12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Оксана Юрьевна Юртаева106
Россия, Мордовия респ., Саранск

МОУ "Лицей №7"

Урок – семинар по географии:

Глобальные экологические проблемы

11 класс

Подготовила: учитель географии

Юртаева О.Ю.

Саранск, 2015

Тема урока: Глобальные экологические проблемы.

Тип урока: урок-семинар

Цели и задачи урока:

- обсудить с учащимися проблему антропогенного загрязнения природной среды, его влияния на здоровье человека. последствия и пути решения данной проблемы;

- привлечь внимание учащихся к проблемам экологии и показать, что они сами могут сделать для улучшения среды обитания;

-развивать у учащихся умение самостоятельно получать информацию из различных источников, применять полученные знания в конкретной ситуации.

Оборудование урока: мультимедийная презентация

Ход урока:

1. Организационный момент..

Учитель приветствует учащихся, сообщает им тему, цели и задачи урока.

На доске выписаны высказывания:

Что толку в доме, если нет приличной планеты, где его можно построить“.

Берг.

Мощь человеческой деятельности сравнима с геологической силой Земли, сдвигающей континенты, опускающей материки”.

Вернадский.

Экологическое сознание – это лестница, соединяющая в единый союз землю, небо и человека”.

Бондарев.

2.Изучение нового материала.

Эпиграфом к уроку взяты следующие строки:

Экология стала самым громким словом на Зем­ле,

громче войны и стихии...

Звучащее на всех язы­ках одинаково,

оно выражает собой одно и то же по­нятие вселенской беды,

никогда прежде не сущест­вовавшей

в подобных масштабах и тяжести...

В. Г. Распутин (1989)

На предыдущем занятии мы с вами рассмотрели глобальные проблемы человечества: возникновение, виды, пути решения. Сегодня мы собрались здесь, чтобы обсудить одну из важнейших глобальных проблем современности – экологическую проблему, которая разбивается на несколько отдельных проблем.

Лет 10-15 назад слово «экология» употреблялось не часто, а теперь оно у всех на слуху, и хотя перед человечеством стоит множество нерешенных проблем, экологические – одни из  важнейших.

Ежегодно мы слышим предостережения об экологической опасности и призывы к спасению и охране природы, но они останутся словами, если каждый человек не осознает главного: человечество стоит на пороге экологической катастрофы, здесь нет преувеличения.

Вдумайтесь в цифры: наша огромная и, как мы привыкли думать, более или менее развитая страна занимает 45-е место в мире по продолжительности жизни, 36-е место по уровню детской смертности и первые по загрязнению атмосферы, водоемов, содержанию вредных химических веществ в почве и продуктах сельского хозяйства. Все чаще в питьевой воде и пищевых продуктах обнаруживаются вредней для здоровья примеси: остатки лекарственных препаратов и гормонов, тяжелые металлы, пестициды.

Мы собрались, чтобы обсудить проблему загрязнения природной среды и его влияния на здоровье человека. На нашем уроке мы постараемся осветить следующие проблемы:

1.   Проблему «парникового» эффекта.

2.   Проблему фотохимического тумана (смога).

3.   Истончения озонового экрана в стратосфере.

4.   Проблему сокращения биологического разнообразия.

5. Проблему загрязнения Мирового океана (на примере ряда органических соединений).

6. Сброс отходов в море с целью захоронения (дампинг).

Эксперты- экологи сделают небольшие сообщения по данным вопросам (Сообщения на 3-4 минуты).

Сообщения учащихся:

1. «Парниковый» эффект.

