12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Николаева Людмила Владимировна1997
Работаю в школе с 2004 года, преподаю русский язык и литературу, историю, МХК, ОРКСЭ.
Россия, Чувашская респ., Чебоксары
8

История витражей



Тема урока «История витражей»

Цель: дать характеристику появления и развития витража как вида искусства, а также показать его роль в Средние века.

Задачи: 1) познакомить учащихся со значением слова «витраж», а также с историей появления данного понятия; 2) охарактеризовать появление и развитие витражей с древнейших времен до современности; 3) рассказать учащимся о преобладающих сюжетах и орнаментальных мотивах витражей романских и готических храмов; 4) осознать роль витражей в художественной культуре; 5) способствовать восприятию художественного вкуса учащихся, а также развивать их способности к художественному творчеству.

Ход урока

Организационный момент (2 минуты):

Приветствие, отметка отсутствующих

Связь с предыдущей темой урока (3 минуты)

Учитель : на предыдущем уроке мы с вами говорили об архитектуре романских и готических храмах Средневековья. Давайте вспомним особенности архитектуры готических храмов.

Ученики: В готическом стиле крестовые своды со стрельчатыми арками переместили на себя тяжесть конструкции. Стекло стало органичной частью каркасной системы. Архитектура готики отличается ажурной невесомостью и всеобъемлющим устремлением ввысь.

Объяснение новой темы (30 минуты)

Учитель: именно готика сделала стекольное ремесло искусством, положив в его основу неразрывную взаимосвязь света и стекла. В готическом храме витраж не только решил проблему огромных оконных пролетов, но и стал основой для религиозного художественного повествования. Итак, тема сегодняшнего урока – «История витражей» (слайд 1)

Слово «витраж» происходит от французского “vitre”, что означает «стекло» и представляет собой декоративную композицию, выполненную из кусков разноцветного стекла. В классическом витраже отдельные, фигурно вырезанные куски стекла скрепляются между собой свинцовыми перемычками, образующими узорчатый переплет. Главное достоинство витража в том, что он смотрится на просвет, сохраняя максимальную интенсивность цвета. Особое свойство витража – он способен преображать и оживлять окружающее пространство. Свет, преломляясь в цветном стекле, создает иллюзию нового яркого пространства (слайд 2)

Учитель Вспомните, где ранее использовалось цветное стекло в декоративных целях?

Ученики: в Древнем Египте. Также, древние римляне украшали пластинами из выдувного стекла окна зданий.

Учитель: Византийские мастера усовершенствовали способ изготовления цветных стекол, известный еще египтянам. Такие стекла впервые явились украшением окон собора святой Софии, построенного в 537 г. н. э. Сохранились два фрагмента, датируемых второй половиной IX в. Первый из них, с изображением головы святого, представляет собой часть витража Лоршского монастыря. Второй фрагмент из французского аббатства Вассенбург. На нем изображена голова Христа. Но самые старые из сохранившихся витражей Европы находятся в Германии. (слайд 3)

По мере совершенствования техники окраски и обработки стекла, совершенствуется и художественная роспись витражей. И именно во времена романской архитектуры витраж становится неотъемлемой частью убранства соборов. Растительный орнамент, а затем и изображения человеческих фигур стали украшать большие оконные проемы, смягчая тяжеловесность и лаконичность архитектурного стиля. Одним из лучших примеров техники того времени можно считать в витражи в храме Святой Софии, который был построен в Константинополе (слайд 4)

Витражи, таким образом, переняли на себя функции, некогда принадлежавшие фресковой живописи. Они стали основой для повествовательных религиозных или исторических картин. Кроме того, витражное освещение не зависело от погодных условийлюбой свет, проникающий в пространство храма, преломляясь и разбиваясь на спектральные оттенки, окрашивал внутренний интерьер необычайно богатой цветовой гаммой.

Какую роль играли витражи для простого народа, не умеющего читать?

Ученики Для простого народа, не имевшего возможности читать, эти картины в стекле были единственными повествователями истории. (слайд 5)

Учитель Назовите один из самых ранних памятников готической архитектуры.

Ученики: Собор в Шартре.

Учитель Одним из главных украшений собора в Шартре являются «окна-розетки» Главной фигурой сюжетов - Христос или Дева Мария. Такие окна считались указателем пути к познанию истины и спасению. Большая часть окон выполнена в лазурном цвете — цвете неба. Еще в XII в., монах Теофил писал: «Украшая потолки и стены храма различными изображениями и красками, ты тем самым являешь глазам верующего небесный рай, усеянный бесчисленными цветами». Готическая роза – символ божественной красоты. Её лепестки – бесконечное множество миров. Разрозненные элементы мира собраны в ней воедино. Она подобна восточной мандале – символу Вселенной (слайд 6)

XIV—XV вв. – время «высокой» готики. Яркое подтверждение томувосхитительный витражный ансамбль собора Сен Шапель в Париже, включающий 146 окон с 1359 различными сюжетами. Каждый витраж рассказывает библейскую историю ( слайд 7-9)

В эпоху Возрождения витраж теряет свои сакральные свойства.

