12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Каширина Анна Юрьевна37

Функциональная грамотность – новые образовательные результаты

Практико-ориентированный семинар Функциональная грамотность – новые образовательные результаты Январь,2024 Методист МУДО «ЦДОД «Олимп» Каширина А.Ю.

Подберите слова - синонимы к глаголу «функционировать» Понятия, определения Функциональная грамотность - Работать, действовать, внедрять, применять... Грамотность «грамотный педагог», грамотный юрист» определённая степень владения человеком навыками чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Один из базовых показателей социально-культурного развития населения. Конкретное содержание понятия Г. исторически изменчиво, имеет тенденцию к расширению с ростом общественных требований к развитию индивида: от элементарных умений читать, писать, считать - к овладению некоторым комплексом различных общественно необходимых знаний и навыков, позволяющих человеку сознательно участвовать в социальных процессах (т.н. функциональная грамотность). (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 57) Ч426.131(2)0 Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) – это международное сопоставительное исследование качества образования, в рамках которого оцениваются знания и навыки учащихся школ в возрасте 15 лет. Проводится под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) – https://fioco.ru/pisa ЮНЕСКО, 1957 г

Глобальные компетенции в контексте функциональной грамотности содержание и подходы... https://yandex.ru/video/preview/2930544044097544055 Интернет - источники https://yandex.ru/video/preview/9665419006009567766 Институт новых технологий в образовании (ИНТехнО) https://in-texno.ru/about/blog-eksperta/funktsionalnaya-gramotnost-po-fgos-2021-chto-izmenit-v-rabote https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ Всероссийский семинар «Формирование и оценка функциональной грамотности школьников» 4e84b44a6a302df80f065b57f6fe6b03 6a312aff26c28b6398f96f39033ac1ff

Откуда задача про ФГ? Институт новых технологий в образовании (ИНТехнО) Новые ФГОС подчеркивают необходимость формировать функциональную грамотность школьников (п. 34.2 ФГОС-2021 НОО, п. 35.2 ФГОС-2021 ООО). Внимание к этому вопросу в новых образовательных стандартах объясняют невысокие показатели российских школьников в международных исследованиях, например, PISA и TIMS (28% школьников не достигает минимального порога умения использовать знания для успешной деятельности в современном мире). При этом Президент поставил задачу, чтобы Россия вошла в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования (подп. «а» п. 5 Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204). Эту же цель указало Правительство и в государственной программе «Развитие образования» на 2018–2025 годы (постановление от 26.12.2017 № 1642).  

Зачем нужна функциональная грамотность учащимся? Функциональная грамотность помогает детям применять полученные в школе знания и навыки в жизни и может служить гарантом их социальной успешности. Именно она позволяет человеку «нормально существовать в мире людей, понимать, что происходит, не быть обманутым, принимать разумные и обоснованные решения».   Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно! – перекладывать на собственный опыт. Владение ФГ позволит ученику функционировать в современном обществе и обучаться в течение жизни.

Образовательные стандарты третьего поколения рассматривают функциональную грамотность как способность решать различные жизненные ситуации. Развивают функциональную грамотность предметные, метапредметные и универсальные способы деятельности

Ключевая педагогическая задача: создание условий, инициирующих действие обучающегося Требования к результатам реализации ОП сформулированы в категориях системно- деятельностного подхода Системно - деятельностный подход Личностные результаты (ценности и мотивация) Ориентация на формирование системы ценностей и мотивов   Метапредметные результаты Три группы УУД: познавательные, коммуникативные и регулятивные действия   Предметные результаты Конкретизация и систематизация предметных результатов     Формулировки личностных результатов: «ценностное отношение к…» «уважительное отношение к…» «интерес к…»  Формулировки метапредметных результатов «находить…» «выявлять…» «устанавливать…» «выбирать…» ----------------------- Формулировки предметных результатов «осознавать…» «понимать…» «владеть…» «использовать…» «приобретение опыта…» Дмитрий Александрович Метелкин, зам. директора ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», к.сциол. н., доцент. Из выступления на Совете ФГОС

Метапредметные и личностные результаты Личностные результаты группируются по направлениям воспитания: Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий: • овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией; • овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность; • овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль, эмоциональный интеллект, принятие себя и других. • гражданско-патриотическое; • духовно-нравственное; • эстетическое; • физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия; • трудовое; • экологическое; • ценность научного познания.

ФГОС-2021 подразумевает, что человек развивает функциональную грамотность в течение всей жизни. Поэтому важно уделить внимание возможностям для саморазвития и самообразования учеников. А чтобы сформировать у школьников функциональную грамотность, педагогам следует работать с каждым ее компонентом. Всего функциональная грамотность включает 6 компонентов.

А.А. Леонтьев «Функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» (Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла./под редакцией А.А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003.с.35.) ФГ – результат образования. Это способность использовать знания, умения, способы в действии при решении широкого круга задач. Обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций, в задачах, не похожих на те, где эти знания, умения, способы приобретались.