Парниковый (тепличный, оранжерейный) эффект – увеличение средней температуры воздуха в нижней части тропосферы. За последние 100 лет температура увеличилась на 0,5 оС. Через 50 лет ожидается увеличение температуры еще на 1,5 оС. Главными причинами повышения температуры называют деятельность человека: 1) увеличение выбросов в атмосферу термодинамических газов (СО, СО2, окислов азота, озона, метана хлорфторуглеродов); 2) изменение влагооборота и связанное с ним увеличение в атмосфере содержания водяного пара; 3) изменение человеком альбедо подстилающей поверхности (строительство водохранилищ, сведение лесов, распашка земель), 4) увеличение запыленности атмосферы, вследствие дефляции, извержения вулканов, а также благодаря деятельности человека. Антропогенные аэрозоли, по мнению Г. Н. Голубева (1999), двояко влияют на радиационный баланс Земли: непосредственно, через поглощение и рассеивание солнечной радиации и косвенно, т. к. аэрозоли действуют как ядра конденсации, играющие важную роль в образовании облаков, также влияющих на радиационный баланс.

Парниковый эффект имеет как отрицательные так и положительные стороны. К отрицательным сторонам относят природные, социально-экономические и политические последствия. К отрицательным природным последствиям относятся: повышение уровня Мирового океана в результате таяния материковых и морских льдов; тепловое расширение океана. Это приведет к затоплению приморских равнин, усилению абразии, деградации мангровой растительности, снижению водообильности рек, имеющих ледниковое питание. Произойдет протаивание грунтов в районах с многолетней мерзлотой, это активизирует процессы заболачивания, термокарста. Повышение температуры приведет к увеличению испарения с поверхности океана, что вызовет возрастание влажности климата в приморских районах. В аридных районах возрастет процесс аридизации климата. Положительная сторона связана с улучшением состояния лесных экосистем и сельского хозяйства. Повышение концентрации углекислого газа увеличит интенсивность фотосинтеза, а значит, продуктивность диких и культурных растений.

2. Фотохимический туман (смог)

Фотохимический туман представляет собой многокомпонентную смесь газов и аэрозольных частиц первичного и вторичного происхождения. В состав основных компонентов смога входят озон, оксиды азота и серы, многочисленные органические соединения перекисной природы, называемые в совокупности фотооксидантами. Фотохимический смог возникает в результате фотохимических реакций при определенных условиях: наличии в атмосфере высокой концентрации оксидов азота, углеводородов и других загрязнителей, интенсивной солнечной радиации и безветрия или очень слабого обмена воздуха приземном слое при мощной и в течение не менее суток повышенной инверсии. Устойчивая безветренная погода, обычно сопровождающаяся инверсиями, необходима для создания высокой концентрации реагирующих веществ.

Такие условия создаются чаще в июне-сентябре и реже зимой. При продолжительной ясной погоде солнечная радиация вызывает расщепление молекул диоксида азота с образованием оксида азота и атомарного кислорода. Атомарный кислород с молекулярным кислородом дают озон. Казалось бы, последний, окисляя оксид азота, должен снова превращаться в молекулярный кислород, а оксид азота - в диоксид. Но этого не происходит. Оксид азота вступает в реакции с олефинами выхлопных газов, которые при этом расщепляются по двойной связи и образуют осколки молекул и избыток озона. В результате продолжающейся диссоциации новые массы диоксида азота расщепляются и дают дополнительные количества озона. Возникает циклическая реакция, в итоге которой в атмосфере постепенно накапливается озон. Этот процесс в ночное время прекращается. В свою очередь озон вступает в реакцию с олефинами. В атмосфере концентрируются различные перекиси, которые в сумме и образуют характерные для фотохимического тумана оксиданты. Последние являются источником так называемых свободных радикалов, отличающихся особой реакционной способностью. Такие смоги - нередкое явление над Лондоном, Парижем, Лос-Анджелесом, Нью-Йорком и другими городами Европы и Америки. По своему физиологическому воздействию на организм человека они крайне опасны для дыхательной и кровеносной системы и часто бывают причиной преждевременной смерти городских жителей с ослабленным здоровьем.

