12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Серова Татьяна Львовна1263
Учитель начальных классов, высшей квалификационной категории, г. Вологда, МОУ "СОШ №3"
Россия, Вологодская обл., Вологда

Конспект урока русского языка по теме: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»

Презентация составлена Серовой Т.Л., учитель начальных классов г. Вологда

«Язык – это сокровищница, из которой мы берём слова-жемчужины не раз произносимые. Иногда они дают «трещины и вмятины».

– Прочитай слова. – На какие группы их можно разделить? ПРОДАВЕЦ, КНИГА, РОЗА, ЛИСА, БЕРЁЗА, ЖАВОРОНОК, ШМЕЛЬ, АВТОБУС, ЖИРАФ, ТЮЛЬПАН, ИНЕЙ

Проверь себя: Ж.р. М.р. книга продавец роза жаворонок лиса шмель берёза автобус жираф тюльпан иней 1 скл. 2 скл. книга продавец роза жаворонок лиса шмель берёза автобус жираф тюльпан иней Одуш. Неодуш. лиса книга продавец берёза жаворонок роза шмель автобус тюльпан иней

Инсерт по теме: Одуш. Неодуш. Лиса V книга V продавец V берёза? +! жаворонок V роза? +! шмель V автобус V тюльпан? +! иней V

Цель: Уточнить и расширить свои представления о категориях одушевлённости, неодушевлённости имён существительных : выяснить, почему к одним словам мы задаём вопрос кто? А к другим что?

ПЛАН 1. Вывести формулу, которая позволила бы точно, без всяких сомнения определить категорию одушевлённости/неодушевлённости имён существительных. То есть открыть ещё одну тайну русского языка (так как блок, в котором мы сегодня работаем называется «Как устроен наш язык»). Исследовать, почему известные нам способы отнесения существительных к одушевлённым или неодушевлённым не всегда действуют. Поупражняться в применении формулы определения одушевлённости/неодушевлённости на практике.

Движение темы: Одушевленные- значит живые?

Итог работы Одушевленные Неодушевленные В.п. = Р.п. (во МН.ЧИСЛЕ) В.п. = И.п. (во МН.ЧИСЛЕ)

ПЛАН 1. Вывести формулу, которая позволила бы точно, без всяких сомнения определить категорию одушевлённости/неодушевлённости имён существительных. То есть открыть ещё одну тайну русского языка (так как блок, в котором мы сегодня работаем называется «Как устроен наш язык»). + Исследовать, почему известные нам способы отнесения существительных к одушевлённым или неодушевлённым не всегда действуют. Поупражняться в применении формулы определения одушевлённости/неодушевлённости на практике.

Дышат, питаются, растут, размножаются, рождаются умирают? ?

РАБОТА В ПАРАХ ПО ИНСТРУКЦИОННЫМ ТАБЛИЦАМ.

Вывод: Лингвисты считают сейчас одушевлёнными только тех, кто…(продолжите мою мысль дальше) умеет двигаться: людей, насекомых, зверей. +Они изображают «неживой мир»:растительный мир, предметный мир.

правило в учебнике на стр. 45 правило в учебнике на стр. 45 Самооценка: Оцените точность своих прогнозов. ЗНАЮ, УМЕЮ,МОГУ ПРОВЕРИТЬРАБОТУ ДРУГОГО ЗНАЮ, УМЕЮ, МОГУ ОБЪЯСНИТЬ ДРУГИМ ЗНАЮ И УМЕЮ ЗНАЮ, НО НЕ УМЕЮ НУЖНА ПОМОЩЬ

ПЛАН 1. Вывести формулу, которая позволила бы точно, без всяких сомнения определить категорию одушевлённости/неодушевлённости имён существительных. То есть открыть ещё одну тайну русского языка (так как блок, в котором мы сегодня работаем называется «Как устроен наш язык»). + Исследовать, почему известные нам способы отнесения существительных к одушевлённым или неодушевлённым не всегда действуют. + Поупражняться в применении формулы определения одушевлённости/неодушевлённости на практике.

ПОУПРАЖНЯЕМСЯ ПРИМЕНИ ПРАВИЛ И ОПРЕДЕЛИ КАТЕГОРИЮ ОДУШЕВЛЕННОСТИ У СЛЕДУЮЩИХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ:

Проверь себя:

ПЛАН 1. Вывести формулу, которая позволила бы точно, без всяких сомнения определить категорию одушевлённости/неодушевлённости имён существительных. То есть открыть ещё одну тайну русского языка (так как блок, в котором мы сегодня работаем называется «Как устроен наш язык»). + Исследовать, почему известные нам способы отнесения существительных к одушевлённым или неодушевлённым не всегда действуют. + Поупражняться в применении формулы определения одушевлённости/неодушевлённости на практике. +

А завершить наш урок мне хотелось бы строками стихотворения С.Есенина . … Заколдован невидимкой, Дремлет лес Под сказку сна, Словно белою косынкой Повязалася сосна. Понагнулась, как старушка, Оперлася на клюку, А над самою макушкой Долбит дятел на суку Природа – это волшебник. Она не только дарит нам радость, но и создаёт удивительные вещи. Надо только нагнуться и поискать их.

? «И стоит себе лес, улыбается», «Уж небо осенью дышало», «дремлет чуткий камыш». - Как вы теперь с высоты своего опыта считаете, делает ли приём олицетворения имена существительные одушевлёнными?

Рефлексия

Лесенка успеха В своей деятельности на уроке и знаниях по данной теме я достиг больших высот. У меня есть небольшие результаты в деятельности на уроке , но я на достигнутом не останавливаюсь. Я заполню «пробелы» в знаниях. Мне трудно. Я пытаюсь…, но мне ещё нужно много работать над тем, чтобы достичь хороших результатов на уроках.