В XVII в. скульптура и живопись занимают главенствующие позиции, почти не оставляя места витражу. Происходит как бы слияние живописи и витража в единое целое. Многие работы Нового времени, выполненные в стекле, скорее напоминают живописные полотна, нежели классический витраж. Потому более актуальным и востребованным становится фресковое искусство.

Лишь с XIX в. начинается новый плодотворный виток в истории витражного искусства. Художники и архитекторы обращают особое внимание на готику, стремясь использовать и совершенствовать навыки прошлого в настоящем. История витража периода модерна более всего связана с именем американца Луиса Комфорта Тиффани. Тиффани, совместно с Джоном Ла Фаржем, занимается разработкой новых технологий изготовления стекла и витражей. В 1900 г. витражные панно, окна и, особенно, лампы, от Тиффани стали «новой классикой» витражного искусства. Еще один выдающийся американец – архитектор Франк Ллойд Райт - одним из первых вводит в архитектуру обильное остекление. Архитектор говорил, что именно свет придает красоту зданиям. Застекленные участки повторяли геометрию всего здания, создавая неповторимый завершенный образ (слайд 10-11)

Абстракционизм, перенесенный на стекло Райтом, нашел своих последователей и в Европе. В начале XX в. выдающиеся работы создают Ян Торн-Приккер ,Марк Шагал, Анри Матисс. и др.

Сегодня сочетание стекла с металлом, деревом и даже бетоном стало новой реальностью витражного искусства, в котором давно нет единых стилевых тенденций и законов. Витражные работы, стилизованные под «готику», «Тиффани», «Райта» и т.д., первыми обозначили моду на витраж в современном интерьере. Сегодня современные мастерские предлагают полный спектр работ по стеклу (слайд 12)

Учитель: послушаем об истории витража в России.

Ученик рассказывает : Русская архитектура церквей, взявшая за основу византийский образец, совсем обошла вниманием витражное искусство. История витражного искусства в России начинается лишь в середине XIX в. и связана с приходом в стекольную промышленность европейского опыта. В XVII в. витражи все же появляются как украшение некоторых светских построек. Стеклянными окнами были расцвечены особенно богатые дома придворной знати. В ХIХ веке витраж впервые появляется в дворцовых интерьерах, а затем, следуя непременной моде, постепенно становится привычным элементом роскоши в убранстве дворянских и особенно купеческих особняков. Знаковым стало появление витража в православном храме в середине XIX в. Настоящий переворот произошел в связи с установкой огромного витража-иконы в алтарной части Исаакиевского собора Петербурга (витраж «Вознесение Христа») Впоследствии этот витраж выступал как образцовый иконографический тип для многих церквей России. Витражи появляются в эпоху 30-50-х гг. ХХ века и входят наряду с мозаикой, художественной росписью, скульптурой и т.д. Выдающиеся мастера сталинской эпохи создали необычайный по выразительности, эффектный самобытный стиль. Именно благодаря этому современный облик Москвы не мыслим уже без архитектуры метро, ВДНХ или «сталинских» высоток. Последующая советская архитектура 60—80-х гг. не принесла значительных достижений в области витражного искусства. Лишь начиная с 90-х гг. стали предприниматься первые попытки возрождения витражного искусства.

Закрепление темы (7 минут)

Учитель : Итак, ребята, давайте обобщим все то, о чем вы сегодня узнали на уроке.

Ученики: Витраж означает «стекло» и представляет собой декоративную композицию, выполненную из кусков разноцветного стекла. Именно во времена романской архитектуры витраж становится неотъемлемой частью убранства соборов, а также основой для повествовательных религиозных или исторических картин. В эпоху Возрождения витраж теряет свои сакральные свойства. Происходит как бы слияние живописи и витража в единое целое. Лишь с XIX в. начинается новый виток в истории витражного искусства. Художники и архитекторы обращают особое внимание на готику, стремясь использовать и совершенствовать навыки прошлого. Витражные работы, стилизованные под «готику», «Тиффани», «Райта» и т.д., первыми обозначили моду на витраж в современном интерьере. Русская архитектура церквей, взявшая за основу византийский образец, совсем обошла вниманием витражное искусство. Впервые в православном храме России витраж появляется в середине XIX в. (установка огромного витража-иконы в алтарной части Исаакиевского собора Петербурга). Советская архитектура 60—80-х гг. не принесла значительных достижений в области витражного искусства. Лишь начиная с 90-х гг. стали предприниматься первые попытки возрождения витражного искусства в России.

Домашнее задание (3 минуты)

Ребятам даются сообщения на выбор по теме

Во время показа презентации «История витражей» звучит музыкальная композиция — немецкого музыкального коллектива Gregorian, имитирующего григорианские распевы

Использованная литература:

Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от истоков до 17 века. 10 класс. Базовый уровень. – М.: Дрофа, 2014. – 366 с.

Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М., 2004.

«Искусство западной Европы», Л. Любимов, М., «Просвещение», 1976, с.107

Муратова К.М. Мастера французской готики. – М., 1988.

http://www.kulturologia.ru/blogs/060415/23970

 

Здесь будет файл: /data/edu/files/o1454250297.pptx (История витражей)


Здесь будет файл: /data/edu/files/t1454250426.mp3 (Музыкальная композиция имитирующая григорианские распевы)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.