3. Проблема озоновых «дыр»

Слой атмосферы в пределах стратосферы с наибольшей концентрацией озона называют озоновым слоем или озоносферой. Озоновый слой расположен от поверхности Земли на высотах 7 – 8 км на полюсах и 18 – 25 км на экваторе. Этот слой отличается повышенной концентрацией молекул озона – в 10 раз выше, чем у земной поверхности. Общее количество озона оценивается в 3,3 млрд. т. (Шустов, Шустова, 1994). Если весь озон «собрать» у поверхности Земли при нормальной температуре и давлении, то получится газовый слой толщиной всего лишь три мм. Озон – трехатомная молекула кислорода, обладает большой химической реактивностью и токсичностью по отношению к организмам. Озон расположен в атмосферном слое неравномерно. Над тропиками мощность слоя больше, но концентрация озона относительно меньше. Над полюсами его мощность ниже, зато увеличивается его концентрация. Озон образуется из атомарного кислорода под действием коротковолнового УФ-излучения в результате электрических разрядов молнии. Необходимо отметить, что вследствии значительной удаленности поле гравитации на высоте озонового слоя ослаблено, поэтому молекулы озона недолговечны. Главной экологической функцией озоносферы является защита организмов от губительного УФ-излучения. УФ-лучи в небольших дозах необходимы организмам. Они стимулирую рост и развитие клеток, бактерицидное действие, способствует образованию в организмах витамина Д. В больших дозах УФ-лучи губительны для живых организмов, из-за способности вызывать раковые заболевания и мутагенные реакции. Озоновый слой оказывает влияние и «Парниковый эффект». Он задерживает и поглощает ИК-излучение, исходящее от поверхности Земли.

Озоновая «дыра» впервые была обнаружена в 1975 г. над Антарктидой. Озоновая «дыра» – значительное пространство атмосферы с заметным понижением (до 50 % и более) концентрации озона. В результате снижается защитный эффект поглощения УФ-фотонов озоносферы. Чаще озоновые «дыры» образуются в полярных районах Земли.

Выделяют две основные группы причин образования озоновых «дыр»: 1) естественные (увеличение цикличной активности Солнца, выделение фреонов по тектоническим разломам из недр Земли; 2) антропогенные (сокращение источников кислорода в вырубки лесов и загрязнение Мирового океана, увеличение загрязнения атмосферы тяжелыми металлами, фреонами, окислами азота. Фреоны или хлорфторуглероды – высоко летучие, химически инертные у земной поверхности вещества, широко применяемые в производстве и быту в качестве хладагентов, пенообразователей, аэрозолей, растворителей. Фреоны у поверхности земли инертны, не токсичны для организмов. Однако, поднимаясь в верхние слои атмосферы, подвергаются ультрафиолетовому облучению, в результате фотохимических реакций разлагаются с образованием оксидов хлора, интенсивно разрушающих озон. Один атом хлора может разрушить 10 000 молекул озона. Окислы азота также способствуют разложению озона. Окислы азота в стратосфере присутствуют в небольшой концентрации. Использование сверхзвуковых транспортных самолетов (в двигателях внутреннего сгорания образуется высокая температура, при этом азот и кислород атмосферы образуют окись азота) и применение нитратных удобрений (в почвах анаэробные бактерии восстанавливают нитрат-ионы до молекулярного азота и гемиоксида N2O в качестве побочного продукта) в сельском хозяйстве также приводят к разрушению озоносферы. Таким образом, для спасения озонового «щита» человечеству необходимо решить три проблемы: 1) ограничение использования фреонов или поиск экологически безопасных заменителей их; 2) сокращение числа полетов сверхзвуковых транспортных самолетов или замена этих самолетов на другие, летающие на более низких высотах; 3) сокращение использования азотных удобрений и принятие мер к введению более прогрессивных способов возделывания сельскохозяйственных земель.

Проблема разрушения озонового слоя глобальная и требует серьезного внимания всех стран мира. В 1988 г. в Монреале был подписан протокол к Конвенции по защите озонового слоя, предусматривающий постепенное сокращение производства и употребления фреонов. Позже принимались дополнительные международные решения, связанные с сокращением применения фреонов.

4. Проблема сокращения биологического разнообразия.

