12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Ершова Надежда Алексеевна2702 Россия, Тюменская обл., Тюмень Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Конспект урока по географии "Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды", 7 класс
Методическая разработка конспекта урока по географии.
Автор: Ершова Н.А., учитель географии МАОУ Московская СОШ Тюменского муниципального района Тюменская область.
Предмет: география
Класс: 7
Тема урока: Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель урока: изучить положение материка на планете, познакомиться с историей ее освоения. Сформировать знания о роли морских мореплавателей в открытии Антарктиды, о роли России в современно исследовании материка.
Планируемые результаты:
Предметные: выявлять своеобразие географического положения Антарктиды.
Познавательные: выделять наиболее существенные признаки объектов и явлений; самостоятельно анализировать картографическую информацию.
Регулятивные: выполнять задание по предложенному плану, самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.
Коммуникативные: работать в коллективе, выстраивать продуктивное взаимодействие со сверстниками.
Оборудование: физическая карта мира, физическая карта Антарктиды, атлас, видеоматериалы, электронная презентация, маршрутные листы.
Презентация к данному уроку опубликована на сайте урок.рф по ссылке: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/prezentatciya_po_teme_antarktida_geograficheskoe_po_053158.html
Видеофрагмент к данному уроку можно просмотреть по ссылке:
Маршрутный лист к уроку: приложение 1.
План-конспект урока | |||
Этапы урока | Вре-мя | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Приветствие. Организационный момент | |||
Слайд 1. | 15:10- 15:11 | Ребята, посмотрите на соседа слева, посмотрите на соседа справа. Улыбнитесь соседу слева, улыбнитесь соседу справа. Спинки выровняйте. Здравствуйте, присаживайтесь! | Приветствие учителя |
Актуализация знаний | |||
Слайд 2. | 15:11- 15:17 | Проверка организации рабочих мест. -Мы продолжаем путешествие по материкам Земли. У вас на столах лежат маршрутные листы, переверните их и подпишите. -Вспомните, на каком материке мы побывали последний раз? Предлагаю вам отправиться в путешествие по лабиринту Австралии. Ваша цель пройти с левого верхнего угла в правый нижний. Из собранных букв необходимо собрать слово или словосочетание. | Подписывают маршрутные листы Разгадывают лабиринт, записывают буквы, из полученных букв собирают слово «Антарктида» |
Целеполагание. Мотивация учебной деятельности | |||
Слайд 3 | 15:17- 15:18 | - Сформулируйте тему урока, и запишите ее в маршрутный лист. - О чем будем говорить сегодня? Какую цель мы можем перед собой поставить, знакомясь с новым для нас материком? - Мы будем выполнять упражнения по принципу 5*5 (5 заданий по 5 вопросов). | Осмысливают вопрос и формулируют цель урока. |
Создание проблемной ситуации | |||
Слайд 4 | 15:18- 15:21 | 1 задание называется «Бой с тенью». Наша задача вспомнить все знания о материке и ответить на вопросы. Ответы запишите в столбике «Как Вы думаете?» цифрами 1 или 2. | Выполняют задание |
Первичное усвоение новых знаний | |||
Видеофрагмент | 15:21- 15:27 | Что нужно, чтобы справиться с поставленной целью? Предлагаю просмотреть видеофрагмент и выполнить 2 задание. При просмотре видеофрагмента выделите и запишите 5 главных особенностей материка. Видеофрагмент доступен по ссылке: -Что нового вы ребята узнали, просмотрев видеоролик? | отвечают на вопрос Просматривают видеоролик, конспектируют опорные слова - озвучивают ответы на задание |
15:27- 15:29 | Изучение каждого материка мы с вами начинаем по определенному плану. Давайте его вспомним. | План описания материка: 1. ГП. История исследования, 2. климат, 3. рельеф, 4. органический мир. | |
Слайд 5 | 15:29-15:34 | -Мы с Вами решили, что поговорим сегодня о ГП. Давайте вспомним подробный план описания ГП. При помощи карт атласа и просмотренного видеоролика выполните задание 3 «Назовите 5 особенностей физико-географического положения Антарктиды» | Отношение к экватору Отношение к полюсам тропикам, нулевому меридиану. Моря, океаны Крайние точки |
Слайд 6 | 15:34-15:37 | - Мы с вами говорим: «Антарктида, Антарктида», а что же означает это слово? Давайте найдем эту информацию в учебнике. Если мы с вами обратимся к учебнику, то узнаем, | Открыли учебник и прочитали, что Антарктида- земля, расположенная напротив Северной полярной области. |
Слайд 7 | 15:37-15:42 | Обратимся к нашим маршрутным листам. Выполните 4 задание. Вам необходимо прочитать текст и выделить основные достижения первооткрывателей. На выполнение заданий у вас есть 5 минут. | Читают текст и заполняют таблицу |
Первичное закрепление материала | |||
Слайд 8 | 15:42- 15:45 | -Итак, мы практически завершили наше путешествие по материку на этом уроке, давайте обратимся к нашему 5 заданию «Знаем, плавали». Перед Вами цифровой диктант. Выберите 5 верных утверждений, обведите кружком их порядковые номера. | Выполняют задание |
Рефлексия. Инструктаж домашнего задания. Подведение итогов | |||
Слайд 9 | 15:45- 15:48 | - Предлагаю вернуться обратно к 1 заданию и заполнить второй столбец «А как на самом деле?!» За каждое совпадение ваших первоначальных ответов с правильными- проставьте по 1 баллу. | Выполняют задание 1, подводят итоги |
Домашнее задание Слайд 10 | 15:48- 15:50 | Домашнее задание: прочитать параграф и выполнить задания в контурных картах на стр.8. Объяснение заданий в контурных картах. Подведение итогов урока. - Передайте маршрутные листы на первую парту, проверьте, чтобы они оказались подписанными. Всем спасибо за урок! | Записывают ДЗ, уточняют неясные задания в контурных картах. |
Источники информации:
Учебник «География. География материков и океанов. 7 класс» Авторы: Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А.
