12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юсупова Рамиза Фарисонва1340
Россия, Новосибирская обл., с.Меньшиково
9

«Использование краеведческого материала на уроках истории и обществознания»

«Использование краеведческого материала на уроках истории и обществознания»

(выступление на районном совещании учителей истории и обществознания)

Учитель истории и обществознания

МБОУ Малотебисской ОШ Чановского района Новосибирской области

Юсупова Рамиза Фарисовна

Программа по истории России предусматривает изучение истории края с древнейших времен. Местный материал стал неотъемлемой и обязательной частью при изучении Отечественной истории. Уроки по истории края всегда вызывают у детей большой интерес. Я решила использовать этот факт и через использование краеведческого материала заинтересовать обучающихся предметом истории, активизировать познавательную деятельность, вовлечь каждого ученика в процесс саморазвития.

При отборе краеведческого материала необходимо соблюдать ряд условий:

-краеведческий материал должен быть связан с программным материалом; -материал должен быть доступным для обучающихся по содержанию и объему;

- образным и эмоциональным, стимулировать познавательный интерес к изучению предмета;

- способствовать усвоению ключевых компетенций, знаний и умений;

- отображать уникальность региона.

Использовать краеведческий материалом можно в разных формах. Это может быть фрагмент урока, этап урока, отдельный урок. Иметь более широкие временные рамки: проект, экскурсия акция.

Приведу примеры:

Фрагмент урока.

5 класс. Тема: «Древнейшие люди»

Информация о первой стоянке древнего человека на территории Новосибирской области. Задание: Посчитать насколько позже появился человек в нашем крае.

7 класс. Тема: «Народные движения в XVII в.»

Задание: В 17в.слово «бунт» и «бунтовщик» использовались редко, более чаще в этом значении использовались слова «гиль», «гилевщик». В Новосибирской области есть село Гилево. Имеет ли этот населенный пункт отношение к бунтам 17в?

8 класс. Тема: «Отечественная война 1812г» .

Задание: Найти информацию об участие сибиряков в Бородинском сражении»

Работа с краеведческом материале на этапе открытия новых знаний:

Тема: Гражданское общество»

Используя источник «Азбука избирателя» составляем схему «Местное самоуправление Новосибирской области»;

Используя сайт администрации сельсовета, составляем таблицу: «Красносельский сельсовет.Система местного самоуправления»;

Примеры уроков по краеведению:

Практико-ориентированный урок: «Сибирское ханство»; https://урок.рф/ library/urok_po_istorii_sibiri_sibirskoe_hanstvo_090628.html

Урок-исследование: «Присоединение Восточной Сибири и Дальнего Востока». https://урок.рф/ library/urok_po_istorii_sibiri_prisoedinenie_vostochnoj_si_105640.html

Еще одна форма- проект на краеведческом материале. Такая работа не только способствует формированию учебно-исследовательских навыков, умений самостоятельно приобретать исторические знания, навыкам работы в группе, но и воспитывает любовь к малой родине, уважение к своим землякам, развивает гражданско-патриотические качества личности. https://урок.рф/ library/proekt_chanovskij_rajon_v_godi_velikoj_otechestven_063059.html

Использование краеведческого материала для составления диагностических текстов, типовых задач и др. формы.

https://урок.рф/ library/primeri_uchebnoprakticheskih_i_uchebnopoznavatelni_123207.html

Считаю, что краеведческая работа педагогически очень многогранна. Одновременно она может носить исследовательский и прикладной, общественно полезный и образовательно-воспитательный характер. Краеведение многогранно по своему содержанию, так как в нем сочетается история, география, природа и этнография, фольклор и топонимика. Работа с краеведческим материалом формирует не только знания, но и способы изучения, сохранения, оценки информации. Очень важно, что учащиеся в процессе работы осваивают умения осмысления и описания проблемы; определение цели, задачи, алгоритма деятельности. Когда обучающиеся оформляют и представляют продукт краеведческой деятельности в виде буклета, стенда, презентации и др., они демонстрируют владение метазнаниями и метаспособами. В процессе поиска способа решения проблемы ученики осваивают все виды УУД. Таким образом, краеведение является большим потенциалом по формированию метапредметных результатов. И наконец, краеведение-один из педагогических ресурсов, способствующих формированию региональной идентичности, гражданственности и патриотизма.

Литература:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2016.

2. История Сибири и Новосибирской области, Новосибирск 1998г.



Опубликовано


Комментарии (2)

Юсупова Рамиза Фарисонва, 08.03.21 в 13:20 1Ответить Пожаловаться
Очень приятно ,спасибо.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.