12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шукалович Ирина Юрьевна76
Россия, Коми респ.
Материал размещён в группе « Учителю истории и обществознания»
4

Методический семинар «Авторская педагогика»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Усинска

Методический семинар

«Авторская педагогика»

Тема: «Воспитание патриотизма

на уроках истории»

Исполнитель: Шукалович И.Ю.,

учитель истории.

г. Усинск

2013 г.

Воспитательная задача любого школьного предмета, и в первую очередь истории, заключается в предназначении различных видов занятий, сочетаемых с замыслом учителем по их реализации, обеспечить, в конечном счете, выработку у учащихся морально-нравственных качеств, свойственных достойному гражданину Отечества.

Уже в самых первых произведениях исторической литературы отражалась нравственная сторона жизни человека. А если учесть, что практически любое историческое произведение – есть и обращение к читателю, то нравственный аспект изучения истории лежит в каждом произведении. Например, Владимир Мономах так наставлял своих сыновей и одновременно читателей: «Всего же более убогих не забывайте, но насколько можете, по силам кормите, и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виноватого не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души».

При отработке каждой темы учитель истории должен максимально использовать её воспитательную направленность. Для этого, на мой взгляд, надо сначала выделить те элементы, на которые будет направлено внимание учащихся.

Изучая любую тему в курсе истории, учащиеся с самого начала подводятся к пониманию того, что действия наших предков, живших тысячи и сотни лет назад, не могут оцениваться нами лишь с уровня сегодняшнего развития общества и человека, особенно при рассмотрении тех фактов древности, которые могут показаться учащимся смешными и наивными.

Рассматривая жизнь и быт славян, целесообразно, на мой взгляд, заострить внимание учащихся на вопросе: «Что же послужило основой для высокого уровня культуры славянских племён?» Работая всё над той же темой «Легендарный период» обязательным является обращение внимания ребят на основные черты славян: трудолюбие, гордость, доброту, умение преодолевать трудности и т.д. Полезно также обратить внимание на мирное, добрососедское сожительство славян с неславянскими племенами, т.е. на «древнерусский интернационализм».

Изучая проблему возникновения Древнерусского государства, при обязательном обзоре различных исторических точек зрения на этот вопрос, нужно разъяснять, что Рюриковичи приглашались не строить государственность у славян, как это преподносится некоторыми историками, а княжить на славянской земле, обратив внимание на то, что княжение – это уже форма государственной власти, которая задолго до варяга Рюрика существовала у ильменских (новгородских) славян. Поэтому ни о каком построении государства на Руси чужаками из-за моря не может идти и речи.

Пожалуй, главной задачей при воспитании личности на материале истории является воспитание патриотизма. Практически через любую изучаемую тему необходимо воздействовать на учащихся с целью осознанного восприятия исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах сынов Отечества, любви к государственным символам страны, непримиримости к врагам России.

Некоторые историки отрицают воспитание патриотизма как одну из целей исторического образования, ссылаясь на Запад – там де давно отошли от этого. Во-первых, не употребить в формулировании целей изучения истории слово «патриотизм» - не значить не воспитывать его на практике. Например, в японских учебниках записано: «Японцам не нужно становиться великим народом, они и так им являются». Подобные записи можно встретить и во многих других странах. А что стоит воспитание уважения к государственным символам у американцев, когда при первых звуках гимна вся нация поднимается и с глубоким уважением слушает его стоя.

Во-вторых, ценности Запада всегда отличались и отличаются от российских, сколько бы мы не говорили, что надо жить только по общечеловеческим критериям.

В-третьих, в России патриотизм является одним из главнейших приоритетов. Достаточно вспомнить русские былины, песни, сказания и т.п.

Патриотическое воспитание не допускает превосходства своей нации над другими, расизма и шовинизма. И здесь очень тесно патриотическое воспитание должно переплетаться с интернациональным. Необходимо учить ребят осознанному восприятию исторических знаний о дружбе народов, их равенстве, солидарности в борьбе с античеловеческими проявлениями, за м ирное сосуществование и сотрудничество. Особенно остро этот вопрос стоит сейчас. Преобразования, проводимые у нас в стране, привели к обострению отношений на национальной почве, всколыхнули и удобрили корни национальных конфликтов. Чтобы преодолеть противоречия межнационального характера правительству России необходимо будет проводить целый комплект мер. И здесь учителю отводится немаловажная роль в усилении интернационального воспитания подрастающего поколения, так как именно сегодняшним ученикам предстоит продолжать строительство демократического общества в России.

