12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
![]() | Кобзарева Кристина Аркадьевна22 |
Развитие монологической речи дошкольников
![](/data/ppt_to_html/u442994/p295182/img0.jpg)
Развитие монологической речи у дошкольников Подготовила: Кобзарева Кристина Аркадьевна
![](/data/ppt_to_html/u442994/p295182/img1.jpg)
Характеристика связной речи у дошкольников: Дети самостоятельно определяют наличие звука в слове, отбирают картинки, придумывают слова с заданным звуком Выделяют ударный гласный, первый и последний звуки в слове В этом возрасте ребёнок должен самостоятельно обобщать и классифицировать предметы по различным признакам. Активно развивается речевое и языковое внимание, память, логическое мышление и другие предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребёнка, его успешного обучения в школе
![](/data/ppt_to_html/u442994/p295182/img2.jpg)
Проблемы речи детей дошкольного возраста: Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция.
![](/data/ppt_to_html/u442994/p295182/img3.jpg)
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ Связную речь на современном этапе развития науки рассматривают как вид речемыслительной деятельности, результатом которой является текстовое сообщение.
![](/data/ppt_to_html/u442994/p295182/img4.jpg)
Само текстовое сообщение является сложной речевой единицей высшего порядка, которая отражает диалектическое единство двух планов: внутреннего (семантического) и внешнего (языкового), каждый из которых строится на основе собственных единиц и правил их объединения.
![](/data/ppt_to_html/u442994/p295182/img5.jpg)
ВЫВОД: Развитие связной речи– есть цель и средство практического усвоения языка
![](/data/ppt_to_html/u442994/p295182/img6.jpg)
Развитие связной речи: необходимо вести словарную работу (обширный запас слов и умение им пользоваться помогает выразить мысль наиболее точно и полно) необходимо формировать грамматический строй речи (умение выражать свои мысли простыми и распространенными, сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, правильно используя грамматические формы рода, числа и падежа) необходимо воспитывать звуковую культуру речи (речь должна быть внятной, четкой, выразительной)
![](/data/ppt_to_html/u442994/p295182/img7.jpg)
Методы развития связной речи: 1. Наглядные. Непосредственные: наблюдения экскурсии осмотры рассматривание предметов. Опосредованные: рассматривание изобразительной наглядности
![](/data/ppt_to_html/u442994/p295182/img8.jpg)
2. Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений заучивание наизусть пересказ беседа рассказ
![](/data/ppt_to_html/u442994/p295182/img9.jpg)
3. Практические: дидактические игры игры-драматизации инсценировки, дидактические упражнения пластические этюды, хороводные игры
![](/data/ppt_to_html/u442994/p295182/img10.jpg)
Виды связной речи: диалогическая (беседа двух или нескольких человек, постановка вопросов и ответы на них) монологическая (речь одного лица, требует развернутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования)
![](/data/ppt_to_html/u442994/p295182/img11.jpg)
Требования к монологической реичи : развернутость полнота четкость взаимосвязь отдельных звеньев повествования
![](/data/ppt_to_html/u442994/p295182/img12.jpg)
Критерии монологической речи: дополнительные (грамматическая правильность построения предложения, разнообразие лексических средств). основные (связность, цельность)
![](/data/ppt_to_html/u442994/p295182/img13.jpg)
Типы монологической речи (по функции): Описание – характеристика предмета в статике Повествование – связный рассказ о каких-нибудь событиях Рассуждение – логическое изложение материала в форме доказательства Контаминация – смешанный тип, с элементами остальных типов
![](/data/ppt_to_html/u442994/p295182/img14.jpg)
Типы монологической речи (по источнику высказывания): Рассказывание по игрушкам и картинам – дети передают определенный сюжет, подсказанный картиной, готовой игровой ситуацией Рассказывание из опыта – опирается на представления ребенка, полученные в процессе наблюдений, различной деятельности Творческое рассказывание – рассказы о вымышленных событиях
![](/data/ppt_to_html/u442994/p295182/img15.jpg)
Типы монологической речи (по ведущей психической деятельности): Рассказывание по зрительному, осязательному, или слуховому восприятию – носит описательный характер, дети рассказывают о предметах и явлениях, которые видят в данный момент Рассказывание по памяти – рассказывание из опыта, о пережитом, воспринятом ранее Рассказывание по воображению – творческие рассказы детей
![](/data/ppt_to_html/u442994/p295182/img16.jpg)
Методика развития монологической речи: Обогащение словарного запаса (активного, пассивного). Формирование грамматических категорий. Обучение пересказу. Работа над составлением описательных и повествовательных рассказов: рассказы детей по готовому образцу; рассказы по восприятию; рассказы по памяти; рассказы по воображению (творческие); сравнительно-описательные рассказы Обучение рассказу по картине. Обучение рассказу по серии картин. Разучивание стихотворений. Отгадывание загадок. Развитие речи в игре: дидактической, сюжетно-ролевой, драматизации