12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
ТабаковаЛ1257
Учитель русского языка и литературы высшей категории, преподаю Основы Православной культуры, редактор школьной газеты "Школьный вестник"
Россия, Ульяновская обл., р.п.Новоспасское

Презентация «Комплексный анализ текста»

Комплексный анализ текста Табакова Л.П. учитель русского языка и литературы МОУ сш № 1 р.п.Новоспасское Ульяновской обл.

Бабочка (1)Рядом с нашим домом лежит старое, трухлявое бревно. (2)После обеда вышел я посидеть на бревне, а на нём – бабочка. (3)Я остановился в стороне, а бабочка вдруг перелетела на край – дескать, присаживайся. На нас-то двоих места хватит. (4)Я осторожно присел с нею рядом. (5)Бабочка взмахнула крыльями и снова распластала их, прижимаясь к бревну, нагретому солнцем. (6)-Тут неплохо,- ответил ей я, - тепло. (7)Бабочка помахала одним крылом, потом другим, потом и двумя сразу. (8)- Вдвоём веселей, - согласился я. (9)Говорить было вроде больше не о чем. (10)Был тёплый осенний день. (11)Я глядел на лес, в котором летали между сосен чужие бабочки, а моя глядела на небо своими огромными глазами, нарисованными на крыльях. (12)Так мы и сидели рядом до самого заката. 1

Вопросы и задания 1.Какое настроение вызывает миниатюра? 2.Какие средства выразительности помогают этому? 3.Определите тему и главную мысль миниатюры. 4.Почему она так озаглавлена? 5.Определите стиль и тип речи, назовите их признаки. 6.Каково значение слова трухлявый? Почему именно это слово употребил автор? 7.Чем осложнено предложение 5? 8.Выпишите слова с морфемным составом: 9.Выпишите предлоги из пр.1,2,11,частицы из пр. 3,7,12 из пр. 13 все местоимения и определите их разряд. 10.Дайте морфологическую характеристику слова веселей (пр.8).Можно ли без контекста определить часть речи? 11.Выпишите из пр.12 два словосочетания со связью примыкание. 12.Дайте синтаксическую характеристику предложения 9.

Задания 1.Озаглавьте текст. 2.Определите стиль и тип речи, назовите их признаки. 3.Определите тему и идею. Какая проблема поставлена в тексте? 4.Согласны ли вы с позицией автора? Аргументируйте свой ответ. 5.Какова роль глаголов 2 лица единственного числа в тексте? 6.Каково значение слова «отрочество»? 7.Дайте морфологическую характеристику слов тогда, когда, лишь, что, такое (1пр.), всё(пр.2), высочайшей (пр.4) Последнее слово разберите по составу. 8.Выполните словообразовательный разбор слова познаешь. 9.Составьте схему предложения 1. Объясните пунктуацию в пр.4. 10.Проиллюстрируйте примерами из текста правила правописания Ь после шипящих. (1)Ты станешь настоящим человеком лишь тогда, когда познаешь, что такое трудно. (2)Если в детстве, отрочестве, ранней юности тебе даётся всё легко, ты можешь стать тряпкой… (3)Преодоление трудностей возвышает человека. (4)Тот, кому нестерпимо трудно и кто одолел трудности, похож на альпиниста, достигшего высочайшей вершины. 2 В.А.Сухомлинский

(1)Владеете ли вы русским языком? (2)Не спешите отвечать на этот вопрос утвердительно.(3)Всё зависит от того, что понимать под «владением» языком. (4)Начнём с того. Что русским языком во всём богатстве его грамматики и особенно словаря вообще никто не владеет. (5)Число слов в современном русском литературном языке приближается к 120 тысячам.(6)Но если мы возьмём число слов, употребляемых даже самыми крупными русскими писателями, то оно далеко не будет достигать этого числа. (7)Например, А.С.Пушкин, к произведениям которого сейчас составлен полный словарь, употреблял «всего-навсего» 21 тысячу слов. (8)Дело даже не в этом. (9)Владеть языком – значит максимально использовать все выразительные возможности, скрытые в нём, уметь вложить даже в самый малый запас слов, выражений всё то, что можно в него вложить, уметь понять сказанное так, как оно было сказано. (10)Всё это не так просто. (А.А.Леонтьева) 3

Задания 1.Озаглавьте текст. 2.Определите тему и идею. 3.Каков стиль текста: научный или научно-популярный? Обоснуйте ответ. 4.Составьте план текста. 5.Какова композиционная роль предложения 1. 6.Определите средства связи между двумя последними предложениями. 7.Найдите пример иронии в тексте. 8.Дайте морфологическую характеристику слова что в 3 и 4 предложениях. 9.Выпишите частицы из предложений 1, 8. 10.Выпишите из предложения 9 примеры словосочетаний с разными видами связи. 11.Объясните пунктуацию в 6 предложении. 12. Объясните правописание слов сказанное и сказано в 9 предложении.

