12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Миронова Наталья Александровна121
МБУДО "ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА Г.ГОРЛОВКА"
Россия, Донецкая Народная Респ., Горловка

Белый предмет в натюрморте. Рефлекс

Белые предметы в живописи. Рефлекс Автор: Миронова Наталья Александровна

Постановка вопроса… Белый снег на ёлке. Белый иней в лесу. Зимнее белое небо. Следы на белом снегу. Наверное Вы спросите зачем я всё это перечисляю? Чтобы сделать очевидной проблему: как изображать белое на белом? Для многих начинающих художников это становится огромной сложностью. Пишите ли Вы зимний пейзаж или натюрморт из белых предметов — в любом случае нужно научиться изображать белое на белом. Но как это сделать?

Почему все так сложно? На уроке по живописи вам не удастся написать тень на белой натуре одной серой краской. Это будет настолько явно неправильно, что педагогу вряд ли придется специально привлекать к этому внимание. Знаете почему? Потому, что белые предметы, на самом деле – ЦВЕТНЫЕ!!!

ОКРУЖЕНИЕ ВЛИЯЕТ! Белый цвет, особенно в тени, вбирает в себя характеристики окружающей цветовой среды. И, если предмет находится среди красного окружения, то и рефлекс будет розовым. Если он стоит на зеленой драпировке, то рефлекс - зеленый. Если рядом с изображаемым находится ярко-желтый фрукт - то в тоне тени белого предмета, в определенном месте, обязательно появится оттенок желтого. И светотень на белом предмете также выявляется особенно ярко.

Видно, что на оба шара влияет цвет стола (синие рефлексы). Но, на белом шаре синий рефлекс намного виднее. На самом деле, главной является та причина включения в постановку на определенном этапе белого предмета, что на белом объеме яснее всего выявляются цветовые рефлексы.

ВАЖНЫЙ ТЕРМИН РЕФЛЕКС – ЭТО ОТРАЖЕНИЕ С латинского слово reflexus означает отражение. В живописи этим термином обозначается отражённый свет с теневой стороны от находящихся рядом предметов. Это может быть отражение драпировки, стены, стола, а также любых других объектов, соседствующих на полотне.

РЕФЛЕКС- ОЖИВЛЯЕТ ИЗОБРАЖЕНИЕ Из всех составляющих светотени самым непонятным для начинающих художников чаще всего оказывается рефлекс. А ведь именно он оживляет изображение! Его неправильное отображение может исказить и форму предмета даже при условии, что другие элементы светотени применены правильно.

КАК РИСОВАТЬ РЕФЛЕКС ? Главное правило, которое нужно запомнить: отражённый свет, попадая на теневую сторону объекта, изменяет его локальный цвет, передавая свой оттенок. Можете проверить это на себе. Возьмите несколько листов цветной бумаги и подойдите к зеркалу. Теперь поднесите к теневой стороне своего лица бумагу, например, красного цвета, а потом зелёного. В своём отражении вы увидите, как на лице появится последовательно красный и зелёный оттенок. Ещё один важный момент: если окружающие предметы имеют тёплые тона, то и рефлекс нужно рисовать тёплым. Если объекты имеют холодные тона — отражённый свет на вашем предмете тоже будет холодным. Вот такая закономерность.

КАК увидеть РЕФЛЕКС ? Попробуем наглядно увидеть, что цветовой рефлекс, одно из важнейших понятий для живописца. Вот перед вами два натюрморта. Предметы в обоих одни и те же: зелёное яблоко и белая кружка. Предметы одинаковые. А фон под и за предметами очень сильно отличается. Согласны?

КАК увидеть РЕФЛЕКС ? Теперь давайте посмотрим, что происходит с предметами, когда меняется фон. Вот предметы из фотографии первого натюрморта, вырезанные по контуру и поставленные на нейтральный серый фон. Натюрморт в оригинале Убираем фон вокруг предметов Предметы на нейтральном фоне

КАК увидеть РЕФЛЕКС ? А теперь - те, которые стояли на втором натюрморте. Видите? Цвет фона – оказывает влияние на цвет предметов, и проявляется при помощи РЕФЛЕКСА Натюрморт в оригинале Убираем фон вокруг предметов Предметы на нейтральном фоне

КАК увидеть РЕФЛЕКС ? Теперь без длинных объяснений легко понять, что такое цветовой рефлекс. Нужно только обязательно помнить, что влияние на цвет каждого предмета оказывает не только цвет фона, но и цвет предметов, которые находятся рядом. От каждого соседнего объекта на предмете появится цветовое пятно, имеющее оттенок соответствующего тона. Посмотрите, на фотографии видно, что зелёное яблоко во всех случаях отбрасывает свой зеленоватый рефлекс на белую кружку.

ХОТИТЕ ФОКУС??? Для наглядности, если предметы с этих двух натюрмортов поменять местами и неправильно показать цвет рефлекса… Получится нечто, производящее несколько диковатое впечатление :) Согласны? Жуткий синий рефлекс…смотрится чужим А тут коричневый рефлекс….тоже странно

Итак, для чего в натюрморт включают белый предмет? 3 4 2 1 Потому что белый цвет красиво дополняет общую гамму Красиво Чтобы представить в поставленной для этюда натуре нейтральное по теплохолодности пятно Нейтральность Для того, чтобы создать шкалу, выставить ориентиры по светлотному тону, разобрать характеристики предметов от самого темного до самого светлого Ориентир светлоты на белом объеме яснее всего выявляются цветовые рефлексы. РЕФЛЕКСЫ