12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сидоренко Юлия Сергеевна380
Россия, Ростовская обл., Матвеев Курган
Материал размещён в группе «Уроки географии»
1

Конспект урока по географии на тему: "Транспорт. Роль транспорта. Виды транспорта. Преимущества и недостатки транспорта Донецкой области"

Сидоренко Юлия Сергеевна

учитель географии

Новоамвросиевской ОШ IIII ступеней Амвросиевского района


Конспект урока по географии (9 класс)

Тема: Транспорт. Роль транспорта. Виды транспорта. Преимущества и недостатки транспорта Донецкой области.

Цель:

    Образовательная: сформировать знания о транспорте; рассмотреть роль транспорта в Донецкой области; рассмотреть преимущества и недостатки.

    Развивающая: развить познавательные умения (выделять главное, составлять схемо-конспект, устанавливать причинно-следственные связи); развивать умение и навыки работы с картами; их анализ и сопоставление, умение делать обобщения и выводы; научится анализировать статистическую информацию.

    Воспитательная: воспитать важность изучения географии, любознательность и краеведческий подход.

Оборудование: карта Донецкой области, раздаточный материал.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания.

Задание 1.

Дайте ответы на вопросы

    Какое значение имеет животноводство?

    Какие отрасли сельского хозяйства выгодно развивать вокруг крупных городов? Почему?

    Докажите на примерах взаимозависимость животноводства и растениеводства.

    Проблемы и перспективы развития животноводства нашего края.

    Назовите природно-географические условия, которые способствуют развитию сельского хозяйства.

    Перечислите трудоемкие отрасли растениеводства.

    Какая существует связь между растениеводством и пищевой промышленностью.

    Почему именно зерновое хозяйство является основой земледелия?

Задание 2.

Сделайте схему «Структура сельского хозяйства»

3.Сообщение темы, цели, задач урока.

Транспорт – специфическая отрасль хозяйства. Он не создает, как другие производственные секторы, новых материальных ценностей Результатом работы транспорта бы перемещение грузов и людей Велика роль отрасли в повышении уровня жизни населения. В транспорте занято около 6% работающих в хозяйстве.

4.Изучение нового материала.

Общая характеристика отрасли.

Транспорт – одна из наиболее важных отраслей материального производства, которая обеспечивает потребности населения и хозяйства во всех видах перевозок. Транспорт осуществляет связь между производством и потребителем, промышленностью и сельским хозяйством, обеспечивает внутренние и внешние экономические связи.

Важнейшая особенность транспорта заключается в том, что он сам не производит продукцию, а только участвует в ее создании, обеспечивая производство оборудованием, материалами, сырьем, и доставляя готовую продукцию потребителю. Транспортные издержки включаются в себестоимость продукции.

О работе транспорта можно судить по его пассажирообороту, который измеряется в пассажиро-километрах, и грузообороту, измеряемому в тоннокилометрах.

Пассажирооборот – это количество пассажиров, перевозимых за определенный период на определенное расстояние.

Грузооборот – это количество грузов, перевозимых за определенный период на определенное расстояние.

Существует классификация видов транспорта:

Рис. 1. Виды транспорта

Каждый вид транспорта имеет свои особенности, но для обеспечения работы хозяйственного комплекса необходима четкая и согласованная работа всех видов транспорта.

Рис. 2. Перевозки груза по видам транспорта Нашего края в 2013 г.(млн.т)

Железнодорожный транспорт

Железнодорожный транспорт – самый старый вид транспорта в области.

С 60-х годов ХІХ столетия начинается формирование железнодорожной сети.

Первой была построена железная дорога Лозовая–Славянск–Иловайск– Таганрог. Постепенно сеть железных дорог разрасталась, связывая между собой важнейшие пункты – Ясиноватую, Никитовку, Бахмут, Дебальцево.

