12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Алена32
Липецкая обл.

Формирование социальной компетенции учащихся на уроке иностранного языка

А.В. Чернухина, учитель иностранного языка, МБОУ СШ №31 г.Липецка



В статье показано место социальной компетенции в системе ключевых компетенций при применении компетентностного подхода в образовании, а также определены средства, условия и приемы формирования социальной компетенции на уроках иностранного языка.



Компетенстностный подход, ключевые компетенции, социальная компетенция, коммуникативная компетенция, формы обучения.

Отличительной особенностью современного этапа развития общества является стремительно разворачивающиеся инновационные преобразования различных сфер жизнедеятельности человека, в том числе и социальной. Общество и государство сегодня требуют от человека уметь социализироваться в быстроизменяющемся социуме, владеть универсальными способами действий. Это одна из причин, по которой в независимости от классификаций ключевых компетенций большинство ученых значительное место уделяют социальной компетентности как готовности и способности к социальному взаимодействию в разных жизненных сферах, как единству социальной адаптированности и мобильности.

Инновации в образовании нашей страны указывают путь школе на поиск путей и способов развития способности личности к адаптации и обеспечение ее социальной компетентности. Социальная компетенция – социальные навыки или обязанности, позволяющие человеку адекватно выполнять общественные нормы и правила.

Исследователями установлено, что социальная компетентность, во-первых, отражает взаимодействие человека и социума; во-вторых, подразумевает обладание человеком способами межличностного взаимодействия; в-третьих, включает в себя несколько компонентов; в-четвёртых, подразумевает учет соотношения собственных целей и потребностей всего общества.

Структура и содержание социальной компетенции [8]

Компоненты

Содержание компонентов

Способность быть ответственным за принятие решений, принимать участие в общих решениях, ставить цели, планирование результата, анализ и рефлексия.

Способность контролировать свою деятельность; внимание к проблемам, связанным с достижением целей; умение принимать решения.

Умение слышать, понимать и учитывать потребности других людей, с которыми вступаешь в общение. Возможность контролировать свои эмоции.

Интеллектуальная направленность на понимание другого человека; эмоциональная отзывчивость, способность сопереживать; интуитивное предвидение поведения людей.

Социальная мобильность, активность человека.

Готовность работать над нестандартными и противоречивыми вопросами; исследование окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, готовность использовать новые и нестандартные идеи для достижения цели; установка на общий успех; персональная ответственность за совместное дело.


Социальная компетенция не существует вне конкретного общества. Она зависит от основных характеристик жизни данного социума: экономической и политической жизни, историко-культурных норм, организации общественных отношений. Социальная компетенция это не только некоторая социализированность человека, но и способность достичь успеха, используя социальные ресурсы.

Психологи разбивают социальную компетенцию на ряд следующих отдельных способностей:

- коммуникативная компетенция,

- социальная предприимчивость,

- общая правовая и экономическая грамотность,

- умение разбираться в скрытых, теневых особенностях социума,

- способность повести за собой (социальная уверенность),

- умение разбираться в социальных ролях и межличностных отношениях,

- умение устанавливать долговременные партнерские отношения,

- способность управлять собственным имиджем.

Так как основной целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, то есть способности использования языка как средства межкультурного и межличностного общения. Тот факт, что эти ключевые компетенции были включены в целевой компонент урока «иностранный язык», говорит о том, что он является той школьной дисциплиной, которая вносит основной и значительный вклад в формирование социальной компетенции учащихся.

Успех в межкультурном общении не возможен без сформированной социальной компетенции у учащихся, то есть сформированной возможности взаимодействовать с другими и чувства уверенности в себе, а также умения принимать на себя различные социальные роли и способности справится с сложившимися ситуациями.

