12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Карпова Лариса
Аккаунт удалён

Классный час «Здесь духа взлёт и благородство»

Турнаево Светлая поляна

Город расположен на юго-востоке Западно-Сибирской равнины, в 126 км к северо-востоку от Новосибирска

Своим рождением Болотное обязано Большому Сибирскому тракту, значение которого было огромным, ведь не зря его ещё называли «государевой дорогой». В «Легендах и сказах Западной Сибири» о возникновении Болотного говорится так: «Лишку давали, езда была плоха, захотели распрямить. И сделали Болотную».

1805г. – на Московском тракте появилось небольшое поселение, ямщицкая стоянка, разросшаяся впоследствии в деревню Болотную. Деревня была огорожена поскотиной, за которой шумел непроходимый густой лес.

Тройку тут гнала ямщина, Колокольцами звеня, И крестился туз купчина: «Пронеси, господь, меня…». Свист варнацкий, свист погони У него свербел в ушах И летели трактом кони С дикой искоркой в глазах!

Храм Серафима Саровского Храм Фёдора Томского Храм Святителя Николая Храм Михаила Архангела

Начнется экскурсия с посещения села Турнаево, возникшего благодаря разбойнику Турнаю. Истинным украшением села считается храм во имя Серафима Саровского. В 1912 году жители села Турнаево были свидетелями достаточно важного события – начала строительства Храма Серафима Саровского. Серафимо-Турнаевский храм - первый храм в Сибири во имя преподобного Серафима. Серафимо-Турнаевский храм является одним из семи чудес Новосибирской области.

Храм Серафима Саровского в селе Турнаево Храм известен во всей Сибири. Тот храм, построенный из бревен, Когда-то был села красой, Теперь он ветх, хотя не древен, И не отмечен был молвой. И колокол его не звучно Разносит благовестный глас, И самоучка своеручно Писал его иконостас. Евангелие позолотой Не блещет в простоте своей, И только днями и заботой Богат смиренный иерей.

Композиция и декор храма характерны для конца 19 века. Архитектура храма стройна, без излишеств. В благоукрашении храма активно участвовали томские купцы, кузнецкие промышленники, алтайские предприниматели. Большой вклад внесла томская купчиха Александра Терпигорова. Она действовала по завещанию своей матушки Варвары, которая была духовной дочерью старца Феодора Томского. По воспоминанию старожилов церковь была огорожена деревянной резной оградой.

С колокольни открывается изумительный вид сибирской деревни и великолепие сибирских красот. В былые времена звон колоколов был слышен за много вёрст.

Не менее интересным станет посещение храма преподобного Фёдора Томского. Храм построен недавно в 2003 году, но воплощает традиции древнего русского узорочья – резной деревянный иконостас, резная отделка крыши. С виду он напоминает маленький русский теремок. Конечно, новопостроенный храм во многом проигрывает старому по архитектуре, но сделан он добротно и украшен на славу. Это единственный в мире храм в честь святого старца. Правда, есть еще часовня в Вене при дворе княгини Марии Владимировны Романовой, претендующей (не бесспорно) на право наследия Российского престола.

Храм Фёдора Томского в селе Турнаево

Портрет Фёдора Кузьмича, написанный в Томске по заказу купца С. Хромова Где возникает одна легенда, там возникает и другая. Одна из таких тайн связана с великим старцем, праведником и святым подвижником Федором Кузьмичом Томским. Народная молва отождествляла Федора Кузьмича с императором Александром I, внезапная смерть которого породила немало слухов. Рассказы о появлении Федора Кузьмича в Сибири сводятся к одному: объявился он словно из небытия, ранней осенью 1836 г. около города Красноуфимска. На расспросы отвечал уклончиво, потому и был задержан. При допросе назвал себя Федором Кузьмичом, не помнящим родства бродягой. В итоге выслан в Сибирь, в Томскую губернию, куда прибыл 26 марта 1837 г. Где бы ни жил Федор Кузьмич, везде находили его люди. Федор Кузьмич принимал всех приходящих к нему за советом, денег не брал, но от приносимого угощения не отказывался. Посещал старца не только простой люд, но и высокопоставленные лица. Простой в общении, старец вел жизнь подвижника. Настоятель Богородице-Алексеевского монастыря в Томске игумен Силуан рассказывал о том, что Федор Томский был прозорлив, а также обладал даром исцеления. Фёдор Кузьмич за своё подвижничество в 1984 году канонизирован Русской православной церковью в лике праведных в составе Собора Сибирских святых.

В соборе сумрак и прохлада; Звучны шаги на камнях плит, Перед Пречистою - лампада, Свеча - пред Вечерей горит. Все тихо, все полно покоя, Все ожидания полно, - И брезжут пятна у налоя Сквозь разноцветное окно.

В храме установлен трёхярусный тябловый иконостас, украшенный басмой. Иконы для него писали Геннадий и Анна Адаевы. Вырезал его из дерева не менее знаменитый новосибирский резчик Олег Еремин. Иконы выполнены в одном иконописном стиле Московской школы, написаны натуральными «тёплыми» красками, много красного, жёлтого, зелёного цвета.

