12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Виктория62
Педагог-психолог с высшей каьегорией
Россия, Крым респ., Севастополь

Доброжелательная среда

«Функционирование медиацентров в образовательном учреждении» эффективный алгоритм создания медиацентра Автор: Литвинчук В.В.

Подача информации : Бурное развитие цифровых аудиовизуальных ресурсов, информационных и телекоммуникационных технологий, средств связи, их активное внедрение в современное образование ставит задачу внедрения и развития медиаобразования для формирования медиакультуры молодого поколения и безопасного использования медиатизированной развивающей среды в самостоятельной образовательной деятельности детей и молодежи. Обновленный ФГОС включает мультимедиа как ресурс и фактор, повышающий эффективность медиаобразовательного процесса. Овладение основами медиа и информационной безопасности является частью базового уровня личностных и профессиональных компетенций всех участников образовательного процесса в современном мире: от обучающихся и педагогов до родителей и широкой общественности. В сложившихся условиях одной из основных задач образовательных организаций является постепенная, продуктивная реализация стратегии медиаобразования как комплекса организационных, информационных, воспитательных и развивающих мер по развитию личности и образовательной медиасреды. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации в числе важных направлений использования информационных и телекоммуникационных технологий рассматривает развитие культуры, средств массовой информации, а также медиаобразования и дистанционного образования. В связи с этим современная школа, поступательно развивая систему российского медиаобразования, опирается на ключевые задачи по формированию медиа и информационной культуры учащихся. Необходимо отметить, что современные ФГОС также включают требования, обеспечивающие в образовательных организациях возможность записи, обработки изображений и звука; -аудио, -видео сопровождение учебных проектов; использование интернет-ресурсов в ходе аудиторной и самостоятельной учебной деятельности; развитие медиа и информационной культуры посредством кружковых занятий и факультативов

законодательство Закон «Об образовании в Российской Федерации» к средствам обучения и воспитания относит аудиовизуальные и аппаратно-программные средства, компьютеры, информационные и телекоммуникационные сети, печатные, электронные, информационные образовательные ресурсы и другие материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности. Нормативные предписания закона «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС созвучны ряду задач Государственной программы Российской Федерации «Информационное общество», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от15.04.2014 №313. Разработчики программы предусматривают преодоление высокого уровня различия в использовании информационных технологий между регионами, различными слоями общества и создание базовой инфраструктуры информационного общества. Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р, в том числе предусмотрены: реализация современных образовательных моделей, обеспечивающих применение обучающимися полученных знаний и навыков в практической деятельности (хакатоны, волонтерство, социальные проекты, дискуссионные и проектно-исследовательские клубы и др.); создание на базе общеобразовательных организаций сети технологических кружков для подготовки нового поколения технологических лидеров, инженеров и ученых, в том числе школьных медиацентров.

законодательство Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». 9 Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства». Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»; Закон Российской Федерации от 27.12.1991 «О средствах массовой информации» № 2124-1; Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (предписывает органам государственной власти Российской Федерации принимать меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение, а также создавать благоприятные условия для осуществления деятельности организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей (включая места для их доступа к сети Интернет); Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 25.11.2017) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» с изм., внесенными Федеральным законом от 29.07.2017 № 223-ФЗ (ред.18). Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (устанавливает правила медиабезопасности детей при обороте на территории России продукции средств массовой информации, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи)

законодательство Федеральный закон от 21.07.2011 № 252-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»; Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р (О Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года)» (с изменениями на 15 мая 2023 года). 10 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 6 сентября 2022 года № 804 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», направленных на содействие созданию (создание) в субъектах Российской Федерации новых (дополнительных) мест в общеобразовательных организациях, модернизацию инфраструктуры общего образования, школьных систем образования, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению общеобразовательных организаций, а также определении норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания» Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.11.2006 № АС-1299/03 «О реализации контентной фильтрации доступа образовательных учреждений, подключаемых к сети Интернет в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Детство (0-12 лет): В детстве человек формирует основы своей личности. В этот период ребенок активно учится и осваивает новые навыки. Он формирует свою самооценку и начинает понимать свое место в мире. Дети на этом возрасте могут быть более восприимчивыми к влиянию окружающих людей, они рано начинают строить свои отношения с другими. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста выражаются в следующем: склонность к подражанию; импульсивность; неспособность к самоконтролю; Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста основаны на восприятии. Детские игры носят ролевой характер.