1 Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Г.А. Цукерман Читательская базовая грамотность – способность воспринимать и создавать информацию в различных текстовых и визуальных форматах, в том числе в цифровой среде. И.Д. Фрумин «Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное» К. Д. Ушинский

2 Математическая грамотность Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане в 21 веке. В определении математической грамотности особое внимание уделяется использованию математики для решения практических задач в различных контекстах. Мыслительная деятельность формулировать ситуацию на языке математики; применять математические понятия, факты, процедуры размышления; интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты.

3 Естественно-научная грамотность Естественнонаучная грамотность  - это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. (определение используемое в PISA). Компетенции: научно объясняет явления; оценивает и планирует научные исследования; научно интерпретирует данные и приводит доказательства Естественнонаучная грамотность   – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования выводов, основанных на научных доказательствах, в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества.

4 Финансовая грамотность - включает знание и понимание финансовых терминов, понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни. Финансовая грамотность Акцент на повседневные ситуации решения собственных и домашних (семейных) финансовых вопросов покупка товаров и услуг; управление семейным бюджетом; Планирование финансовых дел и др.

5 Креативное мышление Креативное мышление - это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных..) и эффективных (действенных, результативных, экономических, оптимальных) решений, и/или нового знания, и/или эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного) выражения воображения. и

6 Глобальные компетенции - способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды – наши собственные и других людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству. Глобальные компетенции

Отличие функциональной грамотности от метапредметных результатов Педагоги иногда смешивают понятие функциональной грамотности и метапредметных результатов. Эти понятия схожие, но при этом они не взаимозаменяемые. На развитие функциональной грамотности школьников влияют предметные и личностные результаты. Поэтому функциональная грамотность – более широкое понятие, чем метапредметные результаты. Универсальные учебные действия, которые входят в метапредметные результаты, – это своеобразные критерии. По таким критериям можно судить об уровне сформированности функциональной грамотности у школьников. Как соотносятся в стандарте третьего поколения основного общего образования метапредметные результаты одной из подгрупп универсальных учебных действий с компонентами функциональной грамотности, смотрите в таблице.

Соотношение метапредметных результатов и компонентов функциональной грамотности во ФГОС-2021 ООО Метапредметные результаты   Компонент функциональной грамотности Познавательные УУД Базовые логические действия Умения: – выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); – устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; Математическая грамотность   – с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; – предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; Естественно-научная грамотность   – выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; – выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; – делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; – самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев) Финансовая грамотность

Базовые исследовательские действия Умения: – использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; – формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; – формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; – проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно- следственных связей и зависимостей объектов между собой; – оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента); – самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; – прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах Естественно-научная грамотность

Работа с информацией Умения: – применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; – выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; – находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; – самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; – оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; – эффективно запоминать и систематизировать информацию Читательская грамота

Коммуникативные УУД   Общение   Умения: – воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; – выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; – распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; – понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; – в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; – сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; – публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); – самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов Глобальные компетенции

Совместная деятельность   Умения: – понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; – принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; – уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; – планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные); – выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; – оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; – сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой Глобальные компетенции           Креативное мышление

Регулятивные УУД Самоорганизация   Умения: – выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; – ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); – самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; – составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; – делать выбор и брать ответственность за решение Креативное мышление Глобальные компетенции Математическая грамотность Естественно-научная грамотность Финансовая грамотность

Самоконтроль   Умения: – владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; – давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; – учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решенииучебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; – объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; – вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; – оценивать соответствие результата цели и условиям. Креативное мышление Глобальные компетенции Финансовая грамотность

Эмоциональный интеллект   Умения: – различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; – выявлять и анализировать причины эмоций; – ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; – регулировать способ выражения эмоций Креативное мышление Глобальные компетенции Принятие себя и других   Умения: – осознанно относиться к другому человеку, его мнению; – признавать свое право на ошибку и такое же право другого; – принимать себя и других, не осуждая; – открытость себе и другим; – осознавать невозможность контролировать все вокруг Креативное мышление   Глобальные компетенции

Первые результаты мониторинга Подтвердили актуальность проблемы – ФОРМАЛИЗМ ЗНАНИЙ: знания у учащихся есть, однако грамотно пользоваться ими они не умеют. Учимся для школы , а не для жизни! «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше, без помощи учителя». Элберт Хаббарт

Эффективные педагогические практики для формирования ФГ Информационно-коммуникационная технология Технология критического мышления Технология проектного обучения Кейс-технология Технология-интегрированного обучения Технологии уровневой дифференциации Педагогика сотрудничества Создание учебных ситуаций, инициирующих УД учащихся, мотивирующих их на УД и проясняющих смысл этой деятельности. Учебное сотрудничество, задания на работу в парах или в малых группах. Поисковая активность – задания поискового характера, учебные исследования, проекты. Кейсы, ролевые игры, диспуты, требующие разрешения проблемы, принятия решений, позитивного поведения. Технология продуктивного чтения