Биологическое разнообразие – совокупность всех форм жизни, населяющей нашу планету, это богатство и многообразие жизни и ее процессов, включающее разнообразие живых организмов и их генетических различий, а также разнообразие мест существования, сообществ, экосистем, в которых организмы существуют. Биоразнообразие делится на три иерархические категории: 1) разнообразие среди представителей одного вида; 2) разнообразие между различными видами; 3) разнообразие между экосистемами. Под генетическим разнообразием понимаются вариации генов внутри видов. До недавних пор изменения генетического разнообразия исследовались преимущественно на породах домашних растений и животных, а также на популяциях отдельных видов, находящихся в ботанических садах и зоопарках. По данным Г. Н. Голубева (2005) на Земле насчитывается 13 – 14 млн. биологических видов, из которых описаны лишь 1,75 млн. Наибольшим видовым биологическим разнообразием отличаются лесные ландшафты, коралловые рифы, саванновые и степные ландшафты. К глобальным центрам высокого биоразнообразия можно отнести: Тропические Восточные Анды, Приатлантическую Бразилию, Восточные Гималаи, Северный Борнео, Новую Гвинею.

За последние 500 лет на Земле было 5 периодов массового исчез-новения видов. Из них последний был примерно 65 млн. лет тому назад. Для восстановления биологического богатства каждый раз необходимо примерно 10 млн. лет. В настоящее время в связи с антропогенным воздействием скорость сокращения биоразнообразия увеличилась. Сейчас перед угрозой исчезновения находятся 30 000 видов животных и растений. Скорость исчезновения видов млекопитающих в этом столетии в 40 раз превышала максимальные скорости, зафиксированные в геологическом прошлом. За последние 400 лет исчезли 484 вида животных и 654 вида растений.

Причинами ускоренного снижения биологического разнообразия являются: 1) быстрый рост народонаселения и экономики. Растущему населению планеты необходимо решить продовольственную проблему и ряд других. Это приводит к увеличению сельскохозяйственных земель и увеличивает количество отходов; 2) рыночная экономика пока не в состоянии оценить истинную ценность современного биоразнообразия. В экономической оценке часто не учитывается значение чистого воздуха и воды; 3) увеличение миграции населения, рост международной торговли и туризма. Специализация отдельных стран на производстве определенных сельскохозяйственных культур ведет к созданию крупных плантаций и снижению производства других местных культур; 4) увеличение объемов загрязняющих веществ, поступающих в среду; 5) интродукция новых видов, сопровождающаяся вытеснением или истреблением местных видов; 6) разрушение местообитаний; 7) браконьерство. Оно ведет, например, к уменьшению ценных видов рыб – осетра, стерляди, сига, омуля, лосося и др.

Основные причины необходимости сохранения биоразнообразия на Земле: 1) все виды имеют право на существование; 2) наслаждение природой, ее красотой и разнообразием имеет высочайшую ценность; 3) разнообразие – основа эволюции жизненных форм. Снижение генетического и видового разнообразия подрывает дальнейшее совершенствование форм жизни; 4) экономическая целесообразность биоразнообразия заключается в том, что дикая природа источник селекции домашних растений и животных.

В конце ХХ в. в связи с успехами генной инженерии особую актуальность приобрел вопрос генетического загрязнения. Ученые озабочены возможностью случайного (так и преднамеренного) выброса организмов благодаря бесконтрольной генно-инженерной биотехнологии. Попав во внешнюю среду такие микроорганизмы способны вызвать эпидемию, защититься от которой будет крайне сложно. Это может привести к нарушению экологического равновесия на планете. В результате операций с геном может произойти генетическая эрозия – потеря существующего генофонда вида. В ХХI в. может возрасти риск загрязнения природного генофонда продуктами генной инженерии, полученными в частности, на основе генома млекопитающего. При этом ученые подчеркивают, что наибольшему риску генетического загрязнения подвержены редкие и исчезающие виды, популяции которые находятся на стадии деградации. Межвидовая гибридизация и гибридизация между подвидами – явление широко распространенное. Изменение условий обитания может провоцировать указанную гибридизацию. Ее угроза наиболее вероятна для регионов с антропогенно трансформированной средой и нарушениями популяционных механизмов регуляции численности. Почему необходимо сохранить генетическое разнообразие? К основным причинам его сохранения можно отнести: 1) этическая, каждый биологический вид имеет право на существование; 2) красота природы в первую очередь выражается в разнообразии, в том числе в генетическом; 3) снижение видового и генетического разнообразия подрывает процесс эволюции жизни на Земле; 4) дикая природа – источник селекции домашних растений и животных, а также генетический резервуар, необходимый для обновления и поддержания устойчивости сортов; 5) дикая природа – источник лекарств.

