12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Никифорова Ольга Валерьевна656
Россия, Московская обл., Раменское


Использование игровых методов в обучении

Аннотация

Какие требования к уроку предъявляются сегодня?

Меняются цели и содержание образования, требования к результатам, появляются новые технические средства и технологии обучения, а урок, оставаясь основной дидактической единицей образовательного процесса, должен обеспечить развитие качеств выпускника, отвечающих требованиям

современного общества.



«Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера,

то мы украдем у наших детей завтра»

Джон Дьюи

Одной из важнейших задач, которая встает перед учителем при проектировании урока – это выбор соответствующих образовательных технологий.

Понятие «технология» пришло в педагогику, так же

как и «проектирование», из сферы материального производства.

Основная идея технологического подхода в проектировании урока заключается в том, чтобы детально спроектировать педагогический процесс во всех его составляющих компонентах – содержании, методах учения и преподавания,

в средствах обучения таким образом, чтобы гарантированно

получить требуемые планируемые результаты.

Таким образом, образовательную технологию можно

определить как запрограммированный (алгоритмизированный) педагогический процесс, гарантирующий достижение

планируемых результатов.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

- технологию дистанционного обучения;

- развивающее обучение;

- здоровьесберегающие технологии;

- проблемное обучение;

- разноуровневое обучение;

- информационно-коммуникационные технологии;

- технологию использования в обучении игровых методов (ролевые, деловые и другие виды игр);

- технология развития «критического мышления»;

- проектные методы обучения и другие.

Игровая технология – это группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, которая стимулирует познавательную активность детей, «провоцирует» их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы, позволяет использовать жизненный опыт детей, включая их обыденные

Педагогические игры можно классифицировать:

По области применения: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические.

По (характеристике) характеру педагогического процесса: обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, творческие,

развивающие.

По игровой технологии: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизация.

По предметной области: математические, химические, биологические, физические, экологические, музыкальные, трудовые, спортивные, экономические.

По игровой среде: без предметов, с предметами, настольные, комнатные, уличные, компьютерные, телевизионные, циклические, со средствами передвижения 

Какие задачи решаются при использование такой формы обучения?  

 Осуществляет более свободный, психологически раскрепощённый контроль знаний. Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы.

 Подход к учащимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным.

 В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели:

- стимулируется познавательная деятельность;

- активизируется мыслительная деятельность;

- самопроизвольно запоминаются сведения;

- формируется ассоциативное запоминание;

- усиливается мотивация к изучению предмета.

 Всё это говорит об эффективности обучения в процессе игры, которая является профессиональной деятельностью, имеющей черты, как учения, так и труда.

Технологический процесс подготовки современного

урока по-прежнему базируется на известных каждому педагогу этапах урока. Это - определение цели и задач, отбор

содержания учебного материала, подбор методов и приёмов

обучения, определение форм организации деятельности

учащихся, подбор материала для домашней работы учащихся, определение способов контроля, продумывание места,

времени на уроке для оценки деятельности учащихся; подбор вопросов для подведения итога урока.

На каком же из этих этапов можно применить игровые технологии?

Рассмотрим различные примеры игр на уроках математики, алгебры и геометрии на различных этапах урока.

Игра «Кот в мешке»

Суть игры заключается в том, что бы учащиеся, вытаскивая какие либо предметы из «мешка», смогли догадаться, что будут изучать на уроке.

Например:

Математика 5 класс, тема «Понятие обыкновенной дроби».

В «мешок» можно спрятать целый предмет, разные предметы (можно изображение, например торт), а так же его части (кусочек торта, два кусочка и т.д.). Рассматривая свои находки, учащиеся смогут сделать вывод, что речь на уроке будет идти о частях.

Игра поможет учащимся сформулировать тему урока.

Игра «Игры с поднятием рук »

Приём-игра, направленный одновременно и на активизацию мыслительной деятельности учащихся, и на релаксацию.

