12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Петрайтис Ольга Изасовна25
Россия, Самарская обл., Сызрань
0

«Формирование гармонично развитой личности посредством организации проектно- исследовательской деятельности обучающихся»



​​​​​​​

«Формирование гармонично развитой личности посредством организации проектно- исследовательской деятельности обучающихся»


Представление педагогического опыта

(пояснительная записка к слайдам презентации)

Работа выполнена учителем начальных классов

ГБОУ СОШ № 30 г.о. Сызрань

Петрайтис Ольги Изасовны


Моя профессия любимая – учитель.

Я выбор сделала сознательно, давно!

Хочу своими мыслями я с вами поделиться.

Я знаю точно, вы со мною заодно.

Слайд № 1.

Девиз моей педагогической деятельности: «Ребёнок для меня – лучик, а я постараюсь для него быть ярким солнышком».

   «Однажды ученики спросили Учителя: что самое главное в его профессии? И Учитель сказал им, что ответит на этот вопрос позже. 
Он предложил своим ученикам сходить к высокой горе. Перед тем, как тронуться в путь, Учитель накормил их соленой пищей. Придя к горе, ученики пожаловались, что очень хотят пить. Тогда учитель отправил их искать родник. Но ученики пришли обратно, ничего не найдя.

Учитель подробно объяснил им путь к воде. Ученики напились сами и принесли воды Учителю. Но он достал полный сосуд воды из своей котомки и сказал: «Вот это и есть моя главная задача. Сначала я вызвал у вас жажду, потом указал верный путь к нему, направил вас в нужном направлении, затем показал, что желаемое может быть совсем рядом, надо только захотеть и позаботиться об этом».

Маленькая притча с большим значением. Вечные собеседники и товарищи - учитель и его ученики.

  

Слайд № 2.

Моя методическая тема: «Формирование гармонично развитой личности посредством организации проектно- исследовательской деятельности обучающихся начальных классов» .

Девизом к реализации проектно-исследовательской деятельности в обучении могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Готхольда Эфраима Лессинга:

«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».



Слайд№3:

Как построить работу на уроке, чтобы доставить ребёнку радость успеха, чтобы ему интересно было учиться? Как повысить мотивацию к учению? 

Опираясь на Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования, можно четко сформулировать, что цель современной школы – не в том, чтобы ученик знал больше, а в том, чтобы он умел самостоятельно узнавать, добывать нужные ему знания, умел применять их не только в учебной деятельности,  но и в различных ситуациях дальнейшей жизни.

Актуальность данной темы обусловлена в обращении президента В.В. Путина в послании Федеральному собранию.

t1675499669aa.jpg

Ведущая идея моей педагогической деятельности вытекает из общей методической темы школы: «Повышение качества образования через совершенствование учебного процесса, обновление его содержания, использования инновационных технологий обучения и воспитания».

«Заставить нельзя заинтересовать». Где будем ставить запятую?

На сегодняшний день твёрдо установлено, что единственным каналом для перехода внешней информации в мозг человека является его собственная учебная деятельность.


Слайд № 4.

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения , умеющие творчески мыслить. Это желание диктует нам с вами сама жизнь: гармоничное развитие личности формируется в процессе обучения с применением современных образовательных технологий, позволяющие развитию поиску информации и эффективного использования обучающимися в урочной и внеурочной деятельности и как следствие, возникают противоречия:


1.Снижение интереса в работе с информацией, неумение анализировать, обобщать, работать со справочной литературой.

2.Отсутствие желания дискутировать, умения слушать и слышать товарищей, отстаивать свою точку зрения, умения находить компромисс с собеседником.

3.Пассивность в умении генерировать идеи, находить не одно, а несколько решений одной и той же проблемы, прогнозировать последствия.


Таким образом, существует проблема : поиск эффективных технологий и методов для гармоничного развития личности обучающихся на урочной и внеурочной деятельности .



Слайд № 5.

Современный тезис понимания метода проектов: «Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить».


Метод проектов зародился во второй половине ХХ века в сельско-хозяйственных школах США и основывался на концепции Джона Дьюи и принципе «обучение через делание» Уильяма Килпатрика.


Теоретической основой опыта являются труды основы исследовательской деятельности, изложенные в работе классика педагогики Яна Амоса Коменского .

Я.А. Коменский подверг резкой критике средневековую школу за то, что в ней учили «смотреть чужими глазами», «думать чужим умом».

Наглядность, активность, доступность обучения — эти принципы сегодня входят в методику любого предмета. Они были впервые изложены Я.А. Коменским в «Великой дидактике». И еще один принцип, который, может быть, и не был им сформулирован, но который пронизывал всю его деятельность, — дерзновенность поиска, ненависть к готовым истинам, смелость в отвержении всего косного, догматического, античеловеческого.

И разве не современно звучат такие слова: «Руководящей основой нашей дидактики пусть будет исследование и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся же больше бы учились».

Начальная школа – важная ступень не только базового образования, но и основа для формирования азов исследовательской культуры.

