12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Макарова Ирина Александровна366
Люблю работу, детей, жизнь.
Россия, Татарстан респ., Казань
Материал размещён в группе «Учителю татарского языка»

5в сыйныфы

Тема: Люблю природу. Производные имена существительные.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

гражданско-патриотического воспитания:

- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

- активное участие в жизни семьи, родного края, страны;

патриотического воспитания:

- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;

духовно-нравственного воспитания:

- готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;

эстетического воспитания:

- осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

- осознание ценности жизни;

- ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни

- умение принимать себя и других, не осуждая;

- умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;

- сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

трудового воспитания:

- установка на активное участие в решении практических задач, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять деятельность;

- интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;

- уважение к труду и результатам трудовой деятельности;

экологического воспитания:

- осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;

ценности научного познания:

- овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;

- овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;

личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды, включают:

- способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

- способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

- умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее - оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;

- способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия;

- быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

универсальными учебными познавательными действиями:

базовые логические действия:

- выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

- устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);

базовые исследовательские действия:

- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

работа с информацией:

- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

- оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;

- эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.

овладеет универсальными учебными учебными коммуникативными действиями:

общение:

- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;

- выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

- в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

совместная деятельность:

- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

- уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

- планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);

- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;

- сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.

Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.

В результате изучения предмета «Государственный (татарский) язык Республики Татарстан» в 5 классе обучающийся овладеет универсальными учебными регулятивными действиями:

самоорганизация:

- выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;

- ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;

- делать выбор и брать ответственность за решение;

самоконтроль:

- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

- давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;

- учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

- вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

- оценивать соответствие результата цели и условиям;

эмоциональный интеллект:

- различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

- выявлять и анализировать причины эмоций;

- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;

- регулировать способ выражения эмоций;

принятие себя и других:

- осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

- признавать свое право на ошибку и такое же право другого;

- принимать себя и других, не осуждая;

- открытость себе и другим;

- осознавать невозможность контролировать все вокруг.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

- совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

- использование коммуникативно-эстетических возможностей татарского языка;

- расширение и систематизация научных знаний о татарском языке;

- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на татарском языке адекватно ситуации и стилю общения;

Обучающийся научится:

Аудирование

- воспринимать на слух и понимать звучащие до 1 минуты несложные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова и неизученные языковые явления, не препятствующие решению коммуникативной задачи с пониманием основного содержания текстов или запрашиваемой информации.

Говорение

- вести разные виды диалога в стандартных ситуациях общения (диалог этикетного характера, диалог-побуждение к действию, диалог-расспрос) объемом не менее 6–7 реплик со стороны каждого собеседника в рамках тематического содержания речи с вербальными и (или) невербальными опорами или без них с соблюдением норм речевого этикета;

- создавать устные связные монологические высказывания (описание / характеристика, повествование / сообщение) объемом не менее 6–7 фраз с вербальными и (или) невербальными опорами или без них в рамках тематического содержания речи;

- передавать основное содержание прочитанного / прослушанного текста; представлять результаты выполненной проектной работы объемом не менее не менее 6–7 фраз;

- кратко излагать результаты выполненной проектной работы (объем – не менее 6–7 фраз).

Смысловое чтение

- читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты разного вида, жанра и стиля объемом 130–140 слов, содержащие незнакомые слова и отдельные неизученные языковые явления, не препятствующие решению коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания (определять тему, главную идею текста), пониманием запрашиваемой информации, полным пониманием содержания;

- читать несплошные тексты (таблицы, диаграммы, схемы) и понимать представленную в них информацию.

Письменная речь

- выписывать из текста слова, словосочетания, предложения в соответствии с коммуникативной задачей;

- писать ответы на заданные вопросы с использованием изученного лексико-грамматического материала;

- составлять и записывать текст по изученной теме;

- выполнять письменные творческие задания;







-Сәлам, дустым! Хәлләр ничек?....

- Бездә кыш, кар ява, ә ерак Африкада ничек икән? Җырлыйбызмы? (3 кл. Зоопаркта. җыр)

- Бу нинди рәсем? Нәрсәләрне күрәсез?

