12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Блинова Лидия Владимировна93
Учитель истории, квалификационная категория 1, стаж работы 6 лет.
Россия, Ульяновская обл., Мелекесский район, посёлок Новосёлки

Религия Древнего Египта

ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ РЕЛИГИЯ Выполнила: Блинова Лидия

Содержание Ранние верования Культ животных Мифология Древнего Египта Миф о сотворении мира Погребальный культ Концепция души Список источников

Древнеегипетская религия — система религиозных верований и ритуалов, практиковавшихся в Древнем Египте, начиная с додинастического периода и до принятия христианства. За свою многотысячелетнюю историю древнеегипетская религия прошла через различные этапы развития: от Древнего, Среднего и Нового царств до позднего и греко-римского периода. ПЕРИОД: около 6-4 тыс. до н. э. — середина 1-го тыс. н. э. Фрагмент из Книги мёртвых* 

Ранние верования Доисторические племена долины Нила, как и представители других первобытных культур, во всех многообразных предметах и явлениях природы, недоступных их пониманию, видели проявления могущественных таинственных сил. Типичной формой ранней религии для них являлись фетишизм и тотемизм, испытывавшие различные изменения, под влиянием перехода населения от кочевничества к оседлому образу жизни. Наиболее известные древнеегипетские фетиши: Имиут, камень Бен-Бен, столб Иуну, столб Джед; также от древних фетишей ведут происхождение общеегипетские религиозные символы: Анх, Уаджет, Уас. В возникающих первых поселениях-городах египтян имелись различные божества, свои для каждой отдельной местности, обычно в форме материального фетиша, но значительно чаще в виде животного — тотема. Джеды в экспозиции Лувра*

КУЛЬТ ЖИВОТНЫХ Считается, что сначала египтяне почитали животных за их мощь и силу, вызывавшие ужас и страх у человека. В дальнейшем же возникло представление о том, что определённые животные являются вместилищем божественного начала. Обожествление животных в династическом Египте имело место на протяжении веков, восходя к доисторическому тотемизму. Номы и города часто сопоставлялись и были связаны со своими богами-животными, что отражалось в их названиях, также многие иероглифы египетского письма представляли собой символы зверей, птиц, пресмыкающихся, рыб и насекомых, являвшихся идеограммами обозначавшими каких-либо божеств: Хор, Гор - сокол* Тот - ибис* Уаджит - кобра*

Быки и коровы Крупный рогатый скот обожествлялся, выступая как символ благоденствия, изобилия и плодородия. Основным регионом почитания быков и коров был Нижний Египет, где египтяне больше занимались скотоводством, в связи с большим количеством пастбищ; центры культа были в городах Инбу-хедж (Мемфис), Иуну (Гелиополь), и также в Верхнем Египте — в городе Иуни (Гетмонтис). Богиня-небо Нут* Статуя Аписа, священный бык*

ЗМЕЯ Амаунет (Амонет) — в египетской мифологии женская форма бога Амона (впоследствии вытеснена в качестве пары Амона богиней Мут). Амаунет изображалась с головой змеи или в образе змеи. Богиня воздуха и ветра, невидимых сил, ритуалов, покровительница и наставница царской семьи. Под землёй бога Ра подстерегает бог тьмы Апоп. Его египтяне представляли в виде змея. Амаунет* Ра (слева) в образе рыжего кота поражает Апопа (справа)*

Крокодил Весь период истории Древнего Египта в различных областях почитались обожествлённые крокодилы. Выбирались отдельные, «верховные», особи, становившиеся местными божествами, которых окружали почётом, им возносились молитвы и приносились жертвы в храмах, где они содержались. Основные центры культа в Верхнем Египте — I ном: город Небут, IV ном: город Уасет, XXI ном: город Шена-хен. Себе́к — древнеегипетский бог воды и разлива Нила, ассоциирующийся с крокодилом; считается, что он отпугивает силы тьмы и является защитником богов и людей. Амат- «пожирательница» — чудовище с телом гиппопотама, львиными лапами и гривой, пастью крокодила в древнеегипетской мифологии, обитающее в Дуате. Бог воды и разлива Нила Себек* Амат*

