12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Понизова Наталья Петровна27

Урок №47 «Орбитальное движение Земли»

 

Цель: создание условий для формирования у учащихся представлений о движении Земли вокруг Солнца.

Задачи:

обучающие: продолжить формирование умения устанавливать причинно- следственные связи на основе представления о движении Земли вокруг Солнца;

развивающие:

- продолжить работу над развитием учебно-познавательных умений и навыков, ставить цели, преобразовывать информацию, выделять главное, сравнивать и обобщать, делать выводы;

-продолжить работу по развитию навыков работы с картой и глобусом;

- развивать умение организовывать свою учебную деятельность;

воспитательные: способствовать формированию коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе учебно-исследовательской деятельности.

Планируемые результаты:

предметные:

выделять и объяснять существенные признаки и понятия

«земная ось», «экватор», «географический полюс», «тропик», «полярный круг», «полушарие», «точка зенита», «полярный день», «полярная ночь», «угол наклона земной оси»;

использовать эти термины для решения учебных задач по изучению географических следствий движения Земли вокруг Солнца;

находить условные линии на глобусе и карте

метапредметные:

познавательные УУД: умение вести самостоятельный поиск информации, её преобразование, логические УД (анализ, синтез, сравнение, обобщение, доказательство, установление причинно-следственных связей);

регулятивные УУД: умения организовывать свою деятельность, целеполагание (определять цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике), планирование, оценка способов достижения цели;

коммуникативные: планирование разрешения конфликтов, умение выражать свои мысли, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в коллективе;

личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества;

- формирование ответственного отношения к учению, познавательной и информационной культуры;

- формирование толерантности, как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.

Ресурсы урока: учебник, атлас стр.16-17,презентация ,тетрадь тренажер, электронное приложение к учебнику.

Тип урока: урок-практикум

Источники информации

Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5-6 класс

Атлас География. Планета Земля 5-6 класс

 

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Включить обучающихся в учебную деятельность

Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! Улыбнитесь друг другу, а теперь мне.

Приветствуют друг друга

Повторение домашнего задания

 

- Т/Т _______________________

- «Мои географические исследования» с.57 учебника, атлас с.14-15

- Тест электронного приложения

Выполняет весь класс

Выполняют несколько учеников по желанию, проверяем все.

Постановка учебной задачи

Основываясь на опорных знаниях учащихся по указанной теме, сформулировать задачи на данный урок.

 

«Случились вместе два астронома в пиру

И спорили весьма между собой в жару,

Один твердил: Земля, вертясь, круг Солнца ходит;

Другой – что Солнце все с собой планеты водит;

Один Коперник был, другой слыл Птолемей.

Тут повар спор решил усмешкою своей.

Хозяин спрашивал: - Ты звезд теченье знаешь?

Скажи: как ты о сем сомненье рассуждаешь?

Он дал такой ответ: - Что в том Коперник прав,

Я правду докажу, на Солнце не бывав.

Кто видел простака из поваров такого,

Который бы вертел очаг вокруг жаркого?»

(1761г)

Учитель: Выделить основную мысль и ключевое слово данного изречения.

Учащиеся: Вращение Земли вокруг Солнца.

 

А теперь прослушайте загадку. Отгадав её, вы поймёте, о каком вращении Земли мы будем говорить сегодня на уроке.

 

Земля вращается, вращается, вращается.

И на Земле вдруг представление начинается.

На сцене в свой черёд артисты появляются.

И выступление каждого артиста отличается.

Один, в костюме рыжем, слёзы льёт.

Другой, в одежде белой, снег метёт.

По воле третьего подснежник расцветает.

Ну а четвёртый ярким солнцем согревает.

2. Следствием какого движения является смена времён года?

3. Что ещё о движении Земли вокруг Солнца вы знаете из курса Окружающий мир?

4. Что бы вы ещё хотели узнать о вращении Земли вокруг Солнца?

Формируют задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают загадку, дают ответ – времена года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Называют: движение Земли вокруг Солнца.

 

 

Сообщение темы и цели урока

«Орбитальное движение Земли»

Записывают тему урока.

Называют: движение Земли по орбите, продолжительность движения по времени.

Изучение нового материала (Стадия осмысления)

Рассмотрите рисунок слайда.

 

- Как расположена ось земли?

- Каковы будут следствия такого расположения Земли?

 

Учебник (У) с.60

- Благодаря наклону оси Земля совершает оборот, вокруг совей оси за 24ч., а вокруг Солнца?
видео «Теллурий»

Посмотрите внимательно на слайд, где показан прибор – теллурий. Данный прибор показывает, как происходит вращение Земли вокруг Солнца.
Ось Земли расположена по отношению к плоскости орбиты под углом 66,50 . Поэтому Солнце освещает больше то северное, то южное полушарие.