Рабочая тетрадь к учебнику В.А. Коринской, И.В. Душиной, В.А. Щенева.
Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География»
«Поурочные разработки по географии. 7 класс» Автор: Е.А. Жижина.
Атлас «География. 7 класс». Издательство Дрофа.
Электронное приложение к учебнику «География. География материков и океанов. 7 класс» Авторы: Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. на образовательной платформе
Полный комплект материалов для уроков по географии в 7-м классе (ФГОС) на образовательной платформе
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Маршрутный лист
ФИ _____________________________
_________________________________ Класс_______________________
Дата ________________________
Тема урока: ____________________________________________________________________________________________
Вопрос | Как Вы думаете? | А как на самом деле? | Баллы |
1. Какой материк – Африка (1) или Южная Америка (2)- расположен ближе к Антарктиде? | |||
2. Антарктиду отделяет от южной Америки Магелланов пролив (1) или пролив Дрейка (2)? | |||
3. Антарктический полуостров расположен ближе к Африке (1) или Австралии(2)? | |||
4. Море Уэделла находится к востоку (1) или к западу (2) от Антарктического полуострова? | |||
5. У Антарктиды 4 крайних точки (1) или меньше (2)? |
Задание 1. «Бой с тенью».
Задание 2. Просмотрите видеоролик и запишите 5 главных особенностей материка. | Баллы | |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. | ||
Задание 3. Назовите 5 особенностей физико-географического положения Антарктиды. | Баллы | |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. | ||
Задание 4. Прочитайте текст и выделите основные достижения путешественников Антарктиды. | Баллы | |
Дж. Кук | ||
Ф.Ф. Беллинсгаузен | ||
М.П. Лазарев | ||
Р. Амундсен | ||
Р. Скотт | ||
Джеймс Кук не раз пересекал Южный полярный круг, но пробиться сквозь льды к материку он так и не смог. Он пришёл к мрачным выводам, что «земли, которые могут находиться на юге, никогда не будут исследованы... эта страна обречена природой на вечный холод». Результаты экспедиции Джеймса Кука надолго охладили желание мореплавателей пускаться в рискованные плавания на поиски материка
Лишь в 1819 г. была организована первая русская антарктическая экспедиция на судах «Восток» и «Мирный» под командой Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и Михаила Петровича Лазарева, которая обошла вокруг неведомого материка, вплотную подходила к его берегам и открыла множество островов. 1820 год, когда экспедиция впервые подходила к берегам Антарктиды, принято считать годом её открытия, положившего начало интенсивному изучению береговой зоны Южного континента.
14 декабря 1911 г. норвежцем Руалем Амундсеном, а месяцем позже — 18 января 1912 г. — англичанином Робертом Скоттом был достигнут Южный полюс. Это было величайшее географическое открытие. Учёные получили первые сведения о внутренних районах материка. Но достались они дорогой ценой. Группа Роберта Скотта погибла на обратном пути, не дойдя всего нескольких километров до базы, где были продукты и топливо. В ноябре 1912 г. спасательный отряд нашёл палатку, а в ней замёрзшие тела.
Задание 5. Цифровой диктант «Знаем, плавали!»
Выберите 5 верных утверждений, обведите кружком их порядковые номера.
Почти весь материк расположен в пределах Южного полярного круга.
Из всех материков к Антарктиде ближе всех находится Австралия.
Экспедиции Амундсена и Скотта первыми побывали на Южном полюсе.
От Южной Америки Антарктида отделена проливом Дрейка.
Название Антарктида» в переводе с греческого языка означает «полярный».
Антарктида омывается водами двух океанов.
Антарктида не принадлежит ни одному государству.
На территории Антарктиды расположены пять российских станций.
Всего баллов _________________________
Домашнее задание:
_____________________________________________________________________
Комментарии (17)
сменить сортировкуВам спасибо за совет!
Отредактировано 17-06-2021 23:45
Я побывала у Вас на странице, почерпнула много познавательной информации для себя. Спасибо за полезную информацию!