Среди мер, направленных на сохранение биологического разнообразия основными являются: 1) сокращение загрязненности среды; 2) защита отдельных видов или групп организмов от чрезмерной эксплуатации (создание Красных книг, регулирование охоты и торговли ими, реинтродукция видов в дикую природу – бизон, зубр, лошадь Пржевальского); 3) создание и защита среды обитания различных видов –– биосферных заповедников, национальных парков, заказников и т. п.; 4) сохранение отдельных видов организмов в ботанических садах или в банках генов. Одним из современных методов сохранения генофонда исчезающих видов растений и животных является метод криогенной консервации. Этот способ предполагает глубокое замораживание (- 196 оС) клеток организмов и их длительное хранение с целью сохранения наследственного материала. Хранение может осуществляться до тех пор, пока не будут найдены пути восстановления вида.

5. Проблема загрязнения Мирового океана

(на примере ряда органических соединений).

Нефть и нефтепродукты. Нефть представляет собой вязкую маслянистую жидкость, имеющую темно-коричневый цвет и обладающую слабой флуорисценцией. Нефть состоит преимущественно из насыщенных алифвтических и гидроароматических углеводородов. Основные компоненты нефти - углеводороды (до 98%) - подразделяются на 4 класса:

а) Парафины (алкены) - (до 90% от общего состава) - устойчивые вещества, молекулы которых выражены прямой и разветвленной цепью атомов углерода. Легкие парафины обладают максимальной летучестью и растворимостью в воде.

б) Циклопарафины - ( 30 - 60% от общего состава) - насыщенные циклические соединения с 5-6 атомами углерода в кольце. Кроме циклопентана и циклогексана в нефти встречаются бициклические и полициклические соединения этой группы. Эти соединения очень устойчивы и плохо поддаются биоразложению.

в) Ароматические углеводороды - (20 - 40% от общего состава) - ненасыщенные циклические соединения ряда бензола, содержащие в кольце на 6 атомов углерода меньше, чем циклопарафины. В нефти присутствуют летучие соединения с молекулой в виде одинарного кольца (бензол, толуол, ксилол), затем бициклические (нафталин), полуциклические (пирен).

г) Олефины (алкены) - (до 10% от общего состава) - ненасыщенные нециклические соединения с одним или двумя атомами водорода у каждого атома углерода в молекуле, имеющей прямую или разветвленную цепь.

Нефть и нефтепродукты являются наиболее распространенными загрязняющими веществами в Мировом океане. К началу 80-ых годов в океан ежегодно поступало около 6 млн.т. нефти, что составляло 0,23% мировой добычи. Наибольшие потери нефти связаны с ее транспортировкой из районов добычи. Аварийные ситуации, слив за борт танкерами промывочных и балластных вод, - все это обуславливает присутствие постоянных полей загрязнения на трассах морских путей. В период за 1962-79 годы в результате аварий в морскую среду поступило около 2 млн. т. нефти. За последние 30 лет, начиная с 1964 года, пробурено около 2000 скважин в Мировом океане, из них только в Северном море 1000 и 350 промышленных скважин оборудовано. Из-за незначительных утечек ежегодно теряется 0,1 млн.т. нефти. Большие массы нефти поступают в моря по рекам, с бытовыми и ливневыми стоками.