Сейчас наш край имеет наибольшую плотность железнодорожной сети. Железные дороги в нашем крае одни из наиболее грузонапряженных. Развитие железнодорожного транспорта в нашем крае объясняется необходимостью транспортного обслуживания развитого производства.

Железнодорожный транспорт перевозит грузы и пассажиров по рельсовым дорогам. Это крупное многоотраслевое хозяйство. В его состав

входят железнодорожные пути, железнодорожные станции, предприятия по обслуживанию железнодорожных путей, локомотивов, вагонов и т. п.

Рис. 3, 4. Железнодорожный вокзал г. Донецк

Наиболее эффективен железнодорожный транспорт для перевозки грузов на дальние расстояния, потому что он практически не зависит от погодных условий и времени года.

Железнодорожные магистрали разных направлений, пересекаясь, образуют железнодорожные узлы. Наиболее крупными в нашего края являются: Ясиноватая, Дебальцево, Волноваха, Иловайск, Красноармейск, Красный Лиман, Донецк.

Железнодорожным транспортом перевозят каменный уголь и кокс, железную руду, чугун, сталь, прокат, нефть и нефтепродукты, строительные материалы. Грузооборот железнодорожного транспорта области составляет 24 млрд. т. км.

Рис. 5 Карта железнодорожных дорог Донецкой области

Автомобильный транспорт.

Автомобильный транспорт наиболее эффективен при перевозках на короткие расстояния. Главным его преимуществом является то, что это практически единственный вид транспорта, который подвозит груз до дверей потребителя. Он обладает большой маневренностью, возможностью доставлять грузы непосредственно потребителям, без промежуточных перегрузок.

Развитию автомобильного транспорта способствует равнинный рельеф территории нашего края. Область имеет разветвленную автомобильную связь с другими регионами Украины и югом России.

Шоссейные магистральные и городские дороги оснащены сетью современных автозаправочных станций, которые предоставляют полный набор услуг и отвечают международным стандартам. По территории области проходят главные автомобильные дороги, которые осуществляют международные и межрегиональные перевозки: Киев–Донецк, Донецк–Луганск, Донецк–Кировоград, Харьков–Ростов-на-Дону, Донецк–Ростов-на-Дону. Донецк является главным автомобильно-транспортным узлом. Грузооборот автомобильного транспорта нашего края составил 4,4 млрд. т. км в 2013 году.

Морской транспорт.

Большое значение для экономики области имеет морской транспорт. Наш край имеет благоприятные условия для развития морского транспорта.

Азовское море почти не замерзает зимой. Через Керченский пролив, проливы Босфор и Дарданеллы, оно связано с Черным и Средиземным морями, что дает выход в Атлантику и Мировой океан.

В пределах области расположен крупнейший порт Азовского моря – Мариуполь. Он принадлежит Азовскому морскому пароходству, которое связано с 320 портами, расположенными в 65 странах мира. Пропускная способность порта составляет 15 млн. тонн грузов в год. Полный комплекс таможенных услуг и высокое качество систем коммуникаций делают порт важным импортно-экспортным центром региона. Порт имеет 17 причалов, которые позволяют принимать суда длиной 240 м и посадкой 8 м. Порт соединен железной и автомобильной дорогами, воздушным транспортом со многими странами.

В Мариупольском порту в 2013 году было обработано 15329,1 тыс. т.

грузов, из них экспортных – 89,7 %. Основными экспортными грузами являются каменный уголь, железная руда, нефть и нефтепродукты, зерно, строительные материалы.

Рис. 6 Мариупольский порт (Донецкая область)

Авиационный транспорт.

Преимуществом этого вида транспорта является высокая скорость передвижения. Он перевозит срочные грузы, скоропортящиеся продукты. Но объем перевозимых грузов относительно невелик из-за его дороговизны.

Важнейшая задача авиационного транспорта – перевозка пассажиров на дальние расстояния. По объему пассажирских перевозок он занимает третье место (после автомобильного и железнодорожного транспорта).