-Бу Казан шәһәре. Кабан күле. Камал театры. Камышлар үсә. Фонтаннарны күрәбез. Эскәмияләр бар. Педагогик университет.

-Дөрес. Без үткән дәрестә нинди текст укыдык?

- Кабан күле турында риваят.

- Сүзләрне ничек ятладыгыз икән. Туп ыргытам. Сүзләрне тикшерәм.

Легенда- риваят

Хан сарае- ханский дворец

Сокровище – хәзинә

Алтын – золото

Богатство – байлык

Враг – дошман

Яуларга – завоевать

Башкала – столица

- Кабан күле кайда урнашкан?

- Казан шәһәре уртасында.

- Казан шәһәре элек нинди булган?

- Бик зур, бик матур һәм бай булган.

-Хан сараенда нәрсәләр күп булган?

- Хәзинәләр, байлыклар, алтыннар күп булган.

- Дошманнар нигә килгәннәр?

- Казанны яуларга килгәннәр.

- Казан ханы алтыннарны кая ташлаган?

- Кабан күленә ташлаган.

- Син риваяткә ышанасынмы?

- Әзрәк ышанам, әзрәк юк. Тарихта Казан ханы бай булган, Казанны дошманнар яулаганнар. Ә алтыннарны күлгә ташлаганына ышанмыйм.

-Сезгә рәсемнәр тәкъдим ителә. Нишләргә кирәк?

-Аларны текст эчтәлеге буенча дөрес урнаштырырга һәм сөйләргә кирәк.

t1684181575aa.png



Укучылар, сезнең алда рәсемнәр. Уйлагыз, нәрсә турында укырбыз икән?!

Балаларның җаваплары.

Өстәлләрдә текст. Укып чыгыгыз.

Текстны укып чыгыгыз.

...

Элек Кабан түгәрәк күл булган. Күл буенда куе таллар үскән. Күл тирәсендә куе урманнар, сазлыклар урнашкан. Урманда гел төн кебек караңгы булган. Анда еланнар, хайваннар яшәгән.

Кешеләр дә урманга керергә курыкканнар. Күлгә кабан дуңгызлары гына килеп су эчкәннәр, ди. Менә шуңа күрә аны Кабан күле дип атаганнар.

2. Анламаган сүзләрнең астына сызыгыз.

3.Исем бирегез. Язып куегыз.

4.Текст нәрсә турында?

5.Бу текст хикәяме? Риваятме? Каян белдең?

Сүзләр өстендә эш.

Текст укыла. Диктор тәрҗемә итеп бара.

Укучылар, бу рәсемнәр ни өчен бирелгән?

Текст буенча урнаштырырга.

Әйе, эшлибез. 2 минут вакыт бирәм.

2 нче рәсем беренче була.

Әйе, җөмләсе ничек?

Элек Кабан түгәрәк күл булган.

4 нче рәсем икенче. Күл буенда куе таллар үскән.

5 нче рәсем өченче. Күл тирәсендә куе урманнар, сазлыклар урнашкан.

1 нче рәсем дүртенче. Анда еланнар, хайваннар яшәгән.

3 нче рәсем бишенче. Күлгә кабан дуңгызлары гына килеп су эчкәннәр, ди. Менә шуңа күрә аны Кабан күле дип атаганнар.

Бик дөрес. Бер укучы килеп чыккан текстны укый.

Текстка сораулар уйлыйбыз.

Кабан күле нинди булган? Анда нәрсәләр үскән? Күл тирәсендә нәрсәләр урнашкан? Урманда якты булганмы? Кешеләр урманга кергәннәрме? Ә нәрсәләр күлгә килгән? Алар ни өчен килгәннәр? Ни өчен бу күл Кабан күле дип аталган?

Бик яхшы! Без бүген нинди темага сөйләшәбез соң?

Табигать турында.

Дөрес. Сез табигатьне яратасызмы? Табигатьтә сәяхәт итәсезме? Кая бардыгыз?

