12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Ананьина Людмила Тахировна86 |
Дыхание - речевое развитие
Использование дыхательной гимнастики в развитии речи детей МДОУ "Детский сад № 38 «Румяные щечки» Педагог: Ананьина Людмила Тахировна
Здоровье – это важная ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями речи являются одними из актуальных проблем современности. Особенно актуальной проблемой на современном этапе является обучение и воспитание детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями речи, поскольку именно в эти периоды нарушения речи можно сгладить и преодолеть, что значительно поможет ребёнку в обучении в школе и в социальной адаптации.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей. Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.
Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека
Особенности дыхания детей Дыхательная система детей несовершенна, и чем меньше ребенок, тем уже все дыхательные пути, а слизистая оболочка, их выстилающая, очень нежная, легко воспаляющаяся, даже под действием частиц пыли; при этом и без того узкие ходы становятся еще уже, и ребенку становится трудно дышать. Жизненная емкость легких тем меньше, чем меньше ребенок, а потребность в кислороде велика, поэтому ребенок часто и поверхностно дышит. Вот почему в комплекс физкультурно-оздоровительных упражнений необходимо включать дыхательную гимнастику.
Неправильное дыхание приводит к форсированности и неустойчивости голоса. В связи с этой проблемой в нашем учреждении особую значимость стали придавать дыхательной гимнастике. Цель дыхательных упражнений – увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, экономный выдох. Разработаны комплексы дыхательной гимнастики, где учитываются: - эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения; - доступность упражнений для детей разного возраста; - степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры, вентиляцию всех отделов лёгких, развитие верхних дыхательных путей и т.д.
В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.
Комплексное воздействие на дыхательную систему ребенка осуществляется нами в двух аспектах: Комплексное воздействие на дыхательную систему ребенка осуществляется нами в двух аспектах: - участие в процессе коррекции разных специалистов (логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию); - использование дыхательных упражнений в течение дня в разных режимных моментах.
Необходимо соблюдать следующие требования: - выполнять упражнения каждый день по 3-6 минут, в зависимости от возраста детей; - проводить упражнения в хорошо проветриваемом помещении; - заниматься до еды; - дозировать количество и темп проведения упражнений; -вдыхать воздух через рот и нос, а выдыхать через рот; - вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно - в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;
При проведении игр и упражнений, направленных на развитие у ребенка речевого дыхания, необходимо помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка и могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями. После того, как у детей будет сформирован плавный длительный выдох, можно планировать комплексы дыхательно – голосовой гимнастики на каждую неделю. Желательно, чтобы тема комплекса и лексическая тема совпадали. Благодаря частой смене упражнений интерес детей к данной гимнастике поддерживается на протяжении всего года.
Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания. «Задуй упрямую свечу» в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу».
«Вертушка» Стоя, Дети дуют на вертушку так, чтобы она закружилась как можно сильнее.
«Гуси летят» - медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, как гуси; руки-крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «гу-у-у» (8-10 раз).
«Рукавичка» Положить снежный комочек на рукавичку, сдуть комочек спокойным протяжным дыханием с рукавички
«Аист» - стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш» (6-7 раз).
«Маятник» - сесть по-турецки, руки на затылке; спокойно вдохнуть (пауза 3 секунды), наклониться вперед – выдох, возвратиться в исходное положение – вдох (3-4 раза).
«Охота» - закрыть глаза и по запаху определить, что за предмет перед вами (апельсин, духи, яблоко, варенье и т.д.)
«Шарик» - представить себя воздушным шариком; на счет 1,2,3,4, сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1-5 медленно выдохнуть.
« Ворон» - сесть прямо, быстро поднять руки через стороны вверх – выдох, медленно опустить руки – выдох. Произнести: «кар»!
«Покатай карандаш» - вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.
«Греем руки» - вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.
«Трубач» - поднести к губам воображаемую трубу. Имитируя движения трубача, нажимая пальцами на воображаемые клавиши, на выдохе произнося «ту-ту-ту» (10-15 секунд).
«Попади в воротики» - ребёнку нужно загнать пушинку в маленькие воротики
«Шину прокололи» - сделать легкий вдох, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине – «ш-ш-ш».
Приступая к решению этих задач, мы исходили из гипотезы, что организация комплексной программы по дыхательной гимнастике в детском саду один из основных факторов положительно влияющий на развитие речи детей.
Ожидаемый результат: Дыхательная гимнастика сделает ребёнка здоровым и научит правильному произношению. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи. Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Ребенок, занимаясь дыхательной гимнастикой, попадет в особый микромир сказок, песен, игр, стихов. Эти упражнения способствуют укреплению иммунитета, профилактике простудных заболеваний, нормализуют эмоциональное состояние у агрессивных и гиперактивных детей. Таким образом, мы одновременно решаем несколько задач: развиваем голос и правильное звукопроизношение, формируем осмысленную моторику и двигательное воображение, оздоравливаем детей.
Александра Николаевна Стрельникова – автор ряда дыхательных упражнений для борьбы с болезнями дыхательных путей, сердечно-сосудистой системы, неврозами, диабетом и многими другими. Обладательница патента "Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса". Александра Николаевна Стрельникова – автор ряда дыхательных упражнений для борьбы с болезнями дыхательных путей, сердечно-сосудистой системы, неврозами, диабетом и многими другими. Обладательница патента "Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса". Дыхательная гимнастика Стрельниковой – комплекс упражнений дыхательной системы, основанный на форсированном вдохе через нос. Одними из достоинств этой методики являются ее доступность и простота.
С помощью методики Стрельниковой можно предупредить появление или преодолеть такие болезни как: С помощью методики Стрельниковой можно предупредить появление или преодолеть такие болезни как: сахарный диабет; бронхиальная астма; пневмония; болезнь сердца; сильное заикание. Дыхательная гимнастика снимает усталость, бодрит, повышает жизненный тонус, улучшает настроение, память, что особенно важно для детей.
Применение дыхательных упражнений, профилактические и закаливающие процедуры позволяют укрепить иммунитет детей к заболеваниям, помогают в речевом развитии, в правильном звукопроизношении. Применение дыхательных упражнений, профилактические и закаливающие процедуры позволяют укрепить иммунитет детей к заболеваниям, помогают в речевом развитии, в правильном звукопроизношении. Обычно, детям присуща огромная радость, они все делают с вдохновением. Дети не должны утратить свою радость, нельзя заставлять их делать что-то через силу. Необходимо стать для них примером, это и будет самая лучшая мотивация. Нельзя допускать во время дыхательных упражнений лишней беготни.
Таким образом, организация комплексной работы по развитию речи посредством дыхательной гимнастики положительно влияет на развитие ребенка и подготовку к школе.