Иконостас храма Фёдора Томского несет в себе часть легенды, над царскими вратами вырезана маленькая императорская корона. Дело в том, что Олег Еремин – мастер, который вырезал его из дерева, случайно вырезал на нем корону, на тот момент ему не было известно в честь кого построен данный храм. Только спустя год мастер узнал, что храм в честь Федора Томского.

Иконостас, в переводе с греческого, означает «подставка для икон». В древности иконостасов не было, алтарь от пространства храма отделялся декоративными колоннами. Согласно церковной истории первая преграда появилась в IV веке. Св. Василии Великий, немало потрудившийся над составлением чина литургии, по словам его жизнеописателя, был наделен особым даром: когда он приступал к главному литургическому таинству - превращению хлеба и вина в тело и кровь Христовы, - с неба спускался Святой Дух и колебал висящего над престолом золоченого голубя. Но однажды голубь остался недвижим. Василий взглянул вокруг и заметил, что прислуживавший ему диакон засмотрелся на красивую прихожанку. Вот тогда, чтобы оградить клир от соблазнов, святитель и распорядился установить преграду между алтарем и средней частью.

Далее наш путь лежит в город Болотное, где расположились ещё две великолепных церкви. Но для этого нам необходимо проехать 18 км. Полчаса пути на машине пролетят не заметно. За окном вы увидите пышную растительность, живописный сибирский пейзаж. Природа не поскупилась на волшебное зрелище.

Еще издалека мы видим, как сияют кресты на куполах храма. Купола с крестами как бы связывают небесное и земное пространство в целостный освященный мир. Купол — это как пламя горящей свечи, недаром издревле наши предки старались даже в самые тяжелые времена золотить кресты и купола храмов. Купола имеют форму луковицы, покрыты золотой краской, что символизирует свет и огонь Божества, блистание царской славы Христа. С лицевой стороны храма изображена икона Святой Троицы. Эта икона на храме появилась довольно недавно. Храм украшают два цвета белый и голубой. Врата храма выполнены по современному стилю из красного кирпича. Во дворе храма есть звонница с несколькими колоколами.

Иконостас храма 2-х рядный живописный. 1 ряд иконостаса –Местный; 2 – над Царскими воротами Надвратная икона Тайная вечеря. Имеет три входа: царские врата, северные и южные врата. Иконостас имеет обрамление, выполненное из кедрового бруса в барочном стиле. Сделана резьба мастером из Рубцовска в 1980 году Селезнёвым М.И.

В алтаре находится образ Пресвятой Богородицы «Васнецовская». Её написал иеромонах Серафим, который раньше служил в этом храме. В храме есть старинные иконы. Многие иконы попали из других храмов, по большей части из разрушенных церквей.

Это первый канонический собор Болотного. Новый собор возвели рекордно быстро - за год и один месяц. Строители работали без выходных - от зари до зари, частенько помогали и местные жители.

Мемориал Славы Архангел Михаил - архистратиг (по-гречески - верховный военачальник), победитель зла. Он считается покровителем воинов, бьющихся за правое дело. И поэтому кирпичная однокупольная церковь, построенная в русском стиле с чертами эклектики, расположена в центре города, у Мемориала Славы.

В центре иконостаса находятся Царские врата, ведущие в алтарь, которые открываются во время литургии — через них выносят Святые дары. Символически через них проходит Христос, как Царь Славы, отсюда и название — «Царские врата». Иначе — райские двери, поскольку алтарь символизирует рай. По сторонам от Царских врат расположены Северные и южные врата, которые ведут в диаконник и жертвенник.

Над четырьмя стенами главной части храма возвышается свод, в виде полусферы. подобно тому как над четырьмя сторонами света простирается небесная твердь. Затем представление о небесном своде было перенесено на купол – подобие неба, и, соответственно, представление о Боге Вседержителе переносится на храмовый купол. Так как средняя часть храма является символом преображенного тварного мира, «нового неба» и «новой земли», то есть Церкви, то в куполе изображается Глава Церкви – Христос Вседержитель. Под высоким арочным сводом на длиной цепи-тросе красуется хрустальная люстра со свечами. Здание церкви высотой 26 метров рассчитано на 150 прихожан.

Просторная колокольня одноярусная, в плане квадратная с широкими проемами, в которых висят малые и средние колокола. Большой колокол – благовестный – определен в центре. Разнообразие колоколов позволяет слушателям насладиться удивительным перезвоном.

Алтарь - наиболее важная часть храма, всегда находится на восточной стороне храма. Слово «алтарь» означает «высокий жертвенник». Солея – «возвышение» (от иконостаса на некоторое расстояние внутрь храма, на запад, к молящимся), то есть продолжение алтарного возвышения, поэтому называющееся внешним престолом (в отличие от внутреннего, что в середине алтаря). Солея также есть место для певцов и чтецов. Амвон – полукруглый выступ солеи против царских врат, обращенный внутрь храма к западу Иконостас - показывает становление и жизнь Церкви во времени. Иконостас – это ярусное бытие, все роды его, в конечном счете, являются ни чем иным, как раскрытием смысла первой и основной иконы – образа Иисуса Христа. Иконостас состоит из нескольких рядов икон, расположенных в определенном порядке. Звонница — сооружение для подвешивания колоколов Притвор (тёмная) – место для отреченных от церкви или готовящихся к крещению людей Купол (голова) – выражает собой вселенную, небесный свод объединяющий понятие о Боге и о всем мире в гармоничное единство