Авиационный транспорт в нашем крае представлен крупными аэропортами в Донецке и Мариуполе. Пасажиро-транспортный аэродром функционирует в г. Краматорске. Авиакомпании работают на внутренних и международных маршрутах. В 2013 году перевезено 9,1 тысяч пассажиров. География перевозок охватывает страны СНГ, Европы и Ближнего Востока.

Рис. 7 Донецкий аэропорт Рис. 8. Мариупольский аэропорт

Другие виды транспорта.

Для транспортировки нефти, нефтепродуктов и газа для промышленного развития и бытового обслуживания населения в области существует сеть трубопроводов.

Наш край имеет широкую сеть электронного транспорта. Его задача – транспортирование электрической энергии от места производства к потребителю. Линии электропередач объединены в ГАЭК «Донецк-облэнерго», ГАЭ «Донбассэнерго».

Рис. 9 Трамваи на улицах Донецка

Основное назначение городского транспорта – перевозка пассажиров. От эффективности его работы зависят ритмичность работы всего хозяйственного комплекса, согласованность и взаимодействие транспортных магистралей. К основным видам городского транспорта относятся троллейбусное, трамвайное и автобусное сообщения. В области 11 городов имеют троллейбусное сообщение, 9 – трамвайное, практически все города имеют автобусное сообщение.

Проблемы и перспективы развития.

Стабильная работа всех видов транспорта является неотъемлемым условием нормального функционирования экономики всей области. Поэтому необходимо поддерживать такой уровень развития транспорта, который позволял бы при любых условиях удовлетворять жизненно важные потребности экономики и населения в перевозках, обеспечивая его конкурентоспособность на внутреннем и международном рынках.

Приоритетные направления развития:

    строительство и реконструкция сети путей сообщения, терминалов, пунктов, пропуска транспорта через границу;

    обновление подвижного состава, технико-технологическая модернизация, развитие информационной сети;

    внедрение мер, которые обеспечат быстрое, непрерывное, безопасное продвижение внешнеторговых и транзитных грузов;

    пополнение и модернизация парков транспортных средств всех видов транспорта; - применение прогрессивных технологий;

    внедрение систем скоростного движения.

Рис. 10 Линии электропередач Кураховской ГРЭС

5.Закрепление изученного материала.

Задание 1.

Дайте ответы на вопросы

1.Назовите виды транспорта, которые отвечают таким характеристикам: самый быстрый, медленный, маневренный, имеет наибольшую себестоимость перевозок, имеет наименьшую себестоимость перевозок.

2. Охарактеризуйте роль и значение транспорта в хозяйственном комплексе региона.

3. Объясните на конкретном примере, в чем проявляется негативное влияние транспорта на окружающую среду. Охарактеризуйте существующие пути решения этой проблемы, предложите собственные.

4. Сравните железнодорожный и автомобильные виды транспорта. Назовите отличительные и общие черты. 5. Дайте характеристику разным видам транспорта по плану:

1) Особенности данного вида транспорта (грузы, достоинства и недостатки).

2) Доля в грузообороте транспорта.

3) Главные направления магистралей.

4) Проблемы и перспективы.

5) Влияние транспорта на окружающую среду. 6) Географическая задача.

Задание 2.

Ответьте на тестовые задания:

1. Самый дорогой вид транспорта?

а) автомобильный; б) авиационный; в) морской.

2. Главное преимущество автомобильного транспорта?

а) это сезонный вид транспорта; б) он берет много груза;

в) он перевозит основную массу пассажиров; г) он мобильный.

3. Самые дешевые перевозки –

а) железнодорожные; б) автомобильные; в) морские.

4. Погодные условия особенно сильно влияют на работу...

а)  авиационного транспорта; б) автомобильного; в) трубопроводного.

6.Итог урока.

7. Домашнее задание. Выучить конспект. § 26.

Опубликовано в группе «Уроки географии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.