Но главное место в процессе обучения иностранному языку занимает формирование коммуникативной компетенции, составляющему которой, а именно социальной компетенции, следует уделить особое внимание ввиду того, что именно она способствует овладению языком в контексте межкультурного и межличностного общения. Необходимо прилагать все усилия для того, чтобы развивать социальную составляющую, так как появляется проблема возможности диалога, знания или незнания особенностей общения с теми или иными социальными группами, язык которых изучается для обеспечения толерантности и безопасности общения для обеих сторон. Важно заложить в детях интерес к изучению и пониманию культуры стран изучаемого языка, интерес к нахождению общего языка и к поиску компромисса в сложных ситуациях, ведь это обогащает личность обучающихся социальными и культурными знаниями, а так же помогает использовать накопленные навыки общения в будущем. Включение социального компонента при обучении учащихся иностранному языку в общеобразовательной школе служит для формирования у учащихся целостной картины мира через расширения объема знаний учащихся в различных видах деятельности, приобщение к его культурному наследию, воспитания патриота своей страны и гражданина мира, уважающего взгляды и мнение собеседника, способного к свободному межличностному и межкультурному общению. Осведомленность о специфике социума, развитие чувства толерантности к другим взглядам, расширяет кругозор учащихся, повышает уровень их общей культуры и мотивацию к изучению иностранных языков. Включая в учебный процесс использование элементов коллективной деятельности и осуществить интенсификацию учебно – воспитательного процесса, используя новейшие методы и приёмы обучения, совершенствования учебных умений и навыков самостоятельной работы, групповых форм сотрудничества, учитель сможет сделать содержание обучения учащихся иностранному языку более эффективным, ориентированным на личностные установки ученика.

Современный государственный стандарт основного общего образования ставит задачи на достижение качественно новых целей в изучении иностранного языка, а именно: развитие иноязычной коммуникативной компетенции и всех ее составляющих, где особое место занимает социальная компетенция, формирование и развитие которой позволяет приобщить учащихся к новому социальному опыту с использованием иностранного языка. Таким образом, сформировать социальную компетенцию значит научить учащихся взаимодействовать друг с другом в учебном процессе при выполнении различных коммуникативных задач.

Сегодня в методике выделяют 3 формы обучения: индивидуальную, фронтальную и групповую, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки. Но при разумном и эффективном использовании всех трех достигаются высокие показатели обучения.

Индивидуальная форма организации работы учащихся означает самостоятельное выполнение учеником одинаковых для всего класса задач без контакта с другими учениками, но в едином для всех темпе. Индивидуальная форма работы используется на всех этапах урока, для решения различных дидактических задач: усвоение новых знаний и их закрепление, формирование и закрепление умений и навыков, для повторения и обобщение пройденного материала. Она более всего характерна при выполнении домашних работ, самостоятельных и контрольных заданий. Однако для формирования социальной компетенции данная форма имеет существенный минус – ученик пр работе над заданием изолирован от других учеников и только он несет ответственность за успех данного упражнения. При такой форме организации учебной деятельности учащийся не вступает в контакт с другими учениками, что мешает ему учиться находиться в социуме, решать споры и проблемы, быть частью коллектива.

Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся является такой вид деятельности на уроке, при котором все ученики группы под прямым руководством учителя выполняют общую задачу. При работа проводится со всем классом в едином темпе. В процессе рассказа, объяснения, показа учитель стремится одновременно воздействовать на всех присутствующих. Фронтальная форма организации учебной деятельности учащихся на уроке помогает установлению близких отношений между учителем и классом, совместной дружной работе учеников, в ходе которой достигается общее участие в решении не только образовательных, но и воспитательных задач, взаимопомощи, формированию устойчивых познавательных интересов, позволяет использовать разнообразные методы и приемы для активизации процесса обучения. Чаще она применяется на этапе первичного усвоения нового материала, при проблемном, информационном и объяснительно-иллюстративном изложении, эта форма позволяет привлечь к активной учебно-познавательной деятельности максимум учеников.

Одним из успешных путей формирования социальной компетенции методисты считают именно групповую учебную деятельность учащихся. И это не случайно, ибо «учебная деятельность коллективна по своей природе и представляет собой систему социально организуемых взаимодействий, отношений и общения» [6]. Психологами доказано, что совместная деятельность в коллективе самих учащихся и учителя является исходной формой индивидуальной деятельности и обуславливает овладение ими такими действиями, как целеполагание, планирование, контроль и оценка, без которых невозможно учение.