Объем загрязнений из этого источника составляет 2,0 млн.т./год. Со стоками промышленности ежегодно попадает 0,5 млн.т. нефти. Попадая в морскую среду, нефть сначала растекается в виде пленки, образуя слои различной мощности. По цвету пленки можно определить ее толщину:

Внешний вид

Толщина,

мкм

Количество нефти,

л/ кв.км

1. Едва заметна

0,038

44

2. Серебристый отблеск

0,076

88

3. Следы окраски

0,152

176

4. Ярко окрашенные разводы

0,305

352

5. Тускло окрашенные

1,016

1170

6. Темно окрашенные

2,032

2310

Нефтяная пленка изменяет состав спектра и интенсивность проникновения в воду света. Пропускание света тонкими пленками сырой нефти составляет 1-10% (280 нм), 60-70% (400нм).

Пленка толщиной 30-40 мкм полностью поглощает инфракрасное излучение. Смешиваясь с водой, нефть образует эмульсию двух типов: прямую - "нефть в воде"- и обратную - "вода в нефти". Прямые эмульсии, составленные капельками нефти диаметром до 0,5 мкм, менее устойчивы и характерны для нефтей, содержащих поверхностно-активные вещества. При удалении летучих фракций, нефть образует вязкие обратные эмульсии, которые могут сохраняться на поверхности, переноситься течением, выбрасываться на берег и оседать на дно.

6. Сброс отходов в море с целью захоронения (дампинг).

Многие страны, имеющие выход к морю, производят морское захоронение различных материалов и веществ, в частности грунта, вынутого при дноуглубительных работах, бурового шлака, отходов промышленности, строительного мусора, твердых отходов, взрывчатых и химических веществ, радиоактивных отходов. Объем захоронений составил около 10% от всей массы загрязняющих веществ, поступающих в Мировой океан. Основанием для дампинга в море служит возможность морской среды к переработке большого количества органических и неорганических веществ без особого ущерба воды. Однако эта способность не беспредельна.

Поэтому дампинг рассматривается как вынужденная мера, временная дань общества несовершенству технологии. В шлаках промышленных производств присутствуют разнообразные органические вещества и соединения тяжелых металлов. Бытовой мусор в среднем содержит (на массу сухого вещества) 32-40% органических веществ; 0,56% азота; 0,44% фосфора; 0,155% цинка; 0,085% свинца; 0,001% ртути; 0,001% кадмия. Во время сброса прохождении материала сквозь столб воды, часть загрязняющих веществ переходит в раствор, изменяя качество воды, другая сорбируется частицами взвеси и переходит в донные отложения. Одновременно повышается мутность воды. Наличие органических веществ часто приводит к быстрому расходованию кислорода в воде и не редко к его полному исчезновению, растворению взвесей, накоплению металлов в растворенной форме, появлению сероводорода.

Присутствие большого количества органических веществ создает в грунтах устойчивую восстановительную среду, в которой возникает особый тип иловых вод, содержащих сероводород, аммиак, ионы металлов. Воздействию сбрасываемых материалов в разной степени подвергаются организмы бентоса и др. В случае образования поверхностных пленок, содержащих нефтяные углеводороды и СПАВ, нарушается газообмен награнице воздух - вода. Загрязняющие вещества, поступающие в раствор, могут аккумулироваться в тканях и органах гидробиантов и оказывать токсическое воздействие на них. Сброс материалов дампинга на дно и длительная повышенная мутность приданной воды приводит к гибели от удушья малоподвижные формы бентоса. У выживших рыб, моллюсков и ракообразных сокращается скорость роста за счет ухудшения условий питания и дыхания. Нередко изменяется видовой состав данного сообщества. При организации системы контроля за сбросами отходов в море решающее значение имеет определение районов дампинга, определение динамики загрязнения морской воды и донных отложений. Для выявления возможных объемов сброса в море необходимо проводить расчеты всех загрязняющих веществ в составе материального сброса.

