12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ананьина Людмила Тахировна86

Дыхание - речевое развитие

Использование дыхательной гимнастики в развитии речи детей МДОУ "Детский сад № 38 «Румяные щечки» Педагог: Ананьина Людмила Тахировна

Здоровье – это важная ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями речи являются одними из актуальных проблем современности. Особенно актуальной проблемой на современном этапе является обучение и воспитание детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями речи, поскольку именно в эти периоды нарушения речи можно сгладить и преодолеть, что значительно поможет ребёнку в обучении в школе и в социальной адаптации.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей. Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.

Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхатель­ные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека

Особенности дыхания детей Дыхательная система детей несовершенна, и чем меньше ребенок, тем уже все дыхательные пути, а слизистая оболочка, их выстилающая, очень нежная, легко воспаляющаяся, даже под действием частиц пыли; при этом и без того узкие ходы становятся еще уже, и ребенку становится трудно дышать. Жизненная емкость легких тем меньше, чем меньше ребенок, а потребность в кислороде велика, поэтому ребенок часто и поверхностно дышит. Вот почему в комплекс физкультурно-оздоровительных упражнений необходимо включать дыхательную гимнастику.

Неправильное дыхание приводит к форсированности и неустойчивости голоса. В связи с этой проблемой в нашем учреждении особую значимость стали придавать дыхательной гимнастике. Цель дыхательных упражнений – увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, экономный выдох. Разработаны комплексы дыхательной гимнастики, где учитываются: - эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения; - доступность упражнений для детей разного возраста; - степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры, вентиляцию всех отделов лёгких, развитие верхних дыхательных путей и т.д.

В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.

Комплексное воздействие на дыхательную систему ребенка осуществляется нами в двух аспектах: Комплексное воздействие на дыхательную систему ребенка осуществляется нами в двух аспектах: - участие в процессе коррекции разных специалистов (логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию); - использование дыхательных упражнений в течение дня в разных режимных моментах.

Необходимо соблюдать следующие требования: - выполнять упражнения каждый день по 3-6 минут, в зависимости от возраста детей; - проводить упражнения в хорошо проветриваемом помещении; - заниматься до еды; - дозировать количество и темп проведения упражнений; -вдыхать воздух через рот и нос, а выдыхать через рот; - вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно - в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;

При проведении игр и упражнений, направленных на развитие у ребенка речевого дыхания, необходимо помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка и могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями. После того, как у детей будет сформирован плавный длительный выдох, можно планировать комплексы дыхательно – голосовой гимнастики на каждую неделю. Желательно, чтобы тема комплекса и лексическая тема совпадали. Благодаря частой смене упражнений интерес детей к данной гимнастике поддерживается на протяжении всего года.

Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания. «Задуй упрямую свечу» в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу».

«Вертушка» Стоя, Дети дуют на вертушку так, чтобы она закружилась как можно сильнее.

«Гуси летят» - медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, как гуси; руки-крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «гу-у-у» (8-10 раз).

«Рукавичка» Положить снежный комочек на рукавичку, сдуть комочек спокойным протяжным дыханием с рукавички

«Аист» - стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш» (6-7 раз).

«Маятник» - сесть по-турецки, руки на затылке; спокойно вдохнуть (пауза 3 секунды), наклониться вперед – выдох, возвратиться в исходное положение – вдох (3-4 раза).

«Охота» - закрыть глаза и по запаху определить, что за предмет перед вами (апельсин, духи, яблоко, варенье и т.д.)

«Шарик» - представить себя воздушным шариком; на счет 1,2,3,4, сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1-5 медленно выдохнуть.

« Ворон» - сесть прямо, быстро поднять руки через стороны вверх – выдох, медленно опустить руки – выдох. Произнести: «кар»!

«Покатай карандаш» - вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.

«Греем руки» - вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

«Трубач» - поднести к губам воображаемую трубу. Имитируя движения трубача, нажимая пальцами на воображаемые клавиши, на выдохе произнося «ту-ту-ту» (10-15 секунд).

«Попади в воротики» - ребёнку нужно загнать пушинку в маленькие воротики

«Шину прокололи» - сделать легкий вдох, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине – «ш-ш-ш».

Приступая к решению этих задач, мы исходили из гипотезы, что организация комплексной программы по дыхательной гимнастике в детском саду один из основных факторов положительно влияющий на развитие речи детей.

Ожидаемый результат: Дыхательная гимнастика сделает ребёнка здоровым и научит правильному произношению. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи. Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.   Ребенок, занимаясь дыхательной гимнастикой, попадет в особый микромир  сказок, песен, игр, стихов. Эти упражнения способствуют укреплению иммунитета, профилактике простудных заболеваний, нормализуют эмоциональное состояние у агрессивных и гиперактивных детей. Таким образом, мы одновременно решаем несколько задач: развиваем голос и правильное звукопроизношение, формируем осмысленную моторику и двигательное воображение, оздоравливаем детей.

Александра Николаевна Стрельникова – автор ряда дыхательных упражнений для борьбы с болезнями дыхательных путей, сердечно-сосудистой системы, неврозами, диабетом и многими другими. Обладательница патента "Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса". Александра Николаевна Стрельникова – автор ряда дыхательных упражнений для борьбы с болезнями дыхательных путей, сердечно-сосудистой системы, неврозами, диабетом и многими другими. Обладательница патента "Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса". Дыхательная гимнастика Стрельниковой – комплекс упражнений дыхательной системы, основанный на форсированном вдохе через нос. Одними из достоинств этой методики являются ее доступность и простота.

С помощью методики Стрельниковой можно предупредить появление или преодолеть такие болезни как: С помощью методики Стрельниковой можно предупредить появление или преодолеть такие болезни как: сахарный диабет; бронхиальная астма; пневмония; болезнь сердца; сильное заикание. Дыхательная гимнастика снимает усталость, бодрит, повышает жизненный тонус, улучшает настроение, память, что особенно важно для детей.

Применение дыхательных упражнений, профилактические и закаливающие процедуры позволяют укрепить иммунитет детей к заболеваниям, помогают в речевом развитии, в правильном звукопроизношении. Применение дыхательных упражнений, профилактические и закаливающие процедуры позволяют укрепить иммунитет детей к заболеваниям, помогают в речевом развитии, в правильном звукопроизношении. Обычно, детям присуща огромная радость, они все делают с вдохновением. Дети не должны утратить свою радость, нельзя заставлять их делать что-то через силу. Необходимо стать для них примером, это и будет самая лучшая мотивация. Нельзя допускать во время дыхательных упражнений лишней беготни.

Таким образом, организация комплексной работы по развитию речи посредством дыхательной гимнастики положительно влияет на развитие ребенка и подготовку к школе.