Подростковый возраст (13-19 лет) В это время личность подвергается значительным изменениям. Подростки часто переживают конфликты с собой и окружающими. Они ищут свое место в обществе, начинают экспериментировать с идентичностью и сталкиваются с вопросами самоопределения. Эмоции могут быть нестабильными, и подростки могут иметь трудности в саморегуляции. Основными социально-психологическими особенностями являются: чувство взрослости, стремление к самостоятельности, независимости от взрослых; ориентация на группу сверстников; интерес к самому себе, к самопознанию; стремление к самоутверждению; эмоциональная нестабильность; формирование нравственных идеалов и мировоззрения; стремление не только больше знать, но и больше уметь; формирование самосознания и своего Я-образа («я – концепции»).

Молодость (20-35 лет) В это время личность начинает строить свою карьеру и переживает изменения в отношениях и личной жизни. Возникают вопросы самоосознания и поиска своего места в жизни. Молодые люди занимаются формированием собственной идентичности и определяют свои ценности. В этом возрасте также нередко происходит поиск баланса между личной жизнью и карьерой. Юность – это период жизни от отрочества до взрослости. Возрастные границы условны от 15-16 до 21-25 лет. В возрастной психологии юность обычно определяется как стадия развития с полового созревания и заканчивается со вступлением во взрослость. Ведущая деятельность — учебно-профессиональная деятельность. Старшеклассник (период ранней юности с 14—15 до 17 лет) вступает в новую социальную ситуацию развития сразу же при переходе из средней школы в старшие классы или в новые учебные заведения - гимназии, колледжи, училища. Эту ситуацию характеризуют не только новые коллективы, но и направленность на будущее: на выбор образа жизни, профессии, референтных групп. Необходимость этого выбора диктуется самой жизненной ситуацией, инициируется родителями и направляется учебным заведением. Соответственно в этот период основное значение приобретает ценностноориентационная активность. Она связывается со стремлением к автономии, правом быть самим собой. Юношеский возраст — этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными. Юноша занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым. С усложнением жизнедеятельности у юношей происходит не только количественное расширение диапазона социальных ролей и интересов, но их качественное их изменение. Появляются все больше взрослых ролей с вытекающей отсюда мерой самостоятельности ответственности. В 16 лет юноша получает паспорт, в 18 лет – избирательное право и возможность вступать в брак. Юноша становится ответственным за уголовные преступления. В этот период старшеклассники начинают строить жизненные планы и сознательно задумываться над выбором профессии. Этот выбор диктуется не только ориентацией на жизненное требование призвания, на сферу деятельности, в которой человек может быть максимально полезен другим как врач, педагог, исследователь, но и конъюнктурой, выгодой, практической ценностью данной профессии в конкретной ситуации общественного развития. Но наряду с элементами взрослого статуса юноша еще сохраняет черты зависимости, сближающее его положение с положением ребенка. Материально старшеклассник еще находится на иждивении родителей. В школе ему, с одной стороны, то и дело напоминают, что он взрослый, старший, а с другой – постоянно требуют от него послушания.

Зрелость (35-60 лет) В зрелом возрасте личность уже установлена и обретает стабильность. Однако в это время могут возникать кризисы среднего возраста, связанные с оценкой достижений в отношении к прошлому. Личность начинает осознавать свое старение и может переоценивать свои цели и приоритеты в жизни.

