12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Решетникова Елена Владимировна61
Россия, Луганская Народная Респ., Краснодон

История кадетских корпусов в России

История кадетских корпусов в России Девиз кадетов: «Долг – Отечеству, Честь – никому!»

Руководитель: Учитель истории и обществознания Решетникова Е. В. Подготовили учащиеся 8-А (кадетского) класса: Верховод Екатерина, Калмыков Дмитрий, Новохатский Денис

Создание кадетских корпусов Кадет - означает в переводе с французского «младший», во Франции и Пруссии молодые дворяне на военной службе в солдатских чинах до производства в офицеры. Первый кадетский корпус появились в Пруссии в 1653 г. городе Дрездене как воинская школа для молодых дворян. В 1701 г. вышел Указ Петр І о открытии школу Математических и Навигацких наук. В1712 года первая Военная инженерная Школа. В 1715 г. уже в Санкт-Петербурге была учреждена Морская академия. 1731 г. был принят Указ императрицы Анны Иоанновны (1730-1740) о создании Сухопутного шляхетского кадетского корпуса, после которого во всех официальных документах появилось слово кадет и кадетский корпус. В основу первого устава корпуса были положены уставы Прусского и Датского кадетства.

При Александре I (1801-1825)  к 1801 в России существовало 4 военно-учебных заведения для подготовки офицерских кадров. При Александре I (1801-1825)  к 1801 в России существовало 4 военно-учебных заведения для подготовки офицерских кадров. 1802 году в Санкт-Петербурге учреждается Пажеский корпус. 1804 г. Горное училище, образованное в октябре 1773 г. для подготовки горных инженеров, преобразуется в Горный Кадетский корпус. 1805 г. появляется разработанный при непосредственном участии императора «План военного воспитания» и особый «Совет о военно-учебных заведениях», первейшая задача которого состояла в унификации всей системы воспитания и образования в кадетских корпусах; за счет казны и дворян создал губернские военные училища.  В 1812 г. в Финляндии в создается Топографический Корпус, который сыграл важную роль в подготовке для российской армии военных топографов.

Николай I (1825-1855) утвердил «Общее положения и Устава для военно-учебных заведений», цель которого состояла в подготовке сыновей дворян к военной службе, исключительно как офицеров. 1830 г. император утверждает «Положение о губернских Кадетских корпусах». Каждая губерния приписана была к тому или иному корпусу (было открыто 17 кадетских корпусов). Кадетские корпуса, были подведомственны Главному начальнику военно-учебных заведений, распределялись по трем военно- учебным округам: Петербургскому, Московскому, Западному. В 1825-1856 гг. из кадетских корпусов было выпущено 17653 офицера.

Александр II (1855-1881) В1863 г. начинал реформу военно-учебных заведений. Кадетские корпуса, уже хорошо зарекомендовавшие себя выпусками в армию большого числа достойных офицеров, были упразднены и обращены в полувоенные гимназии, которые по внутреннему распорядку и учебному плану стояли гораздо ближе к гражданским средним учебным заведениям. Специальные классы в корпусах также были упразднены, кадеты этих классов переведены во вновь учрежденные военные училища: Павловское, Константиновское, Александровское, Оренбургское.

Александр III (1881-1894) В 1882 г. Издал указ по военному ведомству о переименовании военных гимназий в кадетские корпуса. Они являлись средними военно-учебными заведениями; в них были только общеобразовательные классы и велась предварительная подготовка к военной службе, имели военную организацию и подразделялись на роты. Вся администрация состояла из военных. Во главе корпуса стоял его директор в чине генерал-майора или генерал-лейтенанта. Командирами рот были полковники, а офицерами-воспитателями в отделениях классов назначались подполковники.

Во время Великой Отечественной войны в 1943 - 1945 годах в СССР появились первые суворовские и нахимовские училища, прообразом которых послужили кадетские корпуса. Примечательно, что среди их учителей были бывшие преподаватели кадетских корпусов, а среди офицеров – воспитателей - воспитанники этих учебных заведений. В трудную военную осень 1943г. были открыты первые 11 училищ, в 1944г. – еще 6, потом еще и еще. В них принимали « детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов». Сейчас в Российской Федерации действуют 7 суворовских училищ.

Радищев Александр Николаевич (1749–1802) — выпускник Пажеского корпуса (1766). Выпускник Сухопутного кадетского корпуса Александр Васильевич Суворов (1730 – 1800) – великий полководец, генералиссимус, генерал-фельдмаршал. Обладатель всех русских военных орденов того времени, а также многих иностранных наград.

Римский-Корсаков Николай Андреевич (1844-1908) закончил Морской кадетский корпус 1856г.. Даль Владимир Иванович (1801–1872) — выпускник Морского кадетского корпуса (1819). Выдающийся ученый-этнограф, писатель, составитель знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка» Крузенштерн Иван Федорович (1770–1846) — выпускник Морского кадетского корпуса (1789). Выдающийся мореплаватель, видный деятель русского флота, адмирал.

Верещагин Василий Васильевич (1842–1904) — выпускник Морского кадетского корпуса (1860). Знаменитый живописец-баталист. Кутузов Михаил Илларионович (1745–1813)  выпускник Санкт-Петербургского кадетского корпуса, 1761. Выдающийся полководец. Нахимов Павел Степанович (1802–1855)  выпускник Морского кадетского корпуса (1818).