Любой ребенок вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние – наблюдать за рыбками в аквариуме, изучать поведение синицы за окном, рвать бумагу и смотреть, что получилось, проводить опыты с различными предметами, разбирать игрушки, изучая их устройства. Наша с вами задача – помочь в проведении этих исследований, сделать их полезными и безопасными для самого ребенка и его окружения.

Актуальны слова Бориса Васильевича Всесвятского «В исследовательском методе (методе исканий) в основу берётся не знание, преподносимое детям в готовом виде, а организованные искания детей в окружающей жизни. Знание не даётся как готовое, а получается в результате работы самих детей над тем или другим жизненным материалом».

Слайд № 6.

В основу моей методической темы положена идея о направленности проектно-исследовательской деятельности обучающихся на результат и реализацию двух важнейших функций: образовательной и воспитательной.  


Проектно- исследовательская деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и является средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме.

«Личность – это осознание себя, внешнего мира и места в нём»- сказал Гегель.

Моделью гармоничной личности является: нравственность, познание, коммуникативность, креативность, гражданственность, ЗОЖ.


Слайд № 7.

Проектно-исследовательская деятельность включает:

Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта.

Проект предполагает создания какого-либо заранее планируемого продукта по четко сформулированной задаче. Проект – это творческая деятельность.

Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний.

Исследование, по сути, – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Исследование – это научная деятельность.

Апробация проектно- исследовательской деятельности начата мною восемь лет назад. За данный период я познакомилась с методикой метода проекта, работами коллег по данной теме, мною создано несколько методических разработок уроков, внеклассных мероприятий, основанных на проектной деятельности. С каждым годом эта работа всё больше и больше увлекает меня и моих учеников, хотя это было два разных класса.

Я использую ИПД в урочной, во внеурочной и домашней работе.

Работа по внедрению ИПД состоит из 4 этапов.

Этапы разработки учебного проекта:

I этап - погружение в проблему;

II этап - организация деятельности;

III этап - осуществление деятельности ;

IV этап – презентация- проект.

В начальной школе можно выделить следующие виды учебных исследований:

-по доминирующей в проекте деятельности: исследовательские, информационные, практико-ориентированные, ролево-игровые, творческие;

-по количеству участников: коллективные, групповые, индивидуальные;

-по месту проведения: урочные и внеурочные;

-по времени:

-мини-проекты (1 урок),

-краткосрочные (2-6 уроков),

-среднесрочные (1-2 месяца),

-долгосрочные (до 1 года);

-по теме: предметные или свободные, межпредметные (интегрированные);

-по степени самостоятельности выполнения: самостоятельно, с родителями, под руководством учителя и т.д..

Работа над проектами и детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно.


Слайд № 8.

Начиная с первого класса, стараюсь проводить уроки так, чтобы дети чувствовали себя маленькими исследователями. Такой подход к обучению позволяет активизировать мыслительные процессы детей. Веду пропедевтическую работу: включаю задания, направленные на овладение логическими умениями (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение). Уже с первого класса дети готовят мини-проекты в виде рисунков, плакатов и делают первые шаги по защите своих работ на уроках окружающего мира «Мои права», «Моя школа», «Домик для пернатых», «Динозавры».


Слайд № 9.

Во 2 классе на уроках по развитию речи знакомлю учащихся с понятиями «исследование», «информация», «источники информации», «теория», «знание», «наблюдение», «открытие», «результат», «вывод» и др. термины. Дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной ненаучной литературой.

Провожу специальные занятия по проектно-исследовательской деятельности: знакомлю детей с теоретическими понятиями (проблема, идея, тема, цель, сбор информации), защита (презентация проекта), осуществляю коллективные проектные исследования по различным темам. Исследования проводятся под моим руководством, с помощью родителей.

Значимым и долгосрочным был проект «Мусорная фантазия», где под четким руководством учителя проходит единение: учитель, ученик, родители. На уроках музыки разучивали песни, на уроках технологии делали костюмы из отходов (пакетов, газет, бумаги), разучивали стихи, на уроках окружающего мира изготовляли плакаты на тему «Экология глазами детей». В завершение прошло красочное и зрелищное представление.


Слайд № 10.

В третьем классе ученики продолжают знакомиться с теорией проектного исследования, структурой, методами исследования. Ребята предлагают проблему, самостоятельно ищут информацию, выделяют главное, формулируют определения, ставят простейшие опыты, проводят наблюдения, опросы, анкетирование. Ход проектных исследований обсуждаем на занятиях, я оказываю консультативную помощь.

Важным этапом этого года стало празднование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. На каждом уроке исследовалось значимость Великой победы: на математике – сколько дней и ночей длилась война; на русском языке – поиск информации по растолкованию слов «отвага», «героизм». Работали над долгосрочным проектом «Помнить, чтобы жить». В ходе исследования проведен опрос среди учащихся начальных классов по вопросам:

1. Считаете ли вы Великую Отечественную войну самым значимым и трагичным событием ХХ века?