Лев и кошка С кошачьими в египетской мифологии ассоциировалось большое количество божеств. Со львицами отождествлялись Сехмет, Тефнут, Мафдет и нубийская Шезметет. Их культ носил локальный характер. Львы символизировали могущество и мощь богов и фараона. Многие боги, включая Амона, могли изображаться в образе сфинкса; некоторые — непосредственно как львы (например, двуглавый лев Акер — страж горизонта, бог вчера и завтра). Бастет, богиня с головой кошки, изначально считалась оберегающей, воинственной львицей. Её образ с течением времени претерпел изменения: она начала отождествляться с приручёнными кошками. В Древнем Египте лев был эмблемой двух противопоставленных друг другу образов — Вчера и Сегодня. Акер бог земли и покровитель умерших* Баст-богиня кошек, Нижнего Египта, солнца и луны, радости, веселья и любви, женской красоты, плодородия, рождаемости и домашнего очага, защиты от заразных болезней, злых духов и войны*

Сокол (ястреб) Божества-соколы почитались под разными именами во многих областях Египта и Нубии, но все они, как правило, были связаны с небом и солнцем. Основное божество-сокол — Гор. Прочие божества-соколы (иногда отождествлялись с Хором) — Монту, Немти, Сопду. Гор - бог неба, царственности и солнца, покровитель фараонов* Не́мти - бог в образе сокола, плывущего в ладье, почитался как бог Восточной пустыни — покровительствовал идущим через неё к Красному морю караванам и разработкам здешних минералов.*

Мифоло́гия Дре́внего Еги́пта — собрание мифов Древнего Египта, которые описывают действия египетских богов в качестве средства познания мира. Путь развития мифологии Древнего Египта трудно проследить. Вполне очевидно прослеживается влияние сил природы на мифологию древних египтян. Каждый день восходит солнце, принося тепло и свет на землю, тем самым обеспечивая жизнедеятельность человека. Каждый год разливается Нил, восстанавливая плодородие почвы и способствуя ведению высокопродуктивного земледелия, обеспечивая устойчивый рост и развитие Египетской цивилизации. Таким образом, египтяне заметили, что воды Нила (Нун) и солнце (Ра), являющиеся символами жизни, обладают определённым во времени рядом природных циклов. Эта хрупкая периодичность находилась под постоянной угрозой срыва: необычайно низкие разливы Нила приводили к голоду, а наводнения уничтожали посевы и жилища древних египтян. Наряду с этим, гостеприимная долина Нила была окружена суровой пустыней, населённой враждебными народами, с которыми египтяне периодически воевали и считали их нецивилизованными. В свою очередь, египтяне считали, что их земля является изолированным местом стабильности Маат, находящимся в окружении и под постоянной угрозой хаоса Исфет. Принцип Маат включает в себя как правильность и закономерность развития вселенной, так и сплочённость общества, и что особенно важно, ответственность царя и простого смертного за свои поступки. Маат символизировала собой великий божественный порядок и закон, дарованный вселенной Богом-творцом во время сотворения мира, согласно которому сменяют друг друга времена года, движутся в небесах звёзды и планеты, существуют и взаимодействуют боги и люди. Маат воплощала в себе принцип локальной гармонии, воссоединяя локальный и вселенский миропорядок, небо и землю, провозглашая новое торжество порядка во вселенной над первозданным океаном Нуна. Именно эта идея обновления проявляется в египетской религиозной мысли.

МИФ О СОТВОРЕНИИ МИРА Главные религиозные центры Древнего Египта — Иуну (Гелиополь), Гермополь (Шедет) и Мемфис — выработали различные варианты происхождения и сотворения мира. Жрецы Гелиополя, центра культа Солнца, ставили в центр мироздания солнечного бога Ра и считали его отцом всех прочих богов. Он и восемь его потомков образовывали так называемую эннеаду Гелиополя. По гелиопольской легенде, Атум появился из изначальных вод, и по его воле из них же начал расти священный камень Бен-нь Бенбен. Стоя на его вершине, Атум породил Шу, бога воздуха, и Тефнут, богиню влаги. Эта пара родила своих детей - бога земли Геба и богиню неба Нут. Эти первые поколения богов представляют в эннеаде основу творения. Геб и Нут произвели на свет Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду, олицетворяющих соответственно плодородную пойму Нила и бесплодную пустыню. Воздух Шу в сопровождении других богов поддерживает небо Нут, а земля Геб лежит в ногах*