(1)Гроза утихала над нашим кровом, но дождь ещё долго кропил Бобришный угор. (2)В доме было тепло и спокойно, отблески молний вспыхивали за окнами, пахло освежённою зеленью. (3)Гром ещё рычал где-то, но всё тише и тише, и сквозь разряды «Спидола» негромко играла прекрасную музыку. (4)Было слышно, как с крыши капают последние капли, и музыка, похожая на эту капель, звучала в домике. (5)Кажется, это была одна из шопеновских мазурок, та самая, в которой звучит спокойная радость жизни, светлая послегрозовая усталость и гармоничное, счастливое созерцание мира. (6)И оттого, что в доме струилась эта светлая прекрасная музыка, что в твоём голосе была поддержка, и дружба, и мужество, хотелось что-то снова сделать для людей и для времени в этом непостижимом мире. (В.Белов) 4

Задания 1.Сформулируйте проблему, представленную автором в тексте. 2.Прокомментируйте эту проблему. 3.Какова позиция автора по отношению к поставленной проблеме? 4.Выразите собственную позицию по отношению к проблеме. 5.Выпишите частицы из предложений 3,5,6. 6.Дайте морфологическую характеристику слову как и похожая (пр.4), оттого (пр.6). 7.Выпишите предлоги из предложений 3, 6. 8.Дайте синтаксическую характеристику предложений 4, 6. 9.Выпишите грамматическую основу 1 части предложения 5, 1 части предложения 6. 10.Выпишите из пр.3 словосочетания со связью примыкание, из пр.4 со связью управление, из пр.6 со связью согласование. 11.В каком предложении есть уточняющее распространённое определение? 12.Определите способ словообразования слов: зеленью, отблески, разряды поддержка, послевоенный. 13.Проиллюстрируйте примерами из текста правила правописания приставок. 14.В каких предложениях есть олицетворение, звукопись, развёрнутая метафора, метонимия?

(6)Может, разговор начать с того, какая Россия разная? (7)Это и безлесная, насквозь промёрзшая тундра на Крайнем Севере, и дремучая тайга в Сибири; это и горы Урала и Забайкалья, и ширь пшеничных полей Дона и Кубани; это и города-миллионеры, и крохотны деревеньки, никогда не слышавшие паровозного гудка. (По Б.Короткову) (1)С чего начать разговор о России? (2)Мне, русскому, это непросто: большое видится на расстоянии. (3)Россия велика. (4)На её территории можно разместить тридцать Франций или почти два Китая. (5)Вспоминаю, школьный учитель говорил: солнцу и тому нужно десять часов, чтобы от Берингова пролива дойти до Москвы. 5

Задания 1.Сформулируйте проблему, представленную автором в тексте. 2.Прокомментируйте эту проблему. 3.Какова позиция автора по отношению к этой проблеме? 4.Выразите собственную позицию по отношению к проблем. 5.Дайте морфологическую характеристику словам: (с) чего (1пр.), русскому, большое (2 пр.), почти (4пр.), насквозь, это (4 пр.). 6.Объясните постановку двоеточия во 2 и 5 предложениях? 7.Объясните дефисное написание слова города-миллионеры. 8.Выпишите грамматическую основу 4 предложения. 9.Выпишите из пр.4 словосочетания со связью управление, из пр. 7 – со связью примыкание. 10.Определите способ связи в словосочетаниях: на её территории, тридцать Франций. 11.В каком предложении есть уточняющее распространённое дополнение? 12.Определите способ словообразования слов: тишь, разговор, Забайкалья. 13.Назовите синтаксическое средство выразительности, использованное в 7 предложении.