 

- Каково главное следствие такого движения?
Задания для групп,

учебник с. 60-61,
Атлас с.14-15

Задание: Схема «Обращение Земли вокруг Солнца».

Беседа:

Ось изменяет свое положение? (Нет)

 

Одинаков ли угол, под которым падает солнечный свет по временам года? (Нет)

 

На схеме отмечены определенные дни, по одному на каждое время года. На какие месяцы они приходятся (март, июнь, сентябрь, декабрь).

 

Эти дни выбраны не случайно. Именно в эти дни Земля занимает уникальное положение по отношению к Солнцу.

 

На вопросы, связанные со сменой времен года поможет видеофильм «Годовое движение Земли вокруг Солнца».

 

Видеофильм просматривается с паузами, чтобы ребята успели уловить основные моменты.

 

Во время просмотра заполняется таблица (работа в группах, у ребят план ответов).

 

Это время играет музыка.
Группы готовы к работе!!!

 

Молодцы группы поработали хорошо.
Отдохнём немного и расслабимся, сделав зарядку.

Ось расположена вертикально. Нет движения вокруг оси. Не происходит смена дня и ночи, …

 

 

365 дней 6ч 9мин 9сек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смена времён года.
 

 

 

 

 

Работа в группах 4 минуты

 

 

Дата

Какое время года в нашей местности

Как называется этот день

Что характерно для этих дней

Где Солнце находится в зените

22 июня

лето

летнего солнцестояния

самая длинная ночь и самый короткий день

северный тропик

23 сентября

осень

осеннего равноденствия

день = ночи

экватор

22 декабря

зима

зимнего солнцестояния

самый длинный день и самая короткая ночь

южный тропик

21 марта

весна

весеннего равноденствия

день = ночи

экватор

 

 

Физминутка

Под песню «Гномики - комики»

Игра «Я - Земля»

Детям предлагается представить себя круглой Землёй. Учитель называет условные линии и точки, дети выполняют упражнения:

экватор – руки на поясе,

Северный полюс – руки на макушке головы,

Южный полюс – наклониться, дотронуться руками до кончиков пальцев на ногах,

Северное полушарие – руки на плечах,

Южное полушарие – руки на коленях.

 

Изучение нового материала

(Продолжение)

-Какое положение Солнца называют зенитом? Что это за линии, на которых Солнце бывает в зените? Ответ найдите в учебнике на с.60.
-Какие линии на карте называются полярными кругами?


 

Зенит - угол падения солнечных лучей – 90°
Линии на которых Солнце бывает в зените называются
тропиками.
Полярные круги – линии, где один раз в год бывают полярные ночь и день.

Первичное осмысление материала

Задание: Полученные знания закрепим, сделав рисунок в тетрадь.


- Используя атлас с.14-55, определите, в каком городе северного полушария 22 июня продолжительность дня будет наибольшая: Париж, Москва, Каир?

 

Изучение нового материала

(Продолжение

Полярные круги и тропики служат границей поясов освещённости.

 

-Рассмотрите рисунок в учебнике, назовите пояса освещённости. Используя слайд, назовите особенности природы в этих поясах.

Зарисовывают в тетрадь рисунок.
Продолжительность светового дня
Париж 49°с.ш.
Москва 56° с.ш.
Каир 30°с.ш.
Москва расположена севернее и, следовательно, продолжительность светового дня наибольшая.

 

Жаркий пояс – жарко, сухо или много осадков.
Умеренный пояс – четыре времени года.
Холодный пояс – холодно, снег.

Проверка усвоения знаний

Прочитайте отрывок из поэмы А.С. Пушкина:

...Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц и светла

Адмиралтейская игла.

 

И, не пуская тьму ночную

На золотые небеса,

Одна заря сменить другую

Спешит, дав ночи полчаса.

 

Ответьте на вопросы:

Какое время года описывается в отрывке?

О каком времени суток говорится в этом отрывке?

Почему поэт читает без лампады?

О каком городе России идет речь?

 

Проверка усвоения знаний

Б) Задание для групп:

«Если в Северной Америке лето, то в Южной Америке _______ .»

«В России лето начинается в июне, а в Австралии ________ .»

«Если в России зима, то в Северной Америке _______.»

«В России весна начинается в марте, а в Южной Америке в марте начинается ______ .»

- Определите, какая территория лучше прогревается солнцем?