МИФ О СОТВОРЕНИИ МИРА Противоположная версия существовала в городе Гермополисе, где считали, что мир произошёл от восьмерых древних божеств, так называемой огдоады. Эта восьмёрка состояла из четырёх пар богов и богинь, символизирующих элементы творения. Нун и Наунет соответствуют изначальным водам, Ху и Хаухет — бесконечности пространства, Кук и Каукет — вечной тьме. Четвёртая пара неоднократно менялась, но, начиная с Нового царства, она состоит из Амона и Амаунет, олицетворяющих невидимость и воздух. По гермопольской версии, эти божества были матерями и отцами бога солнца, принесшего в мир свет и дальнейшее творение. Нун - первозданный океан* Египетская богиня Наунет*

МИФ О СОТВОРЕНИИ МИРА Ещё одна версия творения появилась в Мемфисе и ставила в центр мифа о сотворении Птаха, бога-покровителя ремесел, строителей и самого города. Мемфисская теология во многом перекликается с гелиопольской, однако учит, что Птах предшествовал богу солнца, и последний был создан его языком и сердцем. Это первая известная теология, основанная на принципе логоса, то есть созидании словом и волей. Птах, или Пта — древнеегипетский бог, творец мира и бог мёртвых, бог правды и порядка, особенно почитался в Мемфисе*

Погребальный культ Древние египтяне создали ряд погребальных обычаев, которые, по их мнению, были необходимы для обеспечения бессмертия в дальнейшей загробной жизни. Эти ритуалы включают в себя мумификацию, отбор магических заклинаний и обеспечение могил всем необходимым для жизни в загробном мире. Мумифика́ция (от фр. momification — «превращение в мумию») — процесс создания мумии из тела умершего человека (или животного). При определённом стечении обстоятельств данный процесс может происходить естественным путём, без вмешательства человека. В последнем случае все внутренние органы остаются на месте. После того как мумия была подготовлена, её необходимо «оживить». Церемония «Отверзение уст» проводилась жрецом, который, произнеся заклинание, прикасался к мумии или к саркофагу ритуальным теслом, лезвие которого было изготовлено из меди или камня. Проведение подобной церемонии давало возможность мумии дышать и говорить в загробной жизни. Аналогичным образом, произнеся заклинания, жрец мог оживить для загробной жизни руки, ноги и другие части тела у мумии. Мумия птолемеевского периода (III - II век до н.э.) в Лувре*

Мумификация в Древнем Египте — искусство бальзамирования (предохранения трупов от разложения и гниения посредством пропитывания их противогнилостными веществами). Бальзамирование употреблялось по верованиям египтян с целью сохранить тело усопшего, как последнее жилище души, после того как душа совершила многоразовые переселения из одного живого тела в другое. Лица бальзамировавшие, или врачи, считались священными лицами. Они обитали в некрополях. Самый совершенный метод состоял в опорожнении полости черепа с замещением мозга ароматическими веществами, в удалении всех внутренностей, пропитывании их ароматическими веществами и наполнении брюшной полости пахучими смолами или асфальтом (природным битумом). Затем производилось вымачивание всего трупа в растворах натриевых солей и, наконец, заворачивание его в непроницаемые для воздуха и ароматизированные ткани. Процесс бальзамирования продолжался от 30 до 70 дней. Набальзамированное тело обычно помещали в гробницу-саркофаг в виде человеческой фигуры из сикоморового дерева (библейская смоковница; инжир) или из камня. На саркофаге очень часто изображалось лицо усопшего; он ставился вертикально у стены дома и в таком положении оставался в течение многих лет. Затем уже мумии переносились в подземелья или скалистые пещеры (гроты), где их часто находили по прошествии 2-3 тысячи лет в состоянии полной сохранности. Бальзамирование, одевание и закутывание мёртвых находились под покровительством Анубиса, он охранял могилы и оберегал мумии, провожал души умерших в подземный мир Аменти и ходатайствовал о милостивом для них приговоре на посмертном судилище. Изображали этого бога или в виде шакала, или в виде человека с головой шакала.

