12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гладких Ольга Владимировна19
0

Использование дидактических игр на уроках математики в классе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП) и задержкой психического развития.

Использование дидактических игр на уроках математики в классе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП) и задержкой психического развития.

Обучение детей с ДЦП имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при организации и проведении уроков. В одном классе обучаются ребята с разной степенью двигательных нарушений и, соответственно, разными возможностями. Интеллектуальные нарушения при ДЦП так же имеют ряд особенностей: неравномерный характер нарушений отдельных психических функций; повышенная утомляемость, истощаемость психических процессов; сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире; отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижения объёма механической памяти и другие особенности.

На уроках математики в работе с детьми имеющими диагноз ДЦП и задержку психического развития важными задачами являются – преодоление недостатков познавательной деятельности учащихся развитие их личностных качеств.

Обучение математике организует и дисциплинирует учащихся, способствует формированию таких черт личности, как аккуратность, настойчивость, воля, воспитывает привычку к труду, желание трудиться, умение доводить любое начатое дело до конца.

Трудности в усвоении учебного материала учащимися коррекционной школы нередко приводят к снижению интереса к учению. Особенно трудным, и на первых порах нелюбимым, предметом становится математика. Это объясняется тем, что овладение математическими знаниями связано с достаточно развитыми способностями к отвлечению, анализу, синтезу, обобщениям, умению сравнивать, классифицировать, дифференцировать. В то время как все эти функции у детей ЗПР недостаточно развиты.

Для успешного обучения и воспитания учеников ЗПР необходимо пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельность.

Наличие познавательных интересов к учебному процессу способствует повышению активности учащихся на уроках, уменьшению отвлечений, повышению успеваемости, самостоятельности при выполнении практических и умственных задач.

Одним из эффективных средств привития интереса к предмету и повышения эффективности урока является дидактическая игра.

В процессе игры ученики незаметно для себя выполняют большое число арифметических действий, упражнений, тренируются в счете, сравнивают множества и числа, решают задачи и т.д.

Таким образом, дидактические игры позволяют обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к математическому заданию, которое заложено в содержании игры.

Внимание ребенка приковано к игре, к выполнению игровых задач, а между тем он преодолевает трудности математического характера, переносит имеющиеся знания в новую для него обстановку, учится оперировать имеющимися знаниями в изменившейся обстановке, где трудно длительное время активизировать внимание школьников на однообразной работе, вызвать их активную деятельность, волевое усилие, настойчивость в достижении цели. Дидактическая игра доступна и понятна ребенку.

Дидактические игры позволяют индивидуализировать работу на уроке, давать задание, посильные каждому ребенку, с учетом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого ребенка.

В играх, особенно коллективных, формируется и нравственные качества личности, ребята учатся правилам общения, взаимоуважения и взаимопомощи.

В своей работе с учениками 1класса я использую игры моделирующие жизненные ситуации.

Например каждую неделю урок математики в пятницу проходит в форме деловой игры "Магазин". Перед учениками ставятся разнообразные задачи.

На первом этапе ребята знакомятся с монетами, усваивают разницу между рублем и монетой. Учатся сравнивать числа, отрабатывают приемы счета.

Второй этап включает в себя покупку продуктов. Учитель берет на себя роль продавца. Задача учеников: заработать деньги - выполнив предварительные задания. А затем выбрать нужный продукт и купить его. Ребята выбирают задания самостоятельно, рассчитывая свои силы и соизмеряя с желаниями. Разные задания имеют различную ценность. Таким образом, кроме сугубо математических задач, дети учатся проявлять инициативу, планировать свою деятельность, ставить цели.

На третьем этапе игра усложняется. По мере того, как ученики усваивают единицы измерения массы и объема, игра трансформируется из простого магазина в "Овощную лавку" - где продают овощи и фрукты, а товар имеет различный вес и надо уметь рассчитать его стоимость.

В процессе игры совершенствуются не только математические навыки, но и речевое развитие, мелкая моторика. Для ребят жизненный опыт которых небогат, в процессе игры происходит знакомство с особенностями современного быта, расширение кругозора.

Такого рода игры можно развивать: например включать магазины разного профиля (продуктовые, спортивные, магазин одежды , строительные и т.д.), так же при усложнении игры продавцом может стать кто-то из учеников. Эти игры несут в себе элементы подлинных жизненных ситуаций и вызывают у ребят искренний интерес, что очень важно в условиях обучения детей с ОВЗ и ЗПР - так как интерес к обучению и мотивация у них зачастую значительно снижены.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.