромными размерами, несоизмеримыми с фигурой человека. Древние египтяне верили в загробную жизнь и придавали огромное значение строительству погребальных сооружений, домов вечности. Ведь что такое земная жизнь против вечности? Для фараонов сооружали пирамиды, для вельмож —мастаба, а для бедных крестьян — насыпь из песка.

Пирамиды Пирамиды были строениями-усыпальницами, предназначенными не для простых смертных, а для фараонов, считавшихся земными божествами. Люди верили, что после своей смерти фараон отправится на запад, в Страну мертвых, где он присоединится к богам. В пирамиде остается лишь его мумия и погребенные вместе с нею изображения фантастических божеств. Каждая пирамида была построена как усыпальница только одного фараона.

ПОГРЕБАЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ ДРЕВНЕГО ЦАСТВА -пирамида, гробница, мастаба Возводились эти сооружения на западном берегу Нила, там, где заходит Солнце, в царстве мертвых. МАСТАБА - гробницы в Древнем Египте периодов Раннего и Древнего царств, имеют форму усечённой пирамиды с подземной погребальной камерой и несколькими помещениями внутри, стены которых покрывались рельефами и росписями. Она имела «ложные» двери для духа умершего и сердаб — помещение для статуи умершего. Располагались мастабы правильными рядами, часто окружая пирамиды фараонов. .

ПОГРЕБАЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ ДРЕВНЕГО ЦАСТВА -Пирамиды были первыми строениями из камня, которые определили архитектурный облик Египта. Всего пирамид около восьмидесяти. Вначале их было больше, некоторые поглотило всепожирающее время, другие пали жертвой песчаных заносов пустыни. Это слово иногда толкуют как производное от греческого “пир”, что означает “огонь” (огонь, пламя похоже на остроконечную пирамиду); иногда производят от слова “пира”, что означает “граница погребения” или, “могила”. Цари IV династии: Хуфу, Хафра, Менкаура. возвели самые большие пирамиды. Эти пирамиды принято называть греческими именами построивших их царей: пирамиды Хеопса, Хефрена, Микерина. .

Пирамида Хеопса Согласно легенде, пирамиду Хеопса на протяжении 30 лет строила вся страна: 10 лет строили дорогу, 20 лет саму пирамиду. Пирамида оставалась самым высоким сооружением в мире до конца XIX века. Пирамида дошла в своем первозданном облике до наших дней: более чем за 5 тысяч лет от времени пострадала только верхушка пирамиды.

Строительство храмов Позднее фараоны стали устраивать захоронения в скалах. Памятниками царям становились расположенные рядом храмы. Архитектура храмов пришла на смену архитектуре пирамид.

В статуи фараонов, которые ставили в гробницах, по мнению египтян переселялась душа умершего. Из поколения в поколение скульптуры создавались по единым правилам - канонам. Человека изображали стоящим или сидящим. У него всегда была прямо поставлена голова, почти одинаково расположены руки и ноги.

Храмы Позднее храмы стали строиться в городах. «…Если древние пирамиды с ее спокойной целостной формой уподоблялись горе, то эти храмы напоминают дремучий лес, где можно затеряться …»

Сфинкс Обращенный задумчивым лицом к востоку, перед высокой пирамидой Хефрена возлежит на высоком пьедестале каменный Сфинкс — лев с человеческой головой. Тут, в Египте, на краю пустыни, воздвигнута самая грандиозная скульптура из всех когда-либо сделанных человеком. Высота ее более 20 метров, а длина — 57 метров. В древних папирусах, относящихся к эпохе постройки великих пирамид, о нем нет ни слова. Лишь лет через 400 после Хефрена вдруг всплывают иероглифические тексты с названием этого египетского памятника — “шепес анх”, что означает “живой образ”.

Долина Царей Время шло, уходило могущество фараонов, грабители становились все смелее. Пирамиды уже не могли сохранять погребенных, поскольку стояли на виду, и каждый мог достаточно быстро найти вход в них. Видимо, первым фараоном, решившимся на создание тайного захоронения был Тутмос I. Строительство такой гробницы, лишало фараонов поклонения их захоронениям. А значит была вероятность того, что их имена будут забыты, а следовательно не будут существовать и они сами. Но, начиная с Тутмоса I, все фараоны стали высекать свои гробницы в скалах, заботясь, прежде всего о сохранении тайны погребения.

Египетские гробницы прошли длительный путь развития от простых ям, выкопанных в земле, до скальных многокамерных захоронений. Исчезали с лица земли великолепные дворцы фараонов, разрушались жилые дома рядовых египтян, но гробницы должны оставаться вечно. Только таким образом можно было достигнуть бесконечной жизни в загробном царстве. Египтяне всегда хоронили своих умерших только на западном берегу Нила, а жилые постройки располагались на восточном. Это связано с тем, что Солнце вставая каждое утро на востоке, символизировало жизнь, надежду, а солнечный закат означал наступление тьмы и смерти.