12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Козырева Рита Сергеевна227
Учитель начальных классов.
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Владикавказ

Внеклассное занятие «Играй,гармонь»

Играй,гармонь! Автор работы: Козырева Р.С МБОУ СОМШ №44 г.Владикавказ

Осетинская гармоника (фандыр) появилась у осетин не так давно – в XIX веке По преданию, появление у алан-осетин первого музыкального инструмента (дыууадаестаенон фаендыр -двенадцатиструнная арфа) связано с именем Сырдона, одного из персонажей Нартовского эпоса. Когда Сырдон, донимавший нартов своими проделками, в очередной раз подшутил над ними, они разгневались не на шутку, убили его детей и бросили в кипящий котел. Убитый горем отец, обливаясь слезами, сделал из их костей корпус арфы, а из вен -струны и в отчаянии запел... 

Праотцом современной осетинской гармошки считается «вятская тальянка».Однорядная «вятская тальянка» — прародительница современной гармоники, она покорила Северную Осетию еще в конце хiх столетия.

Зала-фандыр Хъисын фандыр Уадындз Двенадцатиструнная арфа(фандыр) Музыкальные инструменты осетин

Булат Газданов

Булат Газданов известен в Осетии как непревзойденный гармонист и талантливый композитор. Диапазон его творческой деятельности достаточно широк. Более тридцати лет он является художественным руководителем и дирижером оркестра народных инструментов телерадиокомпании «Алания». Одновременно он занимается исполнительской, концертмейстерской, композиторской, научно-исследовательской и педагогической деятельностью. Знаток и собиратель национального осетинского музыкального фольклора, он является автором учебного пособия «Школа игры на осетинской гармонике для 1 — 2 классов музыкальной школы»

Родился в 1936 году, в селе Ольгинское, Северной Осетии. После окончания средней школы в 1952 году, он поступает в Орджоникидзевское музыкальное училище, сразу на три отделения: дирижерско-хоровой, домры и гобоя. В 1957 году он поступил в Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных (ныне РАМ им. Гнесиных). В 1959 году поступил на работу в оркестр Радиокомитета СОАССР, и одновременно в Осетинский театр. В 1966 году поступил в Северо-Осетинский медицинский институт, но прервал обучение Награды и звания Народный артист России (2008) Заслуженный артист России (1993) Народный артист СОАССР Заслуженный артист СОАССР Государственная премия СОАССР им. К. Л. Хетагурова

Известный осетинский собиратель народных песен, композитор и дирижер Борис Александрович Галаев, чрезвычайно много сделавший для профессионального изучения осетинского музыкального фольклора, дает свое объяснение истории происхождения осетинской гармошки: «...Ирон-кандзал-фандыр (осетинская гармонь) - язычковый пневматический инструмент, разновидность «вятской тальянки», известный под названием «азиатская гармонь». С конца XIX века «азиатская гармонь» стала одним из самых распространенных инструментов в Осетии.

В музыкальный мир Осетии Булат Газданов вошел в конце 50-х годов, когда счастливые перемены произошли не только в обществе, но и в сознании людей,. Творческий подъем наблюдался тогда и в культуре Осетии. Что же касается народной осетинской музыки, то ее успехи определялись талантливой игрой на осетинской гармошке Земфиры Калмановой, Надежды Ходовой, Серафимы Икаевой, Венеры Дзерановой,Ирины Мистуловой.. .   Игра Ирины Мистуловой с характерным для нее искусным и щедрым перебором клавиш отличается неповторимым тембровым богатством, которое создает удивительную мелодическую ауру, рождающую в душе слушателя настроение сладостно-торжественной праздничности, приподнимающей его над сумятицей и обыденностью.

И.Мистулова С.Икаева С.Ревазова В.Дзеранова Известные гармонистки

Сима Ревазова была в те годы молодой, но уже известной солисткой оркестра народных инструментов при Северо-Осетинском радиокомитете. Она играла проникновенно, лирично, возвышенно. Ее игра на гармошке отличается особой изысканностью исполнительской культуры. Каждая мелодия в ее исполнении является своеобразным монологом женщины с тонкой душой и богатым внутренним миром,.. Игру Серафимы Икаевой можно было услышать в спектаклях, в которых она принимала участие. Будучи актрисой лучезарной, она как будто светилась на сцене. И на гармошке она играла так же радостно, с очаровательным кокетством и легкостью,.

Осетинская гармошка имеет два вида: диатонический и хроматический. Диатоническая гармонь, появившаяся очень давно, имеет простую клавиатуру, довольно ограниченные возможности. Это - «однорядка>. Хроматическая же, которая появилась много позже, богата по клавиатуре и технологии. Она обладает богатейшим звучанием звукоряда.. хромотическая диатоническая

Именно хромотической гармони и посвятил Газданов всю свою жизнь, занявшись ее возрождением

Через многое пришлось пройти замечательному музыканту, чтобы отстоять и провести в жизнь начатое им дело - обучение игре на осетинской гармошке по нотам. Пришлось выдержать и злобные иронические насмешки, и недоброжелательность, столкнуться с демагогией, незаинтересованностью, тенденциозностью. Газданову потребовались годы упорного профессионального труда, чтобы доказать свою правоту. И он доказал ее своим блестящим искусством гармониста, виртуозно, профессионально владеющим сегодня народным старинным музыкальным инструментом.  Таким образом, можно заключить следующее: ирон фæндыр, пройдя этапы становления и расцвета осетинской музыкальной культуры, хранит то, что называется характером и душой народа, неизменно привлекая к себе и исполнителей, и слушателей.