1 (1)Зацвела ива. (2)Каждый ивовый барашек как пуховый жёлтый цыплёнок: сидит и светится. (3)Пальцем тронешь – пожелтеет палец. (4)Щёлкнешь – золотой дымок запарит. (5)Понюхаешь – мёд! (Н.Сладков) 1.Что вы видите и чувствуете после знакомства с текстом? 2.Озаглавьте текст. 3.Найдите средства выразительности в текст и определите их функции. 4.Выпишите номер нераспространённого предложения. 5.Выпишите местоимение и союзы из 2 предложения. Укажите разряд местоимения. 6.Выпишите слова, морфемный состав которых соответствует схеме: 7.Выпишите из текста словосочетание с подчинительной связью управление. 8.Проиллюстрируйте примерами из текста правила правописания глагольных окончаний. 6

(1)Что такое красота? (2)Одинаково ли мы воспринимаем красивое? (3)Можно ли оценить красоту? (4) Меняются ли со временем представления о красоте? (5)Часто мы называем красивым то, что соответствует нормам и идеалам нашего времени.(6)Идеалы и мода у каждой эпохи свои. (7)Но есть красота нетленная, непреходящая, к которой человечество обязательно возвращается. (8)Нас никогда не перестанут радовать пропорции Парфенона. Гармоничность и единство с природой церкви Покрова на Нерли… (9)Я огорчаюсь всякий раз, когда слышу фразу: «На вкус и цвет товарищей нет…» (10)Как раз обратное – удивляешься тому, как много людей одинаково оценивают красоту. (По Л.Мигдалу) 7

Задания 1.Какое из высказываний может быть эпиграфом к тексту? 1)Красота не прихоть полубога, А хищный глазомер простого столяра. (О.Мандельштам) 2)…чтобы не нарушить, не расстроить, Чтобы не разрушить, а построить… (Ф.Тютчев) 3)Чему бы жизнь нас не учила, Но сердце верит в чудеса: Есть не скудеющая сила, Есть и нетленная краса. (Ф.Тютчев) 4)Из тяжести недоброй И я когда-нибудь Прекрасное создам… (О.Мандельштам) 2.С помощью какого языкового средства связаны пр. 6и7? 1)Лексический повтор 2)противительный союз 3)Личное местоимение 4)частица

3.Какие средства выразительности не используются в этом тексте? 1)Фразеологизмы 2) Ряды однородных членов 3)ряд вопросительных предложений 4) метафора 4.Сколько имён существительных во 2 предложении? 1)0 2)1 3)2 4)3 5.Выпишите из 5 предложения словосочетания со связью согласование. 6.Напишите небольшое сочинение. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленную в тексте. Сформулируйте авторскую позицию. Согласны или не согласны вы с автором и почему?

(1)В юности мы бываем жестоки к непохожести.(2)Мы её не понимаем, а потому не любим. (3)Есть такой набор тестов, по которым определяют, скажем настоящего мужчину.(4)Но есть ведь и другие тесты, по которым определяют настоящего человека. (7)В жизни как раз не всё совпадает (8)И то, что выдаётся за обаяние, при ближайшем рассмотрении может оказаться эластичной, податливой маской, которая. В зависимости от обстоятельств, то растягивается в улыбку, то собирается в кулак. (5)Это ведь только в плохом фильме: если герой не поражает красотой, отвагой и белозубостью, значит, он отрицательный. (6)А «косая сажень», открытый взгляд и широкая улыбка несут в себе исключительно положительный заряд. 8

Задания 1.Какую из пословиц вы бы выбрали заголовком текста? 1)Не место красит человека, а человек место. 2)Мал золотник, да дорог. 3)Не всё золото, что блестит. 4)Муравей невелик, а горы сворачивает. 2.Какое из средств связи предложений не используется в первых двух абзацах текста? 1)Союз 3)личное местоимение и лексический повтор 2)Синонимы 4)союз и частица 3.Выпишите из пр.3 местоимение(я). 4.Выпиште из пр.3 словосочетания со связью управление. 5.Напишите небольшое сочинение. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем. Сформулируйте авторскую позицию. Согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните, почему?

