12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лилия Шынасыловна Турбекова20

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Чебеньковская средняя общеобразовательная школа Оренбургского района


Конспект урока по географии «Население и хозяйство России»
Технология перевернутого обучения.
Тема урока «Географические особенности размещения населения России»


Целевая аудитория
(возраст, класс):

9 Б класс(14-15 лет)

Автор

Учитель географии Турбекова Лилия Шынасыловна

Номер урока и тема занятия:

Урок 16. Географические особенности размещения населения России

Учебно-методическое обеспечение урока

Учебник: Домогацких Е.М. Алексеевский Н.И., Клюев Н.Н. География. 9 класс, ООО «Русское слово - учебник», 2014;

Сайт «Решу ОГЭ – география»;

Видеохостинг «Ютуб»;

Сайт учителя на платформе Google https://sites.google.com/view/turbekowa/9-класс

Конструктор тестов Online Test Pad

Видеопроектор, ноутбук, доска, карточки с заданиями, контурные карты, карта плотности населения России

Тип урока

Комбинированный урок.

Технология ПЕРЕВЕРНУТОГО обучения

Планируемые
образовательные
результаты
(предметные,
метапредметные,
личностные):

Планируемые образовательные результаты:

Познавательные: познакомить с особенностями размещения населения России, установить причины неравномерного размещения населения, дать определение понятий «плотность населения», «зоны расселения»

Личностные: способствовать формированию и развитию умений и навыков исследовательской деятельности, умений анализировать статистические данные, способствовать развитию аналитических способностей, логического мышления и пространственного воображения.

Регулятивные: обеспечение условий для самостоятельного приобретения новых знаний, возможности управления своей учебной деятельностью, оценивание успешности усвоения учебного материала.

Коммуникативные: умение слушать, слышать и понимать партнера, согласованно выполнять совместную деятельность, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Планируемые результаты: знают особенности размещения населения по территории России, объясняют понятия «плотность населения», зоны размещения», умеют анализировать статистические материалы, умеют работать с тематическими картами.

Организационный этап урока

Проблемные вопросы
учебной темы:

- Взаимное приветствие


- Определение целей урока посредством мотивационных элементов:

Почему территория России заселена неравномерно?




Этап самостоятельного изучения нового материала дома с помощью видео – лекций



Цель: Обеспечить восприятие и осмысление новой информации, совершенствовать умение работать с различными источниками информации.

Ответить на вопросы (устно):

В каких районах мира сосредоточено большинство населения?

В чем особенность природы районов с наибольшей концентрацией населения?

Отчего зависит расселение человека на Земле?

Какие условия называют комфортными для проживания?


Посмотреть видеоурок на сайте учителя и составить конспект.

План конспекта:

Определение плотности

Плотность населения России.

Две зоны расселения.

Факторы, влияющие на расселение.

Повторить:

Субъекты РФ.

Площадь территории России.

Численность населения России.

Народы, проживающие на территории России.


Актуализация знаний




Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность

Фронтальный опрос: 15 мин.

Назовите тему урока, который вы изучили дома самостоятельно.

Какую цель мы поставим к сегодняшнему уроку?

Что такое плотность населения? (число жителей на единицу площади, измеряется в чел/км2)

Сколько человек проживает на территории РФ? (146 млн.)

Какова площадь территории России? (17,1 млн. км2)

Вычислить плотность населения РФ (8,5 чел/км2)

Вычислите плотность населения в Бангладеш и Австралии.

SБангладеш=144000 км2, численность населения 171 910 472 чел. (1194 чел/км2)

SАвстралии= 7 692 024 км², численность населения 26 120 886 чел. (3,40 чел/км2)

Сравните плотности населения в этих странах с плотностью в России? (показать на карте Бангладеш и Австралию)

Какие факторы влияют на заселенность? (природные условия, социально-экономические, история заселения территории)

Как меняется заселенность территории России? (уменьшается с запада на восток и с юга на север).

Какие зоны расселения выделяют на территории России? (главная полоса расселения и зона Сибири). Покажите на карте эти зоны.

Закрепление изученного материала. Работа в группах



Цель: сформировать общую активность класса, систематизировать информацию, развитие коммуникативных умений.


Групповая работа

Сегодня мы работаем с вами в группах. Правила работы в группе.