Для конкретизации учебных действий обратимся к структуре групповой учебной деятельности, которая состоит из трех звеньев.

Мотивационно-ориентировочное звено предполагает, что учащиеся совместно анализируют условия и свои возможности, а также и принимают или ставят перед собой единую учебную задачу.

Исполнительное звено - актуализация имеющихся знаний при выполнении ряда учебных действий и задач коллективно или индивидуально. Здесь особенно необходимы взаимная поддержка и требовательность друг к другу, умение адекватной самокритики, чувство ответственности за результат общего дела.

Контрольно-оценочное звено - взаимоконтроль за выполнением действий предыдущего этапа и оценку результатов совместной работы.

Групповая работа используется, как правило, при выполнении речевых упражнений и заданий по совместному поиску информации и коллективному решению поставленной проблемной ситуации.

Парная работа, как один из видов групповой работы, в основном используется для выполнения упражнений различного типа: языковых и условно-речевых. На практике парная работа широко используется для тренировки языкового материала, когда учащимся предлагаются карточки с упражнения на подстановку, заполнение пропусков, трансформацию и т.д. Организация парной работы для выполнения подлинно коммуникативных упражнений часто носит неуправляемый характер, что часто является причиной отрицательных результатов.

Парная и групповая работы создают благоприятные условия для формирования умений и навыков иноязычного общения. На уроках иностранного языка необходимо уметь специально организовывать, а именно найти эффективную форму взаимодействия участников и подобрать адекватные средства управления ими со стороны учителя. Содержание совместной учебной деятельности оказывает влияние на входящие в состав социальной компетенции умения и навыки.

С учетом специфики учебной дисциплины “иностранный язык” и цели этапа формирования умений и навыков иноязычного общения выделяют три компонента содержания коллективной учебной деятельности:

Не только знание лексико-грамматического материала и особенностей его функционирования, но и навыки владения им.

Методы приобретения знаний, умений и навыков, а также приемов само– и взаимоконтроля.

Знания и способы, делающие возможным функционирование самой совместной деятельности. К ним причисляют такие приемы сотрудничества, как совместное решение речевых задач на имитацию, подстановку и репродукцию.

Исходя из всего выше описанного, следует выделить такие умения и навыки, входящие в социальную компетенцию как умение совместно работать для достижения общей цели, поддерживать друг друга, умение адекватной самокритики, расценивать свой личный вклад в успех или неудачу общего дела, совместно анализировать условия ситуации и соотносить их с возможностями.

Таким образом, на уроках иностранного языка для формирования социальной компетенции учащихся, а именно умении жить в обществе, необходимо использовать такие формы организации обучения, которые смогли бы смоделировать реальную ситуацию общения, давали бы учащимся возможность взаимодействовать друг с другом, прислушиваться, отстаивать свою точку зрения, корректировать свое поведение и подчинять свои интересы интересам общества, как это и бывает в реальной жизни.


Литература

Бермус, А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании/ А.Г. Бермус // Интернет-журнал «Эйдос». – 2005. - http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm

Давыдов, Л.Д. Модернизация содержания среднего профессионального образования на основе компетентностной модели специалиста: Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 2006. – с. 26

Зимняя, И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Лучшие страницы пед. прессы. – 2003. - № 5. – с. 3-10.

Зимняя, И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании./ И.А. Зимняя// Иностранные языки в школе. – 2012. - №6. – с. 2-10

Катаева, И.В. Формирование социальных компетенций у современных выпускников / И.В. Катаева // Сред. проф. образование: прил. - 2008. - № 10. - с. 114-117.

Куклина, С.С. Коллективная деятельность в группе на этапе формирования навыков иноязычного обучения / С.С. Куклина// Иностранные языки в школе. – 1998. – № 5 – с.11.

Медведева, Л.С. Обучение устным формам иноязычного общения / Л.С. Медведева// Учебно-методическое пособие. – Липецк: ЛГПУ, 2008. – 182 с. – (Серия «Теория и методика обучения иностранному языку»).

Хуторской, А.В. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. – с 327.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.