Условия функционирования школьного медиацентра. Школьный медиацентр, представляющий собой команду единомышленников (медиакоманда, медиаредакция, иное название коллектива) Медиатворчество учащихся Цели: информационная, развивающая, образовательная, культурная, социально-ориентирующая, профилактическая «Разговоры о важном» Взаимодействие с детскими общественными организациями

Техническое обеспечение медиацентра Для организации работы медиацентра образовательной организации необходимы определенные ресурсы и условия, обеспечивающие их деятельность, в том числе: − организационно-управленческие, − нормативно-регламентирующие, − процессуально-технологические, - человеческие ресурсы

Роль медиацентра в создании медиапродуктов Рекламный вестник (впечатляющая информация о проведение необычных конкурсов, экологических акций, анонсы клубов, кружков, объединений). Презентация (создание на компьютере презентационных материалов о деятельности детской организации или ученического самоуправления для показа в образовательном учреждении, на уровне города и области). Видеоролик (создание на компьютере видеоматериалов на определенную тематику). В рамках деятельности медиацентра в ЦРТДиЮ реализуются дополнительные образовательные программы «Видеотворчество», «Журналистика». Цель реализации образовательной программы «Журналистика» — дать начальные профессиональные знания по журналистике, сформировать навыки и умения в актуальной и популярной на сегодняшний день области журналистской деятельности; создать условия, способствующие успешной социализации личности и ее будущей адаптации в избранной профессии (не обязательно в сфере журналистики). В соответствии с общей концепцией программы студи, дополнительные занятия в области журналистики способствуют социальному созреванию подростков, формированию сознательного и критичного отношения к жизни, формированию кругозора, знакомству с людьми разных профессий, которые могут стать для них достойным примером.

Роль медиацентра в продвижении школьного сайта, групп и каналов в социальных сетях Медиацентр формирует имидж школы, каналы и соцсети также . Имидж — это то, как компания, ее товары и услуги выглядят в глазах общественности. У многих компаний устойчивый имидж. Так, например у школы может быть как положительные так и отрицательный имидж. Это зависит от ряда условий: 1. Конкурентность школы ( педагогический состав, уровень образования в школе, воспитательные мероприятия, доброжелательная атмосфера) 2. Лояльность родителей, помощь школе. 3. Любовь учеников к друзьям, педагогическому составу. 4. Уровень сдачи ГИА 5. Лояльность общественных организаций.

Имидж бывает внутренний и внешний Внутренний имидж Внутренний имидж — это отношения внутри компании, образ, который формируется у сотрудников. Именно сотрудники часто становятся теми, кто популяризируют компанию, поэтому важно создать для них позитивный образ. Они могут рассказать общественности, каково внутри компании, тем самым либо заинтересуют, либо оттолкнут слушателя. Так как такое общение всегда неформальное, оно вызывает больше доверия, чем реклама. Работая над внутренним имиджем, обратите внимание на: Образ руководителя. Его знания, умения, стиль управления, характер, иногда даже внешность играет роль. Образ персонала. Опыт, профессионализм, культура общения, социальные и физические данные. Корпоративная культура. Условия труда, надежность и стабильность компании, психологический климат.

Внешний имидж Внешний имидж — это действия по отношению к покупателям, партнерам, СМИ, госорганам, конкурентам. Для формирования внешнего имиджа организации можно: Разработать фирменный стиль (герб каждой школы), по которому люди будут распознавать компанию среди конкурентов. К фирменному стилю относятся логотип, символика, корпоративные цвета. Их используют в оформлении сайта, офиса, упаковке товара, одежде сотрудников. Проводить благотворительные акции, поддерживать различные мероприятия финансово. Таким образом можно получить звание социально ответственной организации в СМИ и общественности. Формировать репутацию надежного партнера для других компаний и инвесторов. Создавать достойный (образовательный )продукт и оказывать услуги на высшем уровне.

Решение воспитательных задач РФ и школы через учебные медиацентры Решение воспитательных задач — главное: 1. В программе воспитания вариативный модуль «Школьный медиацентр»; 2. Вовлечение обучающихся, в том числе «группы риска»; 3. Внеурочная деятельность «Основы журналистики» или дополнительное образование. Кружок журналистики для детей 4 Главное-развитие гармоничной личности, благодаря журналистским мероприятиям и освещению мероприятияй в школьном медиацентре.