Работай тихо, чтобы не мешать остальным.

Совещайтесь с одноклассниками в полголоса.

Выполнил сам, помоги товарищу.


Решить задачи:8 мин.

Задание 1.

Пользуясь картой плотности населения, проведите на контурной карте северную границу Главной полосы расселения.

Отметьте наиболее крупные города, расположенные за пределами Главной полосы расселения.

t1666630426aa.gif

Задание 2.

Используя статистические данные, определить плотность населения.

Название региона

Население,

тыс. чел.

Площадь,

тыс. км²

Плотность населения,

чел/ км²

Россия

147976

17075


Северный район

5889

1466


Северо-Западный район

8052

211


Центральный район

29883

265


Поволжский район

16920

355


Северо - Кавказский район

17738

824


Уральский район

20461

2427


Западно - Сибирский район

15128

4123


Восточно - Сибирский район

9144

4123


Дальневосточный район

7505

6216


Калининградская область

932

114




Контроль. Тестирование полученных знаний

15 мин

Класс делится на 2 группы. 1 группа за ноутбуками проходят тестирование, 2 группа работают по карточкам над задачами по демографии (ОГЭ). По мере освобождения ноутбуков ученики из второй группы тоже проходят тестирование.

Тест для контроля знаний здесь: https://onlinetestpad.com/hmuybmixyhd2u

Рефлексия учебной деятельности

2 мин

Цель: осознать путь, который помог обучающимся осмыслить и понять основную идею урока

Подведем итог урока: Почему же территория России заселена неравномерно?


Ребята, новую тему вы изучили самостоятельно. Мне бы хотелось узнать ваше мнение, что для вас удобнее, самим изучать новый материал, затем в классе его закрепить с помощью учителя? Или когда учитель полностью объясняет тему, потом закрепляет?

Закончите предложения (3-4 человека)

Мне было интересно….

Мне было понятно что……

Вызывало затруднение….


Система учёта и оценки знаний учащихся:

Сообщение обучающимся оценок за урок





Задание 21 № 6893

В каких двух высказываниях содержится информация о воспроизводстве населения?

 

1) По итогам Всероссийской переписи населения 2010 г. численность городского населения в стране составляла 105,3 млн человек (74%), около трети горожан проживало в 12 городах-миллионерах.

2) В 2009 г. средняя плотность населения Северо-Кавказского федерального округа была одна из самых высоких в стране: 54 человека на 1 м2.

3) Число родившихся в РФ в январе — октябре 2012 г. выросло до 1586,9 тыс. человек против 1482,8 тыс. человек в январе — октябре 2011 г. При этом число умерших в январе — октябре 2012 г. сократилось до 1586,1 тыс. человек с 1610,2 тыс. человек годом ранее.

4) В 2009 г. в Москве было зарегистрировано 10,527 млн жителей, из них около 7 млн граждан трудоспособного возраста и 2,5 млн пенсионеров.

5) В 2011 г. число родившихся в Уральском федеральном округе превысило число умерших в 2010 г. на 18 472 человека.



Задание 21 № 6894

В каких двух высказываниях содержится информация о миграциях населения?

 

1) По данным Всероссийской переписи населения 2010 г., численность постоянного населения России составляла 142,9 млн человек.

2) В 2011 г. в Республику Бурятия на постоянное место жительства из других стран прибыло 490 человек, выехало в другие страны 82 человека.

3) В 2010 г. в России из городов в сельские населённые пункты прибыло 546 582 человека, что на 62 511 человек меньше, чем в 2009 г.

4) По данным Всероссийской переписи населения 2010 г., численность женщин превышала численность мужчин на 10,8 млн человек, или на 16,2%.

5) В 2010 г. население России проживало в 2386 городских населённых пунктах (городах и посёлках городского типа) и 134 тыс. сельских населённых пунктах.



Задания Д7 № 234

В каком из перечисленных регионов России средняя плотность населения наибольшая?

 

1) Ханты-Мансийский АО — Югра

2) Республика Саха (Якутия)

3) Чукотский АО

4) Омская область



Задания Д7 № 775

Какой из регионов, обозначенных буквами на карте России, имеет наибольшую среднюю плотность населения?

 

t1666630426ab.png

 

1) А

2) Б

3) В

4) Г


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.