Идея интернационализма пронизывает всю историю России: объединение русских княжеств для борьбы с внешними врагами; создание централизованного государства с вхождением в него, наряду с русскими, многих других народов со своими традициями, обычаями, религиями. Учителю очень важно обратить внимание на положительные моменты, положительные черты в менталитете других народов. Апогеем интернационализма для нашей страны стала Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Представители более 60 национальностей украсили груди золотыми звёздами Героя Советского Союза. Туркмены и казахи, киргизы и татары, десятки других народов делили кров и хлеб с миллионами русских людей, покинувших оккупированные врагом территории.

Все народы плечом к плечу восстанавливали разрушенное войной народное хозяйство, поднимали целину. Росло число межнациональных браков, усилилась миграция на добровольной основе и т.д.

В условиях распада СССР, трудного продвижения России к демократическому обществу национальные отношения обострились. Появились очаги национализма, даже элементы расизма. Состояние внутренних и внешних межнациональных отношений подпадает под понятие «Интернациональный кризис». Пути восстановления веками складывавшихся интернациональных традиций ещё не выработаны. Но учитель не может сидеть и ждать, когда устоится общегосударственная идеология. Он обязан стать главным проводником интернационализма среди школьников. В основу интернационального воспитания может быть положен завет русского философа Соловьёва: «Люби все другие народы, как свой собственный» и вытекающие от сюда положения:

Использование многовекового опыта российского народа в создании и укреплении единой интернациональной семьи.

Использование зарубежного опыта мирного сожительства народов в одном государстве, независимо от религиозной, расовой или др. принадлежности.

Использование международного опыта обеспечения дружелюбия между народами на поворотах истории.

В ходе подготовки данной лекции мной ученикам некоторых классов был предложен к рассмотрению вопрос: какие жизненные принципы, по-вашему, и личные качества формируют предмет «история»?

Результаты ответов: практически во всех ответах звучит тема патриотизма, уважения к предкам, гражданственность.

Предмет «история», считают многие, способствует общему развитию человека, развивает интеллект, заинтересованность в делах страны, воспитывает уважение к себе и к людям, уважение к своим родителям, национальным традициям не только своей Родины, но и всех народов, населяющих планету Земля.

История формирует ответственность и трудолюбие, сострадание, чувство личного достоинства, честь.

История – это немного географии и немного политики, обществознания и математики, логики. История учит нас не быть равнодушными – это очень важно. История учит, что нет высших и низших рас, все мы люди. Предмет «история» учит уважать предков, культуру любого государства. Таким образом, изучение истории даёт возможность понять прошлое, тем самым усилить его влияние на настоящее, что позволит идти более уверенными шагами в будущее.

Изучая, например, деятельность князя Святослава в теме «Становление Древнерусского государства», целесообразно, я думая, обратиться к «Повести временных лет», где описывается, как князь в трудную минуту обратился к воинам с такими словами: «Да не посрамим земли Русской, но ляжем костьми тут, ибо мёртвый срама не имеет…» Так имеет ли смысл отходить от пропитавших наше российское сознание, нашу российскую ментальность традиций патриотизма, не раз в самые опасные годы испытаний спасавшего наше Отечество.

Патриотическое воспитание осуществляется на глубоком изучении нашего исторического прошлого, на примерах героической борьбы, подвигов, талантов россиян – прекрасных иллюстраций для подражания.

Раскрывая подвиги героев, важно, на мой взгляд, чтобы учащиеся осознали, почему наши далёкие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества. Ведь не хотели умирать Сусанин и Багратион, Матросов и Карбышев, сотни и тысячи тех, кто бросался грудью на штыки или амбразуры, таранил вражеские самолёты, не выдавал под страшной пыткой военной и государственной тайны! Не хотели, но тем не менее, на смерть шли. У Сухомлинского есть прекрасная фраза по поводу вышесказанного: «Знай, что настоящего патриота можно сжечь, закопать живым в землю, как делали это фашисты, но покорить нельзя».

Патриотическое воспитание, на мой взгляд, осуществляется на воспитании непримиримости к недоброжелателям и врагам Отечества. В этом направлении от учителя истории требуется грамотный аналитический подход, особенно к изучению современных отношений России с мировым сообществом. В условиях, когда нет открытых военных действий между государствами или группами стран, недоброжелателями России могут считаться те, кто всячески всесторонне (экономически, политически, экологически, идеологически и т.д.) подрывает устои России, нанося ей часто непоправимый вред. Нельзя снимать со счетов и международный Терроризм, который в активнейшей форме проявил и проявляет себя в чеченских, дагестанских, московских и др. событиях. То есть для учителя истории, хорошо знающего концепцию государственной безопасности, внешнеполитическую и военную доктрины России, важно заострять нужные проблемы до уровня осознанного восприятия учащихся, и на конкретных примерах показывать «кто есть кто» и «с кем дружить, а с кем служить».

Патриотическое воспитание личности осуществляется на основе формирования нравственных качеств учащихся. Этот аспект внутри проблемы воспитания патриотизма, по-моему, менее изучен и ему уделяется недостаточное количество учебного времени.