Мин табигатьне яратам. Без гаилә белән походка бардык. Анда гитарада уйнадык. Шашлык пешердек. .....

Ягез, җырны җырлап алыйк әле. (Энем белән икәүләп... (4кл))

Укучылар, экранда нинди сүзләр?(Экранда зур, киң, биек, озын, тирән сыйфатлары)

Сыйфатлар.

Әйе. Зур большой. Үзгәртәбез. Величина ничек була?

Зурлык.

Ничек ясалган?

- лык суффиксы белән.

Зур - зурлык – величина

илнең зурлыгы – величина страны

кырның зурлыгы – величина, площадь поле

болынның зурлыгы – величина луга

киң – киңлек – ширина

елганың киңлеге – ширина реки

юлның киңлеге – ширина дороги

биек – биеклек – высота

тауның биеклеге – высота горы

агачның биеклеге – высота дерева

озын-озынлык – длина

елганың озынлыгы – длина реки

юлның озынлыгы – длина дороги

тирән-тирәнлек- глубина

күлнең тирәнлеге – глубина озера

суның тирәнлеге – глубина воды

Сыйфаттан нинди сүзләр ясалган?

Исемнәр.

Дөрес.

40 бит, 3 нче күнегү. Нишләргә кирәк?

Диалогны укырга кирәк.

.... укый. Диктор тәрҗемә итеп бара.

Укучылар, хәзер шушы информацияне кулланып диалогны үзгәртәбез.

t1684181575ab.png

5 төрле диалог төзелә.

Табышмакларның җавабын табабыз, рәсеме белән тоташтырабыз.

t1684181575ac.png

Чылбыр буйлап бер-беребезгә сорау бирәбез. Җавап бирә алмаса, башка кешегә күчәбез.

1. Нәрсә ага?

Күл агамы?

Елга ничек ага?

Күлнең суы нинди?

Диңгезнең суы тозлымы, тозсызмы?

Диңгездә нәрсәләр яши?

Елга саймы, тирәнме?

Диңгез сай буламы?

Балыксыз диңгез буламы?

Күлдә нәрсәләр яши?

Мин табышмак әйтәм. Ул зур да, кечкенә дә була. Анда агачлар, чәчәкләр, үләннәр күп. Кешеләр анда ял итәләр. Ул нәрсә?

Урман.

Дөрес. Кем табышмак уйлый?

Җаваплар тыңлана.

Укучылар, табигатьне яратучы кешеләр нинди һөнәргә өйрәнә?

Геолог, биолог, сәяхәтче, зоотехник, агроном, урманчы, ветеринар, умартачы, эколог.

Дөрес. Аларга нинди сыйфатлар кирәк?

Игтибарлы, максатчан, иҗади, ярдәмчел, гадел, ягымлы, акыллы, батыр, җаваплы, җитди, тыйнак, тырыш, эшчән, игелекле булырга кирәк.

Табигатьтә төрле хәлләр була. Янгын булса, суга батсан, авырсан нинди һөнәр кешеләре ярдәм итәчәк?

Коткаручылар, янгын сүндерүчеләр, табиблар.

Балаларны кемнәр укыта?

Укытучылар.

Табигатьтәге чүпләрне кемнәр җыя?

Җыештыручылар.

Сез дә һөнәр сайлыйсыздыр. Ягез, “Нинди һөнәр сайларга” җырын җырлыйк әле. (3 кл. Яхшы һөнәр)

Афәрин. Укучылар, без бүген ниләр эшләдек?

Укыдык, рәсемнәрне таптык, тәрҗемә иттек. Сөйләдек, җырладык.

Нинди темага сөйләштек?

Табигать темасына.

Кемнәр барсын да аңлады, кул күтәрегез?

Кемнәр әз генә аңлап бетермәде?

Кемнәр бик күп аңламады?

Кемнәргә дәрес ошады. Шәп булды?

Кемнәргә ошамады. Начар булды?

Кемнәргә яхшы булды?

Рәхмәт.

Өй эше: Табигать турында кызыклы факт табарга яки табышмак уйларга.





Опубликовано в группе «Учителю татарского языка»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.