12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Алиса17
Нижегородская обл.

Использование игровых технологий во внеурочной деятельности в геоэкологическом образовании


Миронова Алиса Анатольевна

учитель географии, МБОУ «Средняя школа №32» г. Дзержинск


Эффективность геоэкологического образования, обучающихся определяется взаимосвязью классной и внеклассной работы. На уроке, в том числе, в кружках, обучающиеся получают экологические знания, которые носят поверхностный характер. Это затрудняет их осознание и чувственное восприятие детьми. [3]. Как отмечает Н.Н. Моисеев, только по-настоящему образованное и интеллигентное общество будет способно вступить в эпоху ноосферы, т.е. в период своей истории, когда оно сможет реализовать режим коэволюции природы и общества. Это утверждение столь очевидно, что оно может быть включено в исходную систему постулатов. Следовательно, опираясь на работы Н.Н. Моисеева, можно сказать, что наряду с новой модернизацией человечеству предстоит создать новую культуру как во взаимоотношениях между людьми, так и с природой, субъектом которой является человек. В ее основе должно лежать всеобъемлющее воспитание и образование, которое естественно назвать экологическим. [4].

Формирование лично-значимых знаний невозможно без широких контактов школьников с природой, без вовлечения их в практические работы и исследования по изучению, оценке и улучшению экологической ситуации своего города, района. Внеурочная деятельность по географии и экологии – основная часть учебно-воспитательной работы в школе, так как способствует решению важных задач в образовании и воспитании обучающихся и позволяет разумно организовать их свободное время [7].

Экология ведется как урок не во всех школах, а на других уроках экологические темы рассматриваются не полностью. Основными задачами педагога во внеурочной деятельности по географии является, в частности, создание условий для фиксации в сознании ученика экологических проблем как жизненных противоречий бытия, не устраняемых формально-логическими способами [2].

В основу работы кружка нами определен в первую очередь краеведческий подход. Необходимо вовлекать обучающихся в природоохранные, экологические мероприятия, а игры должны подкреплять то, что они получили на практикумах. Со стороны методических требований, относящихся к работе краеведческого кружка, изучающего свой город, прежде всего необходимо правильно сочетать различные виды работы. Уделяя особое внимание наиболее активным ее видам, особенно экскурсиям и самостоятельным наблюдениям учащихся [1].

Игры для школьников пополняют знания в ненавязчивой развлекательной форме. С этой целью предлагаем разработку игры, которая затрагивает состояние школьного участка.

В рамках экологического кружка «Я – Дзержинец» нами разработана игра – проектирование «Школьный двор».

Целью игры является привлечение внимания школьников к городским проблемам через экологические проблемы своего школьного участка.

Задачи игры:

-заинтересовать школьников проблемами школьного участка;

-развивать творческую фантазию;

-научить школьников работать в группе и принимать совместные решения.

В этой игре ребята работают в группах по 6-7 человек. Каждая группа в начале получает план своего школьного участка.

Ведущий: Добрый день дорогие участники! Сегодняшняя игра посвящается нашему школьному двору – месту, где вы проводите очень много времени ежедневно. Проходя через него в школу, а также домой, вы не всегда замечаете, какие изменения в нем произошли. Но сегодня мы попробуем пофантазировать и создать проект нашего школьного участка, чтобы он был прекрасным. Предлагаю вам выбрать одно из моих предложений и разместить у себя на плане. Предложения:

Сделать аллею, где каждый выпускной класс будет высаживать по одному дереву (береза, дуб, ель).

На участке можно вырастить фруктовый сад, огород, разбить цветник.

Соорудить игровую площадку для дополнительного отдыха.

Соорудить беседки для отдыха, оранжереи, фонтан.

Фасад школы может быть украшен памятной табличкой, на которой будут вписаны фамилии: заслуженных учителей школы, выпускников, отличников. Через 10 минут каждая группа презентует свой план школьного участка жюри. После защиты проекта жюри подводит итоги, и группам задаются вопросы о школьном участке. Примеры вопросов:

Что делать с мусором, который появляется от учеников на школьном участке?

Как бороться с насекомыми, уничтожающими деревья и растения на школьном участке?

Как решить проблему с протоптанными дорожками, которые получаются при сокращении пути школьниками?

Как уберечь школьный двор от выгула собак?

Как бороться с сорняками, которые разрослись на школьном участке?

Как отнестись к тому, что жильцы соседних домов ставят на школьный участок свои машины?

Что делать с рисунками и надписями, не украшающими стены школы?

Если появилось несколько мнений на один и тот же вопрос, выслушать все точки зрения. После обсуждения вопросов слово предоставляется жюри, отмечается наиболее удачный проект.

Ведущий: Закончилась игра. И хотя не все сбудется, что было озвучено в ваших проектах, но нам кажется, что игра поможет вам внимательнее посмотреть на свой школьный участок и в будущем вы постараетесь сделать еще более привлекательным и более уютным.

Общие занятия кружка, посвященные экскурсиям, коллективным обследованиям, составлению схематического плана города и докладам учащихся, следует сочетать с индивидуальной и групповой работой учащихся по краеведческому изучению небольшого микрорайона или одного из вопросов программы изучения города. Результатом этой более самостоятельной работы учащихся должны явиться доклады на общих собраниях кружка и изготовление соответствующих наглядных пособий (схематических планов города, диаграмм, таблиц, чертежей, фотографий), которые в дальнейшем будут служить экспонатами школьного краеведческого уголка [5].

Вместе с тем проблемность игр в преподавания географических дисциплин способствовала более умелому установлению межпредметных связей, что в свою очередь позволило получить глубокие и интересные результаты. Внедрение игровых технологий в обучение направлено на улучшение и научно-исследовательских работ обучающихся, что способствует повышению качества подготовки ребят. В дальнейшем необходимо разработать систему игровых технологий, охватывающую все виды учебных занятий [4].

Опыт показывает, что внедрение игровых технологий во внеурочную деятельность в преподавании географических дисциплин дает положительные результаты.

Список литературы

1. Винокурова Н.Ф., Глебова О.В., Шевченко И.А., Ефимова О.Е. Формирование культуры природопользования при изучении городского ландшафта // федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина". Нижний Новгород, 2015.

2. Винокурова Н. Ф., Мартилова Н.В. Глобальное экологическое образование: вектор педагогических инноваций для устойчивого будущего // Вестник Мининского университета, 2016. – № 2.

3. Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 64 с.

4. Моисеев Н.Н. О мировоззрении и миропонимании // Экология и жизнь. 1999, №4 . – С. 8.

5. Шевченко И.А., Бадьина О.А., Кутасова Е.В. // Организация исследовательской деятельности учащихся по геоэкологическому краеведению // В сборнике: Орфановские чтения Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет. 2016. С. 97-99.

6. Шевченко И.А., Кривдина И.Ю., Горшкова И.А., Каврижкина Д.А. Формирование духовно – нравственных ценностей в курсе географии на основе игровых технологий //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 8-2. С. 286-289.

7. Vinokurova N.F., Loshchilova A.A., Shevchenko I.A., Efimova O.E. Ecological responsibility development in pupils in extracurricular geography activity: methodology and educational practices // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2017. Т. 7. № 9. С. 409.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.