- В каком направлении вращается Земля вокруг Солнца?

 

Этап подведения итогов

 

Рефлексия

Самооценка «Оцените свою работу!»

А) всё понял, могу этот материал объяснить другому – 5 баллов

Б) я сам всё понял, но объяснить другому не берусь – 4 балла

В) для полного понимания мне нужно всё повторить – 3 балла

Г) я ничего не понял – 2 балла

 

 

Анализ работы в классе

Расставьте смайлики по 3 бальной системе

 

Как было б скучно без ошибок-

Вопрос – ответ, вопрос – ответ…

Но знаний мир довольно зыбок,

В нем непреложных истин нет

 

И ты не бойся ошибиться:

Ведь ты на то и ученик.

Твоя ошибка, может статься

В открытье превратится через миг.

 

Самооценка

Выставление итоговых оценок

 



 

Задание для групп:

1 задание. «Если в Северной Америке лето, то в Южной Америке _______ .»

«В России лето начинается в июне, а в Австралии ________ .»

«Если в России зима, то в Северной Америке _______.»

«В России весна начинается в марте, а в Южной Америке в марте начинается ______ .»

- Определите, какая территория лучше прогревается солнцем?

- В каком направлении вращается Земля вокруг Солнца?

2 задание.

Прочитайте отрывок из поэмы А.С. Пушкина:

...Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц и светла

Адмиралтейская игла.

 

И, не пуская тьму ночную

На золотые небеса,

Одна заря сменить другую

Спешит, дав ночи полчаса.

 

Ответьте на вопросы:

Какое время года описывается в отрывке?

О каком времени суток говорится в этом отрывке?

Почему поэт читает без лампады?

О каком городе России идет речь?


 

Задание для групп:

1 задание. «Если в Северной Америке лето, то в Южной Америке _______ .»

«В России лето начинается в июне, а в Австралии ________ .»

«Если в России зима, то в Северной Америке _______.»

«В России весна начинается в марте, а в Южной Америке в марте начинается ______ .»

- Определите, какая территория лучше прогревается солнцем?

- В каком направлении вращается Земля вокруг Солнца?

2 задание.

Прочитайте отрывок из поэмы А.С. Пушкина:

...Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц и светла

Адмиралтейская игла.

 

И, не пуская тьму ночную

На золотые небеса,

Одна заря сменить другую

Спешит, дав ночи полчаса.

 

Ответьте на вопросы:

Какое время года описывается в отрывке?

О каком времени суток говорится в этом отрывке?

Почему поэт читает без лампады?

О каком городе России идет речь?


 


 

Времена года в поэзии.

Н.Некрасов

Зима.

Не ветер бушует над бором.

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит - хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

 

А.Пушкин

Весна.

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года...

 

А.Майков

Лето.

Пахнет сеном над лугами...

В песне душу веселя.

Бабы с граблями рядами

Ходят, сено шевеля...

 

А.Пушкин

Осень.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

 

 

Задания для работы в группах

Задание №1 (лето): Прочитайте материал учебника на стр.60-61, и ответьте на следующие вопросы:

Рисунок, с какой буквой показывает положение Земли по отношению к Солнцу летом?

Какое полушарие освещено больше, какое - меньше?

На какой параллели Солнце расположено в зените?

Какого числа и месяца Солнце будет находиться в зените на данной параллели?

Как называется такая дата?

 

Задание №3 (осень): Прочитайте материал учебника на стр. 60-61, и ответьте на следующие вопросы:

Рисунок, с какой буквой показывает положение Земли по отношению к Солнцу осенью?

Какое полушарие освещено больше, какое - меньше? Или освещены -равномерно?

На какой параллели Солнце расположено в зените?

Какого числа и месяца Солнце будет находиться в зените на данной параллели?

Как называется такая дата?

 

Задание №2 (зима): Прочитайте материал учебника на стр. 60-61, и ответьте на следующие вопросы:

Рисунок, с какой буквой показывает положение Земли по отношению к Солнцу зимой?

Какое полушарие освещено больше, какое - меньше?

На какой параллели Солнце расположено в зените?

Какого числа и месяца Солнце будет находиться в зените на данной параллели?

Как называется такая дата?

 

Задание №4 (весна): Прочитайте материал учебника на стр. 60-61, и ответьте на следующие вопросы:

Рисунок, с какой буквой показывает положение Земли по отношению к Солнцу весной?

Какое полушарие освещено больше, какое - меньше? Или освещены – равномерно?

На какой параллели Солнце расположено в зените?

Какого числа и месяца Солнце будет находиться в зените на данной параллели?

Как называется такая дата?

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.