12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кобзарева Кристина Аркадьевна22

Презентация «Логические блоки Дьенеша»

Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с дошкольниками. Кобзарева К.А Машкова С.В Г. Тамбов, 2023г

Актуальность Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности, пред математической подготовки . Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. Поэтому при подготовке к школе важно познакомить их с основами логического мышления, которое используются во всех видах деятельности и являются основой математических представлений. В дошкольной педагогике имеется множество разнообразных технологий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей. Особая роль отводится нестандартным дидактическим средствам, среди которых выделяются «Логические блоки Дьенеша».

Основной целью использования блоков Дьёныша является обучение детей решению логических задач на разбиение по свойствам. Использование в совместной деятельности педагога и дошкольников логических блоков Дьенеша однозначно оказывает положительное влияние на всестороннее развитие детей: Блоки Дьенеша знакомят детей с основными геометрическими фигурами, учат различать их по цвету, форме, величине. Задачи: обучение навыку анализа форм, сравнения их по определенным параметрам творческое и интеллектуальное развитие развитие умения логически мыслить, строить цепочки мыслей, высказывать предположения формирование ответственности, усидчивости. развитие речи, расширение индивидуального словаря

Собери фигуру

Результат работы с блоками Дьенеша: Дети умеют использовать занимательный материал, как в организованной образовательной деятельности, а также и играх самостоятельного характера. У детей сформированы сенсорные эталоны, они умеют сопоставлять предметы по цвету, размеру, форме и толщине. Дети хорошо ориентируются в пространственных отношениях между предметами. У детей сформировано логическое мышление: умение анализировать, делать выводы, обобщать, сравнивать.

Данный материал представляет собой набор счетных палочек 10 разных цветов и разной длины от 1 до 10см. Комплектация набора не случайна, а является сложно продуманным математическим множеством. Каждый цвет и каждая длина соответствуют определенному числу. Например, палочка белого цвета – это куб со стороной 1см, она соответствует числу -1; палочка розового цвета – это прямоугольная призма длиной 2см и соответствует числу 2; палочка оранжевого цвета – длиной 10см и соответствует числу 10. Таким образом, все палочки в наборе различаются по трем признакам: цвет, длина и число, которому они соответствуют. Кроме того, цвет палочек тоже не случаен. Все палочки в наборе распределены по цветовым семействам, к каждому из которых, относятся палочки, объединенные по определенному соотношению в их величине. Например, «красное семейство» составляют палочки розового, красного и бордового цветов, и соответствующие числам 2,4 и 8, то есть числам кратным 2. «Синее семейство» – палочки голубого, фиолетового и синего цветов, соответствуют числам 3, 6 и 9, то есть числам кратным 3. В «желтое семейство» входят палочки желтого и оранжевого цвета, соответствующие числам 5 и 10.

Палочки Кюизенера идеально подходят для знакомства ребенка с математикой, они помогут ребенку научиться: -различать расположение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посередине, справа, слева, внизу, вверху); -осознать математические понятия («число», «больше», «меньше», «столько же», «фигура» и т. д.) -осуществлять разбор числа на составные части и определение предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка; -освоить навыки – сложение и вычитание; -с помощью палочек полезно также составлять буквы и цифры. К цветным палочкам также разработаны альбомы в соответствии с возрастом.

Игровые задачи цветных палочек: 1. Формировать понятие числовой последовательности, состава числа. 2. Подвести к осознанию отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и мн.др. 3. Научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, освоить в процессе этой практической деятельности некоторые простейшие виды функциональной зависимости. 4. Подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел. 5. Развивать психические процессы: восприятие, мышление ( анализ, синтез, классификация, сравнение, логические действия, кодирование и декодирование), зрительную и слуховую память, внимание, воображение, речь. 6. Способствовать развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности. 7. Развивать умение работать в коллективе.

Занятия с палочками рассчитаны на детей от 3 до 8 лет. Счетные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа. В процессе игр и упражнений с цветными палочками дети легко познают отношения «больше-меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» «столько же», «больше (меньше) на 1,2,3,…», деление целого на части, измерение условными мерками, состав чисел из единиц и меньших чисел. На начальном этапе занятий палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами.

Работа с палочками Кюизинера предусматривает два этапа : На первом этапе занятий (3 – 5 лет) палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами. На втором этапе (5 – 7 лет) палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий. Каждая палочка обозначается числом.

Построение лестницы: Это очень важное упражнение, на котором ребенок сможет прорабатывать и последовательность счета, и другие навыки. Выполняется в несколько этапов разного уровня сложности: Мы по лесенке шагаем. Пусть малыш выложит перед собой палочку «1», озвучит, какого она цвета. Потом «2» и т.д. когда лесенка будет готова, он пройдет пальчиками по ней вверх, потом вниз, одновременно считая. Это способствует быстрому запоминанию чисел. Пусть кроха выложит числовую лесенку. Малыш собирает фигуру от определенного цвета, потом от числа. Можете усложнить задачу, пропуская те или иные ступеньки.

Таким образом, использование развивающих и дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста, способствует развитию логического мышления и повышению уровня знаний по развитию элементарных математических представлений у детей.

Методика Кюизенера: плюсы Методика Кюизенера – универсальна, она не вступает в противоречие ни с одной из существующих методик, а наоборот, удачно их дополняет. Палочки Кюизенера просты и понятны детям: они привыкают к ним еще в совсем раннем возрасте и уже воспринимают в качестве игрового материала, а не видят в них скучное заучивание чисел. Помимо явной эффективности обучения методики, палочки Кюизенера задействуют еще и ряд пограничных областей: развивают мелкую моторику, зрительное и пространственное восприятие, стимулируют воображение, приучают к порядку.