12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Белицкий Александр Федорович298
Россия, Донецкая Народная Респ., г. Шахтёрск

Что делать, если пятиклассник плохо читает: формы и методы работы

Пятиклассникам, как и детям других возрастов, иногда бывает сложно справляться с чтением. Плохая читательская грамотность может привести к проблемам в обучении и понимании учебного материала.

Дислексия - это неврологическое расстройство, которое влияет на способность человека читать, понимать и интерпретировать письменный текст. Основными характеристиками дислексии являются трудности с фонетическим анализом (разбором слов на звуки), дефицит в звуковом анализе и синтезе, а также проблемы с распознаванием букв и слов.

Природа дислексии связана с недостаточным развитием или дисфункцией определенных областей мозга, ответственных за чтение и понимание письменного текста. Например, у детей с дислексией наблюдаются изменения в работе головного мозга, связанные с обработкой звуковой информации и зрительным восприятием букв и слов. Дислексия не является следствием недостатка интеллекта или общего образования и может проявляться у людей с любым уровнем интеллекта. Она может быть унаследована, поэтому часто встречается в семьях, где уже есть родственники с подобными проблемами. Важно отметить, что дислексия не является неизлечимым состоянием, и с помощью подходящих методик и поддержки большинство детей с дислексией могут достичь успеха в обучении и преодолеть трудности чтения и понимания текста.

Предлагаем формы и методы работы, а также алгоритм действий, которые могут помочь ребенку улучшить свои навыки чтения.

1. Оценка уровня навыков чтения.

Прежде чем приступить к работе с пятиклассником, необходимо оценить его текущий уровень навыков чтения. Это можно сделать путем проведения тестов или заданий по чтению разного уровня сложности. Оценка поможет определить основные проблемы и потребности ребенка.

2. Индивидуализированный подход.

Каждый ребенок уникален, поэтому важно разработать индивидуальный подход к работе с пятиклассником. Учитывайте его интересы, способности и особенности обучения при выборе методов работы.

3. Использование разнообразных текстов.

Для развития навыков чтения у пятиклассника важно предоставлять ему разнообразные тексты разной сложности и жанров. Это расширит словарный запас, улучшит понимание текста и разовьет навыки анализа.

4. Работа над пониманием прочитанного.

После чтения текста важно проводить работу над пониманием прочитанного. Задавайте вопросы, обсуждайте содержание, анализируйте главные идеи текста. Это поможет улучшить свои навыки восприятия и анализа информации.

5. Игровые методики.

Для более эффективного обучения можно использовать игровые методики, которые сделают процесс чтения более увлекательным и интересным для ребенка. Например, игры на запоминание слов, составление предложений из слов или игры на скорость чтения.

Работа с пятиклассником, который плохо читает, требует терпения, индивидуального подхода и использования разнообразных методов работы. Совместное усилие учителя и родителей поможет ребенку преодолеть трудности и стать успешным читателем. Современная наука предлагает различные формы работы для детей с дислексией, которые могут помочь им улучшить навыки чтения.

1. Мультисенсорное обучение. Этот метод включает использование нескольких чувств (зрение, слух, осязание) для обучения чтению. Дети могут иметь проблемы с одним из чувств, поэтому мультисенсорное обучение помогает им лучше усваивать информацию.

2. Использование технологий. Современные технологии, такие как программы для чтения вслух, приложения для обучения чтению и другие инструменты, могут быть полезными для детей с дислексией.

2.1. Программы для чтения вслух. Эти программы позволяют детям слушать текст, вместо того чтобы читать его самостоятельно. Это может помочь улучшить понимание прочитанного и развить навыки аудирования.

2.2. Приложения для обучения чтению. Существует множество приложений, специально разработанных для обучения чтению детей с дислексией. Они могут содержать упражнения на фонематический анализ, игры для развития навыков чтения и другие полезные материалы.

2.3. Интерактивные учебные платформы. Современные учебные платформы предлагают разнообразные интерактивные материалы и уроки, которые могут быть настроены под индивидуальные потребности каждого ребенка.

2.4. Технологии для организации информации. Специальные приложения и программы могут помочь детям с организовать информацию, создавать планы и структурировать тексты для лучшего понимания.