Пример игры для учащихся 6 класса «Делится на "3" или не делится на "3"»

Учитель называет число. Если число делится на 3, ученики поднимают правую руку, если не делится – то левую. То же самое можно и с другими условиями: делится на 5, на 9, 10. Можно совместить с физминуткой. Вместо подъема рук, можно предложить детям вставать. Последний, вставший, объясняет, почему встал.

Для того что бы увлечь детей историей математики, ее развития, биографией великих ученых можно поиграть в конце урока в следующую игру:

Игра «Верю-не верю»

Учитель задает вопросы классу в которых произносит интересные факты биографии ученых:

- Верите ли вы, что Софья Ковалевская писала стихи?

- Верите ли вы, что Андре Мари Ампер был очень рассеянным?

- Верите ли вы, что великий Эйнштейн продавал свои автографы?

- Верите ли вы, что у Льюиса Кэрролла, написавшего «Алису в стране чудес», есть труды по математике?

В зависимости от вопросов, эту игру можно проводить с учащимися разного возраста.

Игра «Письмо с дырками»

Если этот приём преподнести обучающимся в нетрадиционной «оболочке», добавив фантастический элемент, то успешность уроку гарантирована. «Письмо с дырками» подойдёт и для контроля усвоения темы урока, и в качестве проверки домашней работы с параграфом учебника.

Пример: после изучения главы «Окружность и круг» в 7 классе, можно предложить учащимся вставить в тексте пропущенные слова:

называют геометрическое место точек, равноудаленных от одной заданной точки. Отрезок, соединяющий… … … называют хордой. Известно, что хорда прошла через центр окружности, значит ее можно назвать …?...

Игра «Случайность»

Учитель вводит в урок элементы случайного выбора.

Это игры, в которых выбор вопроса или объекта предоставляется жребию. Таких игр существует много, и можно изобрести еще или модифицировать под условия конкретного приема. Этот прием можно применять почти повсюду: выбор вопросов в контрольной работе, выбор домашнего задания, последовательность организационных форм урока и т.д. Можно использовать кубик, волчок, мишень, билетики с номерами, названиями.

Игра «Создай паспорт»

Прием для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература). Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану

Может быть использована для создания характеристик на уроках математики – геометрических фигур, математических величин.

Игра «Выбери свой конверт с домашним заданием»

В начале темы задает домашнее задание одновременно в двух или трех уровнях. Задание раскладывает по конвертам разного цвета. Например:

Зеленый - обязательный минимум – абсолютно понятно и доступно всем.

Желтый - тренировочный уровень – для учеников, желающих хорошо знать предмет и без особой трудности осваивать программу.

Красный - творческий уровень – выполняются добровольно, выполнение стимулируется высокой оценкой, освобождением от заданий уровня 1 и 2, сдача выполненных заданий происходит в любое время в течение изучения темы. В творческом уровне дается разработать частушки, басни, сказки, фантастические рассказы по учебным темам. Составить кроссворды, чайнворды, ребусы, загадки, тематические сборники интересных фактов, примеров, задач. Разработать плакаты опорных конспектов.



Заключение

Педагогическая деятельность современного педагога одновременно и творческая (строится на вдохновении учителя), и технологичная (основана на определенных алгоритмах, циклах и модулях, что позволяет учителю конструировать образовательный процесс применительно к его целям, задачам и условиям).

Образовательные технологии различаются по декларируемым задачам, по организации процесса обучения, направлением на развитие творческого мышления или коммуникативных способностей, но цели и конечный результат технологий можно в самом общем виде описать как формирование метапредметных результатов; эта цель заявлена во ФГОС ООО, характеристика этих результатов сформулирована в терминах универсальных учебных действий (УУД: личностные; регулятивные (блок включает также действия саморегуляции); познавательные; коммуникативные).



Список литературы

1. Гин А. А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная Связь. Идеальность. – М.: Вита-Пресс, 2011 г.

2. Копотева Г. Л., Логвинова И. М. Дидактика уверенности в себе: проектируем урок, реализующий требования ФГОС. Основное общее образование.– В.: «Учитель», 2015.

3. Якушина Е.В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС. – М., 2012 г.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.