12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Еремеева Инна Владимировна847
Россия, Самарская обл., Отрадный

Игра, как мотивационный компонент обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Мотивация – это способ быстрого достижения цели, основанный на психофизиологическом процессе, который направляет поведение человека, способствует его активности и работоспособности. Она представляет совокупность мотивовМотивация к учебной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) снижена. Чтобы избежать кропотливой и неприятной для них ситуации учения, интеллектуального напряжения, они прибегают в качестве защиты к отказу от заданий, задания выполняют быстро, некачественно, не смотрят на результат. Одним из значимых и действенных факторов, позволяющих повысить мотивацию к обучению умственной отсталых школьников является игра.

Игровая деятельность привлекательна для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и способна вызвать положительную мотивацию к познанию нового. В то же время дидактическая игра является не только развлекательным средством, а еще и это образовательное упражнение, облачённое в занимательную форму. Игра требует от обучающихся сообразительности, внимания, учит выдержке, взаимоподдержке, вырабатывает умение быстро ориентироваться, находить правильное решение, развивает и повышает интерес к предмету. Игровая обстановка способствует развитию познавательных интересов каждого ребёнка, даёт возможность участвовать в  обсуждении,  что позволяет ученику понять и усвоить новый материал, даёт возможность многократно повторять один и тот же материал без монотонности и скуки.

Особенно интересной становится игра, когда она содержится на электронном носителе и является интерактивной. Что же представляет собой интерактивная игра? Интерактивная игра в школе – это обучение в процессе взаимодействия ученика и компьютера в диалоговом режиме.

Говоря об эффективном использовании интерактивных технологий в процессе обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) важно помнить, что в этом процессе все подчинено возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся.

У обучающих с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) преобладает наглядно-образное мышление, слабо осознанное восприятие и внимание, низкая мотивация, слабое развитие познавательной активности. Учитывая данные особенности детей, можно и даже нужно периодически на уроках использовать ИКТ, включающие интерактивные дидактические презентации, созданные на основе дидактических игр. Наиболее актуальное значения для обучения детей с умственно отсталостью приобрела интерактивная презентация во время дистанционного обучения детей. Когда ребятам предлагались задания на обогащение представлений об окружающей действительности, их чувственного познания через прохождение заданий на интерактивных презентациях. Мною был разработан блок игр для обучающихся начальных классов по предмету «Мир природы и человека». Презентации включали игровой контент, задания позволяли во время дистанционного обучения не только мотивировать детей на учебную деятельность посредством игры, но и проверить знания детей по предмету. Мною были созданы интерактивные презентации – опросники по основным темам предмета «Дикие животные», «Домашние животные», «Насекомые», «Рыбы», «Времена года», «Явления природы», «Сутки» и многие другие. На конкурс представлены только некоторые интерактивные презентации для обучающихся. Данные презентации можно использовать не только на уроках мир природы и человека, но и в качестве коррекционно-развивающего материала, развлекательного контента для детей.

Преимущество интерактивной презентации состоит в том, что ребенок может взаимодействовать с ней, при этом самостоятельно сличать свой результат с заданным эталоном, находить отклонения от эталона, корректировать, а также оценивать свою деятельность, что способствует формированию регулятивных базовых учебных действий. Обучающиеся концентрируют свое внимание на отрабатываемом материале, тем самым повышается познавательная активность и мотивация к обучению, а это является залогом успешного урока или занятия.

Цель интерактивных игр на уроке может быть различной: от подготовки к усвоению материала урока до его закрепления и проверки знаний и навыков, при этом интерактивные игры стимулируют самостоятельность у детей, кат как построены в форме диалога с компьютером/игрой непосредственно. Интерактивная игра может быть использована на различных этапах урока. Представленные интерактивные презентации рекомендовано использовать на этапе закрепления или проверки знаний.

Каждая интерактивная презентация подчинена одной теме, включает небольшое количество игровых заданий (7), что связано с большим процентом утомляемости особых детей, с быстрой потерей интереса и активности. Задания разнообразны: загадки, поиски ответов, четвертый/третий лишний и другие. Все шрифты крупные и хорошо читаемые на полупрозрачном тематическом фоне. Иллюстративный материал приближен к натуральным объектам окружающей среды. Все вопросы заданий предполагают зрительную (иллюстративную) опору, так как мышление у детей с умственной отсталостью преимущественно наглядное или образное. Каждый слайд включает задание (инструкцию), непосредственно иллюстративный материал и варианты ответов, представляет собой опросники на обобщение тем урока/занятия. Слайды выполнены в одном стиле. На последнем слайде каждой игры анимированные картинки и аплодисменты.

Систематическое использование интерактивных игр и тренажеров на разных этапах изучения различного по характеру материала является эффективным средством активизации учебной деятельности детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), положительно влияющих на повышение качества знаний, умений и навыков обучающихся.


Интерактивная презентация «Грибы»

https://disk.yandex.ru/i/OWBk1Qqt_jLf9w

Интерактивная презентация «Насекомые»

https://disk.yandex.ru/i/zZu2CXIuenVO7A

Интерактивная презентация «Рыбы»

https://disk.yandex.ru/i/ErrvuifrNuUXpw

Интерактивная презентация «Дикие животные»

https://disk.yandex.ru/i/Ls-S2zvmRi8bEQ

Интерактивная презентация «Домашние животные»

https://disk.yandex.ru/i/4f6nk6ojCjA9dQ

Интерактивная презентация «Дикие птицы»

https://disk.yandex.ru/i/ccldv43W9U38Ng

Интерактивная презентация «Домашние птицы»

https://disk.yandex.ru/i/eoZmo6DuwasmKQ

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.