( 1)Сколько на российских просторах раскидано больших и маленьких селений! (2)И у каждого из них есть своё лицо, своя история. (3)Редко найдёшь в печатных источниках или в памяти народной год рождения той или иной деревеньки. 9 (4)Иногда лишь летописная строка или старинная книжка донесёт до нас из глубины веков имя основателя или интересное событие, которое произошло в этой местности. (5)И мы часами размышляем о прошлой жизни, пытаемся найти в ней для себя что-то нужное нам сегодня. (6)Что мы там ищем? (7)Свою родословную? (8)Истоки народного характера? (9)Что бы мы ни искали, ясно одно: без памяти не прожить. (По И.Васильву)

Задания 1.В каком предложении заключена основная мысль этого текста? 1)В 1 2) во 2 3)в 5 4) в 9 2.С помощью каких языковых средств связаны пр. 3 и 4? 1)наречие и частица 2)лексический повтор и местоимение 3)синоним и частица 4)Указательное местоимение и контекстный синоним 3.Какое из перечисленных языковых средств не используется в этом тексте? 1)Вопросительное предложение 3)антоним 2)Однородные члены 4)сравнение 4.Выпишите из пр.9 частицы. 5.Выпишите из пр.9 словосочетания со связью управление. 5.Напишите небольшое сочинение. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем. Сформулируйте авторскую позицию. Согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните, почему?

(1)Кто из нас в детстве не мечтал стать отважным путешественником, чтобы, ступив на неизведанные земли, рассказать затем соотечественникам об открытых таинственных племенах и о своих удивительных, полных романтики и риска приключениях. 10 (2)Путешественник – первооткрыватель, если пользоваться терминологией Стругацких, - ещё и своеобразный «сталкер». (3)Популяризируя новые маршруты, по иным углом показывая старые, он прокладывает путь своим соотечественникам. (4)Это внешняя сторона. (5)Только спустя много лет я уяснил для себя совершенно определённо: путешествие – это не только романтика, но и тяжёлое испытание не столько сил, сколько духа. (6)Это изнурительная работа, если хотите – ремесло. (7)А ещё – целая наука, включающая в себя много составляющих, в том числе искусство выживание.

Задания 1.Почему автор текста называет путешественников первооткрывателями? Укажите номер предложения, где содержится ответ на этот вопрос: 1)1.2 2) 2 3)3 4)5,6 2.С помощью каких языковых средств связаны пр.6 и 7? 1)Союз 2)наречие 3)союз и лексический повтор 4)союз и наречие 3.Какое из перечисленных языковых средств не используется в этом тексте? 1)Ряды однородных членов 3)эпитет 2)Олицетворение 4)контекстные антонимы 4.Выпишите из пр.5 союзы. 5.Выпишите из пр.7 словосочетания со связью управление. 6.Напишите небольшое сочинение. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем. Сформулируйте авторскую позицию. Согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните, почему?

(1)В уставшем от зимней тяготы лесу, когда ещё не распустились проснувшиеся почки, когда горестные пни зимней порубки ещё не дали поросль, но уже плачут, когда мёртвые бурые листья лежат пластом. Когда голые ветви не шевелят, а потихоньку трогают друг друга, - неожиданно донёсся запах подснежника.(2)Еле-еле заметный, но это запах пробуждающейся жизни, и поэтому он трепетно-радостный, хотя почти и неощутим. (3)Смотрю вокруг – оказалось, он рядом. (4)Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба. Такой простой и откровенный первовестник радости и счастья… (5)И для каждого – и счастливого, и несчастливого – он сейчас – украшение жизни. (6)Вот так и среди нас, человеков: есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметные» и «маленькие», но с огромной душой. (7)Они-то и украшают жизнь, вмещая в себе всё лучше, что есть в человечестве, -доброту, простоту, доверие. 11

Задания 1.Какова основная тема этого текста? 1)взаимоотношения человека и природы, 2)Пробуждение природы, 3)Лучшие нравственные качества человека. 4)Первые весенние цветы. 2.С помощью каких языковых средств связаны пр.3 и 4? 1)Указательное местоимение 3)синоним 2)Лексический повтор 4)частица 3.С помощью какого языкового средства пр.1 автор показывает, что описываемые события происходят одновременно: 1)Несовершенный вид глаголов, повтор слова когда 2)Одно и то же время всех глаголов 3)Повтор эпитетов 4)Употребление частицы не 4.Сколько имён сущ. в пр.5: 1)3 2)4 3)5 4)2 5.Выпишите из пр.7 словосочетание со связью согласование