3. Закрепление

Давайте отгадаем экологические загадки:

1) Меня бьют, колотят, ворочают, режут -
я всё терплю, всем добром плачу. (Земля)

2) Двое водят, двое смотрят, двое болтают,
один водит и приказывает. (Человек)

3) Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.
Он невидимый, и все же, без него мы жить не можем (воздух)

4) Выше леса, выше гор расстилается ковер,
Он всегда, всегда раскинут над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий, то он ярко-голубой (небо)

Сегодня мы с вами больше говорим об отрицательном воздействии человеческой деятельности на природу. Разумеется, не всякая техногенная деятельность приводит к «обезображиванию» лика Земли. Искусственные ландшафты – сельскохозяйственные и частично городские – бывают не только прекрасными с эстетической точки зрения, но и «надёжными» в экологическом отношении.

Вопрос классу:

- Приведите примеры грандиозных проектов преобразования природы, которые могут состояться без серьезных нарушений экологического равновесия (строительство плотин через Берингов пролив и Гибралтар, переброска стока рек).

Но безопасны ли эти проекты? Опасность нарушить гармонию природы остается, нужны сложнейшие экспертизы, чтобы ответить на этот вопрос. Стоит только вспомнить Аральское море, реки Амударья и Сырдарья не доносят до него свои воды. Вода расходуется на полив земель, занятых под хлопком. Огромное количество минеральных удобрений вносилось в почву. Результат виден с высоты птичьего полёта: когда летишь на самолёте над Аральским морем, кажется, что это Антарктида – так много внизу белого и блестящего. Но это не снег и не лёд. Это соль на поверхности почвы. Соль разносится ветром все дальше и дальше, выводя из севооборота почвы. А люди страдают заболеваниями почек и печени. Вот к чему привело человеческое недомыслие. Пострадала и природа, и сам человек.

Изменение лика Земли неизбежно, но оно должно происходить в единении с природой. Ни одна страна не может добиться этого в одиночку, нужны совместные усилия.

4. Заключение. Подведение итогов урока

В заключении можно отметить, что охрана окружающей среды от загрязнений – это задача нашего века, проблема, ставшая социальной. Снова и снова мы слышим об опасности, грозящей окружающей среде, но до сих пор многие из нас считают это неприятным, но неизбежным порождением цивилизации и полагают, что ещё успеют справиться со всеми выявившимися затруднениями.

Однако воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы. В результате всего вышеизложенного становится понятно, что практически все основные виды загрязнений являются по своему происхождению антропогенными, т.е. «рожденными» в результате хозяйственной деятельности человека. Чтобы в корне улучшить положение, понадобятся целенаправленные и продуманные действия. Ответственная и действенная политика по отношению к окружающей среде будет возможна лишь в том случае, если человечество накопит надёжные данные о современном состоянии среды, обоснованные знания о взаимодействии важных экологических факторов, целенаправленно и всесторонне изучит природу загрязнений и влияние различных видов загрязнений, как на окружающую среду, так и на организм самого человека (что особенно важно в случаях с биологическим загрязнением) и если разработает новые методы уменьшения и предотвращения вреда, наносимого природе человеком.

Ученик читает стихотворение:

Стихотворение «Останьтесь на Земле…»

 

Останьтесь на земле осина, дуб и клен.

Я показать хочу живую землю сыну –

Высокий мощный дуб и тонкую осину

На полотне весны, где свет со всех сторон.

 

Останьтесь на земле орел, журавль и стриж,

Чтоб сын, встречая день восторженной улыбкой,

Увидел журавля, похожего на скрипку,

И взмах смычка – стрижа над тусклым блеском крыш.

 

Останьтесь на земле пшеница, рожь, ячмень,

Чтоб сын счастливо жил и удивлялся миру.

Даю ему на память молот, плуг и лиру.

На незакатный час, на безупречный день.

После проведения семинара выставляются оценки за доклады.

 Задание на дом: Тема 11 § 1, п. 2, 8 -10чит. пересказ
"Глобальные экологические проблемы" презентация
ZIP / 6.01 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Евгений Алексеевич, 23.11.16 в 18:15 -1Ответить Пожаловаться
Оксана Юрьевна! В вашем представлении семинар - это что такое?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.