12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Белоусова-Волянская Ольга Анатольевна46
Россия, Ставропольский край, Невинномысск

Описание

профессиональной деятельности учителя-логопеда

МБДОУ №49 г. Невинномысска

Белоусовой-Волянской Ольги Анатольевны


t1672082161aa.jpg

На свете есть много разных профессий,

И в каждой есть прелесть своя.

Но нет благородней, почётней чудесней,

Чем та, кем работаю я.


Все мы в детстве любим сказки, которые рассказывают родители, бабушки, старшие сёстры и братья. Нас обволакивает неторопливый, размеренный голос и вот ...я Василиса Прекрасная, отвечаю на каверзные загадки Бабы Яги, меня спасает Иван Царевич и волшебная палочка всегда под рукой, главное, правильно загадать желание. Кто-то сказки читает, кто-то рассказывает, кто-то сочиняет, а у кого-то эта сказка воплощается в жизнь.

А помните сказку о девочке Жене, которая, погнавшись за собакой, попала в палисадник, где старушка подарила ей волшебный цветик-семицветик? Помните? Как мне хотелось найти волшебный цветочек, оторвать лепесток, чтобы без труда и усилия всё осуществилось сию же минуту. Я отрываю воображаемый лепесток и отпускаю его «...лети, лети лепесток через запад на восток...». И всё начинается сбываться надо только немного усердия и терпения.

Одним из заветных желаний, был выбор профессии, кем быть? Как у Маяковского: «все работы хороши, выбирай на вкус!». Мне хотелось работать воспитателем: всегда добрым, заботливым, с открытым сердцем, притягивающего как магнит - такой был мой воспитатель. Я хотела стать учителем. В школе я любила литературу, но сейчас понимаю, я любила не литературу как предмет, а учителей, которые научили думать, размышлять, говорить. А как же профессия врача? Белый накрахмаленный халат, тебя зовут, когда больно, ты помогаешь, спасаешь, тебе верят. Было время поисков, раздумий, разочарований, колебаний, открытий, которые перевернули всю мою жизнь.

Когда же я поняла, что хочу делать и кем быть? Назвать точного времени, даты, и даже года не могу, но я помню состояние «витязя на распутье», когда позади уже пройден путь, а впереди неопределённость, стоять на месте? Идти вперёд, но куда? Именно в этот момент, как и во всех сказках, мне посчастливилось познакомиться с моим наставником, раскрывшим все тайны будущей профессии. Моя судьба определилась: быть воспитателем, но не простым, учителем, но не в школе, врачом, но не в белом халате, а коррекционным педагогом – учителем-логопедом.

На протяжении многих веков лучшие умы человечества размышляли о том, как происходит постижение подрастающим поколением родного языка, освоение культуры речи, как помочь ребенку, испытывающему трудности в общении с другими людьми. И сегодня эти вопросы остаются актуальными.

«Правильно организованное образование ведёт за собой развитие» это высказывание Льва Семёновича Выготского является для меня ориентиром в работе и характеризует всю педагогическую систему с её принципами и ценностями, от древних времён до современных технологий, независимо от того, какие дети окружают педагога обычные или с особыми потребностями.

Я думаю, что была хорошей ученицей. Вспоминаются слова Боэция: «Кто в учениках не бывал, тот учителем не будет». Мне повезло с Учителями. Подсказывая, направляя, подбадривая, мои наставники не давали впасть в уныние если что-то не получалось, гордились моими успехами, говорили: «...иди вперёд, но не забывай то, чему мы тебя научили...». И я помню их наставления, уроки профессионального мастерства и благодарна им за то, что стала специалистом и педагогом.

t1672082161ab.jpgВсю свою профессиональную жизнь я учусь не только у мастеров педагогики, но и у детей. Мало знать методики, приёмы обучения и воспитания, но в каждом ребенке НАДО видеть личность. «Индивидуальный подход» - это не просто словосочетание, а направление и тропинка к самому ребёнку. Васили Александрович Сухомлинский сказал: «Если люди говорят плохое о твоих детях - это значит, они говорят плохое о тебе». Это высказывание каждый поймет по-своему. Мама подумает о своих детях, а я думаю, что это обо мне как специалисте, моей работе и моих воспитанниках. Педагог не должен быть Цербером или машиной, бездушно вкладывающим знания в ребёнка. Настоящий педагог должен уметь видеть, признавать, а главное помнить свои ошибки и промахи, ведь как сказал выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель Януш Корчак: «Одна из грубейших ошибок - считать, что педагогика является наукой о ребёнке, а не о человеке». Если не помнить свои ошибки и не учиться на них, то так никогда и не подберёшь «золотого ключика» к сердцу ребёнка, не сумеешь повести за собой. И хорошо, когда несмотря на ежедневные «отрабатывания» чистоговорок и скороговорок, постановку и автоматизацию «трудных» звуков, зайдя в группу, я вижу горящие глаза детей, желание заниматься, стараться, радоваться новым успехам.

И тогда повзрослевшие выпускники детского сада на уроке русского языка или чтения, выполняя домашнюю работу, скажут: «Это легко, мы делали это с нашим логопедом!» и улыбнутся, вспомнив наши беседы, занятия-игры - это ли не награда, это ли не признание твоего мастерства?