Классы бальзамировщиков Когда кто-нибудь умирал, родственники приносили его труп к бальзамировщикам, которые составляли особенный цех, имели пребывание в некрополе (левый берег Нила) и, как видно из других (греческих и коптских) источников, далеко не мирно уживались друг с другом. Они делились на три класса: 1) парашисты, или парахиты, парасхиты (делали надрезы на мягких частях трупа); 2) тарихевты (бальзамировали); 3)калхиты, или колхиты (руководили религиозными церемониями при погребении). Причём каждый из этих классов занимался своим делом на правах монополии. К ним присоединялись многочисленные ремесленники, например столяры, ткачи бинтов, каменотёсы, которые все жили в некрополях. Согласно Геродоту, бальзамировщики показывали родственникам три разные модели мумий из дерева, за изготовление которых они требовали различные цены. Когда модель была выбрана, а цена установлена, они приступали к работе. Анубис*

Заупокойные тексты Многие мумии были оснащены заупокойной литературой, которую умершие забирали с собой в загробный мир. В большинстве своём заупокойная литература состояла из списка инструкций и заклинаний, служащих своего рода путеводителем по загробному миру. Во времена Древнего Царства, только фараон имел возможность пользоваться подобной литературой, более известной как Тексты пирамид. Тексты пирамид представляют собой набор заклинаний, обеспечивающих воскрешение и защиту фараону от различного рода враждебных сил обитающих в загробном мире. Фараон Унис был одним из первых, кто использовал этот набор заклинаний. У него как и у некоторых последующих фараонов, заклинания высечены на стенах, внутри пирамид. Эти тексты были индивидуально подобраны для него из большого банка заклинаний. В Первый переходный период и во времена Среднего царства некоторые заклинания Текстов пирамид стали находить на поверхности саркофагов, в погребальных камерах высокопоставленных лиц. Во времена Нового царства, Тексты саркофагов стали записывать на погребальных папирусах, которые получили название Книга мёртвых. Подобные книги мёртвых продолжали создаваться вплоть до Позднего периода. Отрывок «Книги мёртвых» из папируса Хунефера.*

Погребальная утварь С древнейших времён истории Египта, простые египтяне хоронили умерших с различного рода предметами обихода, так как они могли пригодиться им после смерти. Это была кухонная утварь, керамические изделия, каменные сосуды, различные предметы быта и пища. Более богатые египтяне могли себе позволить быть похороненными с мебелью, ювелирными изделиями и другими ценными вещами, поэтому их гробницы разграблялись и опустошались на протяжении всей истории Египта. С началом Нового царства некоторые древние обычаи постепенно изменились. Например, саркофаги были в основном антропоморфной формы. Умершим клали хотя бы одну статуэтку ушебти, так как египтяне верили, что в загробном мире она будет выполнять за них всю сложную работу. Гробницы богатых часто содержали вещи повседневного быта. Разнообразные ушебти, Лувр*

Концепция души Древние египтяне верили, что душа состоит из нескольких частей и ею обладают не только люди, но также животные и боги. Древние египтяне считали, что человек состоит из физического тела, духовного тела, сердца, двойника, души, нематериального эфирного духа, образа и имени. Все эти составляющие тесно связаны меж собой, и благосостояние одной определяло благосостояние всех остальных. Египтяне верили в перерождение/воскресение в загробном мире, хотя во времена ранних династий (согласно Текстам пирамид) бытовало поверье в возможность физического воскрешения. ба  — духовная сущность (покидает тело и бродит по миру, вселяясь в разных животных) в виде птицы с головой человека; ка — двойник, жизненная сущность (живёт в статуе гробницы и питается подношениями), черты характера или судьба человека. Ба иероглифами* Ка иероглифами*

хат  — физическое тело, не способно жить без Ка. хат  — физическое тело, не способно жить без Ка. сах  — духовное тело, «священные останки» после мумификации. В Книге мёртвых Сах образно показан лотосом, произрастающим из Хат. рен  — имя, личность, жизненный опыт (бывает даже у богов). шуит  — тень ах — реальный дух (путешествовал в загробном мире и вкушал его радости) изображался ибисом с хохолком, человек обретает ах после ритуала отверзания уст. сехем (sḫm) — объединённые духи покойного, успешно прошедшего переход в загробный мир иб (jb) — сердце Хат иероглифами* Рен иероглифами* Ах иероглифами* Сехем иероглифами* Иб иероглифами*

Список источников https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D1%8F https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BF%D0%B8%D1%81 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BC%D0%B0%D1%83%D0%BD%D0%B5%D1%82 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BA https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BC%D0%B0%D1%82 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BA%D0%B5%D1%80 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%80_(%D0%B1%D0%BE%D0%B3) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%BC%D1%82%D0%B8 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D0%95%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D1%82%D0%B0 http://mithology.ru/Naunet.html https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D0%BC%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%B2_%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%BC_%D0%95%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D1%82%D0%B5 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%82%D0%B0%D1%85 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%BF%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%B4%D1%83%D1%88%D0%B8_(%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%95%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D1%82)