2.5. Аудиокниги и аудиозаписи. Может быть полезным использование аудиокниги и аудиозаписи как дополнительный источник информации и тренировки навыков чтения.

2.6. Использование методики Orton-Gillingham. Методика была разработана в 1930-х годах двумя американскими педагогами и исследователями - Анной Гиллингем и Сэмюэлем Ортоном. Они создали этот подход к обучению чтению для детей с дислексией, основываясь на своих исследованиях и опыте работы с такими учениками. Основные принципы этой методики включают в себя:

2.6.1. Систематическое и последовательное обучение: учебный материал разбивается на небольшие части, которые учатся постепенно и последовательно.

2.6.2. Мультисенсорное обучение: ученики используют несколько чувств (зрение, слух, дотик) для усвоения информации, что помогает им лучше запоминать и понимать материал.

2.6.3. Индивидуализированный подход: учителя адаптируют учебный материал под потребности каждого конкретного ученика, учитывая его уровень навыков и способности.

2.6.4. Упор на фонемы и звуки: методика акцентирует внимание на звуках и фонемах, помогая ученикам разбираться в звуковой структуре слов и улучшать навыки чтения.

2.6.5. Постоянная обратная связь: учителя регулярно дает обратную связь ученикам, помогая им исправлять ошибки и улучшать свои навыки.

Эффективность методики Orton-Gillingham была подтверждена многими исследованиями и практическим опытом. Многие учителя и специалисты по образованию признают этот подход как один из наиболее эффективных для детей с трудностями в чтении.

3. Поддержка специалистов. Сотрудничество с педагогами-логопедами, психологами и другими специалистами поможет разработать эффективные стратегии работы с детьми с дислексией. Они могут провести оценку навыков чтения, понимания текста и других когнитивных функций, чтобы определить уровень дислексии и индивидуальные потребности ребенка. Педагоги-логопеды могут обучить ребенка специальным методикам чтения, направленным на развитие фонематического анализа, звукового синтеза и других навыков, необходимых для успешного чтения. Психологи помогут ребенку справиться с эмоциональными трудностями, такими как стресс, низкая самооценка и тревожность. Целесообразно проводить обучающие семинары и консультации для родителей и учителей, чтобы помочь им лучше понять дислексию, ее влияние на обучение, и какие стратегии поддержки могут быть использованы. Специалисты посоветуют, как создать поддерживающую обстановку в школе и дома, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и мог успешно развиваться.

В целом, коллективный подход специалистов различных областей может значительно повысить эффективность обучения и поддержки детей, помогая им преодолеть трудности чтения и достичь успехов в учебе.


Пример индивидуализированного учебного плана для ученика 5 класса с дислексией

1. Цель: Развитие навыков чтения, понимания текста, фонематического анализа и улучшение академических результатов.

2. Диагностика: Провести дополнительное тестирование для определения уровня дислексии и индивидуальных потребностей ученика.

3. Расписание занятий:

- Индивидуальные занятия с логопедом 2 раза в неделю для развития фонематического анализа и звукового синтеза.

- Регулярные консультации с учителем-логопедом для коррекции методик чтения и понимания текста.

- Дополнительные занятия с использованием визуальных и аудиальных методик.

4. Методики и материалы:

- Использование методики Orton-Gillingham для обучения чтению.

- Интерактивные игры и задания для развития фонемического анализа.

- Аудиокниги и аудиоматериалы для поддержки чтения и понимания текста.

5. Поддержка родителей:

- Регулярные консультации с педагогом-логопедом для обсуждения прогресса и рекомендаций для домашней практики.

- Обучающие семинары для родителей по работе с детьми с дислексией и поддержке их обучения.

6. Психологическая поддержка:

- Регулярные консультации с школьным психологом для преодоления эмоциональных трудностями.

- Включение в групповые занятия по развитию самооценки и уверенности.

7. Оценка прогресса:

- Регулярные оценки успеваемости и прогресса в развитии навыков чтения и понимания текста.

- Корректировка учебного плана в зависимости от результатов оценок и потребностей ученика.

Этот примерный учебный план может быть доработан и адаптирован под конкретного ученика, учитывая его особенности и потребности.



Опубликовано


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 03.05.24 в 15:44 0Ответить Пожаловаться
Актуально! Содержательно! Полезно!
Не хватает списка источников.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.