Я считаю, что педагог будущего должен опираться на труды великих деятелей и мыслителей не только педагогики, но и психологии, медицины, литературы. Вдумаемся в высказывания двух людей, мыслителей Максима Горького: «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего» и Конфуция: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем». Эти люди жили в разных странах, в разные эпохи, занимались разным делом, но смысл их слов один - помнить прошлое, чтобы было будущее. Ведь в этом и есть весь смысл работы педагога - ты не можешь каждый раз начинать с чистого листа, ты должен учиться, совершенствоваться, но эти знания как детская пирамидка должны накладываться друг на друга, имея устойчивую опору.

А какой же детский сад будущего я вижу? Когда-то подводная лодка и космический корабль, в произведениях Жюль Верна и других писателей фантастов были чем-то недостижимым, но насколько безошибочны были их прогнозы. Людей 21 века почти невозможно удивить, но это и даёт нам право не только мечтать, но и воплощать эти мечты. Сейчас часто слышим «умный дом», а может быть через несколько лет нам не в диковинку будет термин «умный детский сад»? Но это будет не только здание, наделённое разными научно-техническими гаджетами. В моём представлении это здание, нет это не просто бетонное здание – это Сад - со своим укладом и отражением мировоззрения тех людей, которые работают в нём. это единое целое – педагоги и Сад. И не надо будет проверять на бумаге как работают и исполняют свои обязанности сотрудники, нужен ли ремонт или пособия, хорошо ли детям в детском саду, какое настроение утром и вечером у родителей, детей и педагогов. Достаточно будет взглянуть на детский сад: будет ли это неуютная, сырая, тёмная пещера или сказочный теремок, пряничный домик с палисадником и фруктовым садом, к порогу которого ведёт тропинка, а может быть дорога из жёлтого кирпича. Так хочется подняться и зайти туда, и Сад уже не просто здание, а участник и сотрудник. Нас не удивить тем, что сама моется посуда, обновляются стены и мебель, игрушки сами трансформируются, подстраиваясь под возраст детей их потребности и занятия, не стоит вопрос об обновлении развивающей среды. Но самое главное, что в этом многоэтажном Саду не просто этажи, а этажи заботы. Ведь забота скрепляет отношения между людьми, скрепляет семью, скрепляет дружбу, жителей одного города, одной страны. Каждый этаж – это уровень не только Сада, но и уровень той заботы, которую необходимо отдать каждому ребёнку на определённом этапе его жизни. А в памяти стен Сада находятся датчики, которые могут проследить жизнь человека, жизнь каждого воспитанника и если в какой-то трудный период повзрослевший человек столкнётся с проблемой, и вдруг ему покажется, что ничего нельзя сделать, то есть возможность просто обернуться и в детском Саду увидят, смогут подбодрить и как когда-то в детстве скажут: «Иди вперёд! У тебя всё получится! Мы рядом!». И повзрослевший ребёнок, сам уже родитель вспомнит своих воспитателей, свой детский Сад улыбнётся трудностям и пойдёт вперёд.

Читая Шалва Александровича Амонашвили, автора «гуманной педагогики», натолкнулась на его «памятки» - основные тезисы работы учителей. Я считаю, что эти тезисы переросли рамки школы Учитель-Ученик-Родитель и преобразовались в новую последовательность Педагог-Ребёнок-Родитель. Именно в них выражается ценность и ступенчатость работы всех людей, которые соприкасаются с детьми: «Будь осторожен! Не ошибись! Не вреди! Будь надеждой для школьника! (от себя добавлю - Будь надеждой для ребёнка!) Дари себя детям! Знай, к чему стремишься! Постоянно ищи в ребёнке богатство его души! Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребёнке!»

t1672082161ac.pngПомните сказку, о девочке Жене, у которой был цветик - семицветик? А помните, на какое желание она потратила последний, заветный лепесток?..... Желание было её, а заветную мечту она исполнила чужого мальчика Вити. Может быть и я, нет, не я, а мы ПЕДАГОГИ каждый день исполняем чьи-то заветные мечты?

Время бежит, но я верю, что каждый раз, когда выпускники говорят: «До свидания, детский сад!» в своём сердце они уносят тот последний лепесток, самый заветный, самый, самый и потратят его на исполнение мечты незнакомого, но мечтающего о чём-то человека. Ведь «научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно» (Антон Семёнович Макаренко).

В заключении хочется написать несколько строк, в которых выражается суть моей работы как учителя-логопеда:


Красиво свои мысли излагать ребятам не всегда легко даётся,

И малышу надежду нужно дать, что он сумеет, он всего добьётся:

И звуки будет чётко говорить, и маленьким победам улыбаться,

И взрослые начнут его хвалить, но только нужно очень постараться!

Я тоже все усилья приложу, найду причину, изучу проблему

И речевые игры предложу, создав из разных методов систему.

Мой опыт логопеда не велик, но удалось мне многого добиться,

А помогает мне родной язык, которым невозможно не гордиться!










Опубликовано


Комментарии (2)

Пермякова Ольга Анатольевна, 28.12.22 в 08:57 2Ответить Пожаловаться
Большое спасибо, Ольга Анатольевна, за представленный материал! Чувствуется Ваша любовь к детям и выбранной профессии! А это очень важно!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.