В учебниках истории чаще всего не просматривается нравственная сторона поступка, факта или события.

Изучая, например, деятельность Петра I, М. Сперанского, С. Витте и д.р. уважаемых людей Отечества, ребята далеко не всегда представляют нравственные устои и мотивы их деятельности. Поэтому важная роль здесь отводится учителю, который, на мой взгляд, обязательно должен заострять внимание учеников на подобных материалах, выражая свою точку зрения, спрашивая их мнение на тот или иной факт в истории. Например, изучая события военной истории, обязательно поднимается проблема отношения различных слоёв населения к данной войне. Например, известный историк С.М. Соловьев, писатель Ф.М. Достоевский, В.И. Ульянов (Ленин) – все желали поражения России в войне. Соловьёв и Достоевский в Крымской войне 1853 – 1856 гг., Ленин – в Первой мировой войне 1914 – 1918 гг. Целесообразно дать возможность классу порассуждать над вопросами: «Патриоты ли они? Нравственно ли поступали?»

При разборе этих или подобных примеров у учащихся складывается более достоверное представление о личностях, возможна даже переоценка ценностей, но всегда в душе ученика останется соответствующий отпечаток в душе. Особенно ярко, по-моему, должны представляться бойцы, созидатели, мужественные и благородные люди, радевшие за своё Отечество, так как именно на примерах воспитываются идеалы служения Родине. Кроме того, учитель, выдвигающий на первый план своей деятельности такую цель, как воспитание личности, должен уделять этой проблеме особое внимание. Я считаю, что путь к себе, как личности, лежит через осознание значимости других, уважение к себе через уважение других. И здесь очень важно обойтись без ярлычества, которое очень часть используется как в обществе, так и в исторической литературе, в том числе в учебной. С одной стороны – это дань моде, с другой – личная приверженность авторов. Но, по большому счёту, я считаю, что такой подход – результат сложившихся в обществе оценочных стереотипов под давлением современной трактовки истории. Например, исторические личности, попав на страницы новых учебников истории, часто «преображаются» авторами до неузнаваемости. Раньше Николай II был «кровавым», теперь стал «великомучеником». Сталин слыл «вождём всех народов, теперь – «параноик» и «сообщник Гитлера». Керенский из «демократа России» превратился в «труса и подлеца, предавшего Россию». В таком разночтении путаются не только ученики. Нельзя изучать личность, на мой взгляд, пользуясь только одной точкой зрения. Целесообразным считаю изучение оценок личности её современниками и современными историками. Полезна также и точка зрения учителя, но не довлеющая не учеников, а лишь одна из имеющих право на существование. Но самое главное – это дать возможность ребятам проанализировать и оценить роль той или иной персоны, ведь именно такая работа позволяет ученику как бы пропустить через себя ряд жизненных фактов исторического героя, задуматься: «А как бы я поступил в подобном случае?»

Раскрывая нравственные качества соотечественников целесообразно относить положительные из них с аналогичными у учащихся, но не «в лоб», как, например, «А вот Королёв в твои годы…». Обычно такой приём может вызвать совершенно обратный результат. Но если подойти к решению этой проблемы с другой стороны, успех может быть обеспечен. Например, отметить сноровку ученика, сравнив её с суворовской, аналитический склад ума подростка со складом ума Менделеева, Сперанского и т.д. Пусть не у всех, но у кого-то след в душе останется: ведь его сравнили с таким выдающимся человеком Отечества.

История России не однообразна. Она включает тысячи и тысячи фактов, личностей, способствующих и славе, и позору Отечества. Учителя чаще стремятся выбрать положительные примеры из истории с тем, чтобы более качественно реализовать воспитательную функцию. Учитывая, что и на ошибках люди учатся жить, нельзя принебригать и негативом. В.О. Ключевский советовал: «Изучение нашего прошлого небесполезно – с отрицательной стороны. Оно составило нам мало пригодных идеалов, но много поучительных уроков, мало умственных приобретений и нравственных заветов, но такой обильный запас ошибок и пороков, что нам достаточно не думать и не поступать, как наши предки, чтобы стать умнее и порядочнее, чем мы теперь».

Для верующих учащихся в оценках исторического прошлого авторитетным будет наставление патриарха всея Руси Алексея II: «Как надлежит прощаться со своим прошлым? – вопрошает патриарх. – Популярный мыслитель советовал: смеясь. Но в нашем прошлом так много трагических страниц. Проклиная? Но эта позиция, по крайней мере, не для церкви. Понимая? Но если под «пониманием» имеются в виду суждения типа «иначе быть не могло», то лучше обойтись без такого понимания. Человек в таких случаях благодарит не только за то, что былое уходит, но и за то, что былое было».

Опубликовано в группе « Учителю истории и обществознания»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.