2. Являются ваши родственники участниками ВОВ?

Собирали и обобщали информацию о своих родственниках, участниках Великой Отечественной войны, принимали участие в акциях «Сад Победы», посещение обелисков, создание волонтёрского отряда по оказанию помощи ветеранам войны.





Слайд № 11.

В четвертом классе на уроках и внеурочной деятельности обобщаются полученные знания. Ученики способны самостоятельно осуществлять проектно-исследовательскую работу по выбранной теме.

Хотелось бы отметить творческий отчет проекта «Мой духовный мир», реализованный при содействии родителей, где все дети принимали активное участие. При подготовке проекта руководствовались заранее составленным планом:

Сообщение о Вере (Православие, Ислам, Буддизм, Католицизм, Иудаизм).

Костюм.

Обрядность.

Национальное блюдо.

Дети сами готовили плакаты и наглядный материал для защиты представленной религии. На уроках технологии готовили обрядовые символы каждой религии, обговаривали рецепты блюд, характерных для той или иной религии. На уроках музыки знакомились с мелодиями, отражающими колорит и звучание различных религий. Встречались со священниками, представителями мусульманской веры ; посещали храмы, монастыри , мечети; участвовали в благотворительных акциях «Дети – детям».

В своей работе я приучаю учеников к самому слову «исследование». Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и делая вывод, фиксируя результаты.

Чтобы разнообразить учебные занятия, я использую различные формы организации урока:

урок-исследование (например, во 2 классе по окружающему миру при изучении темы «Воздух» мы исследуем свойства воздуха, в 3 классе – при изучении темы «Семья слов» исследовали состав слов);

урок-лаборатория (например, во 2 классе на уроке окружающего мира мы практическим путем исследуем свойства воды);

урок-защита исследовательских мини-проектов (например, в 3 классе при изучении темы «Разнообразие животных», «Мир классики», «Мой город – Сызрань»);

урок-творческий отчёт (например, в 4 классе по ОРКСЭ учащиеся готовят отчетное представление по изученному циклу, в 3 классе – «Поэтический час», инсценировка басен Крылова, во 2 классе – «Мусорная фантазия», в 1 классе – «Широкая Масленица»);

деловая игра (например, при изучении темы «Единицы измерения»).

В качестве проблемной ситуации на уроке использую:

-проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными с заведомо допущенными ошибками;

- различные точки зрения на один и тот же вопрос;

-продолжи рассказ от имени разных персонажей;

-назови как можно больше признаков.

Активно применяю: ассоциативный приём, приём «6 шляп», синквейн,

конструктор слов, шифровальщик.

Использование методов исследования и проектирования предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

Слайд № 12.

Я рада, что мои ученики воспитаны, любознательны, трудолюбивы.

Они принимают активное участие во многих конкурсах и олимпиадах. Мне и моим ученикам есть чем гордиться. Среди моих учащихся есть победители Международного конкурса по математике «Слон», победители Международного творческого конкурса «Здравствуй, зимушка-зима» (Рыжий кот), победители Международного конкурса по русскому языку «Ёж», победитель Всероссийского творческого конкурса «Вечная память ветеранам», победитель окружного этапа 19 и 20 областных школьных Кирилло-Мефодиевских чтений, победитель городского конкурса чтецов, посвящённого 75-летию Победы в Великой Отечественной войне «Нам дороги эти позабыть нельзя», победитель всероссийского творческого конкурса в честь 75-летия Победы «Мои деды ковали Победу», победители окружной конференции «Духовное краеведение: святыни родной земли», победитель Всероссийского очного конкурса «История семьи в истории Отчизны», призёры окружного конкурса исследовательских проектов обучающихся, приуроченного к 75-летию Великой Победы.


Слайд № 13.

Мною ведется систематическая работа по распространению педагогического опыта, в том числе и через Интернет. Мой персональный сайт https://infourok.ru/user/petraytis-olga-izasovna?owner=guest

Проектно-исследовательские работы моих учеников размещены на сайте.

Слайд № 14.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что проектно-исследовательская работа ребёнка – это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Главное отличие детей, способных принимать участие в проектно-исследовательской работе, – наличие у них потребности узнавать новое. Таким образом, применение проектно-исследовательской деятельности обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, формирует предметные и общие умения, позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного.

На наших глазах меняется страна, меняется школа, меняется и жизнь современного ученика. Современные ученики – это дети, свободно общающиеся в Интернете, владеющие планшетами и смартфонами. Не забывайте, что со временем проекты можно усложнять, внедрять компьютерные технология. И учитель не должен отставать от этой бурлящей жизни. 

Размышляя над представленной методической темой , пришла к следующему выводу: я испытываю абсолютную уверенность в том, что организуя исследовательскую и проектную деятельность младших школьников, убеждаюсь в правоте слов Василия Порфирьевича Вахтерова: «Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать и кто умеет добывать эти знания».

Спасибо за внимание!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.