12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Зобнина Татьяна Николаевна31
Россия, Новосибирская обл.

Тема мастер – класса: «Магия воды и красок». Эбру-терапия в работе с детьми с ОВЗ.

Цель: Формирование представлений у участников мастер-класса о новом нетрадиционном способе рисования «Эбру».

Задачи: 

1. Создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса. 

2.  Показать, основной способ рисования красками на воде.

3. Распространение педагогического опыта. 

 

Технике Эбру 2 тысячи лет. Это рисование на воде специальными красками, не растворяющимися в воде, а затем перенос рисунка на бумагу. Искусство Эбру зародилось в 11в. До сих пор не известно, когда и где возникло это искусство. Искусствоведы предполагают, что это искусство возникло в Китае, Индии и Турции, и даже ее использовали Сибирские шаманы.

Слово «Эбру» означает «похожий на облака» или «ветер и облака». В Европе рисунки «Эбру» стали называть «Турецкая бумага». В эпоху Оттоманской империи шедевры с рисунком под мрамор создавались в самых разнообразных формах, начиная от традиционной до филигранной работы. Эбру различных форм создавались на бумаге для государственных указов (грамотах), для оформления различных книг, а так же украшали ткани. Сама техника держится в секрете, известны только некоторые моменты. В эбру используются только натуральные материалы. Вязкость воды увеличена путем добавления нектара Гевена (горные колючки), в краски добавлена бычья желчь, чтобы они могли оставаться на поверхности воды.

В Европу искусство Эбру пришло в 17веке и в основном использовалось в книгоиздательстве. Эбру – это рисование, в основе которого лежат правильные природные формы, а именно круг (рисунок из одной точки). Каждая капля которая попадает в воду, приобретает форму круга, который мы можем преобразовать абсолютно в любую желаемую форму. Такое рисование развивает воображение, мышление, а так же возможность ребенку и взрослому почувствовать себя настоящим художником и получить удовольствие от творчества.

 

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

   (В. А. Сухомлинский)  

 

Творчество – самая любимая вещь для детей, поэтому дети с охотой соглашаются на арт-терапию и более того, сами с удовольствием и с нетерпением ждут следующего сеанса.

В настоящее время использование разнообразных арт-терапевтических технологий приобретает все большее значение в сфере реабилитационной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития. 

У детей с ограниченными возможностями здоровья очень часто наблюдается незрелость эмоциональной сферы, нарушения личностного развития такие как: пониженная самооценка, высокая тревожность, агрессивность, инфантилизм, пассивность либо чрезмерная активность, плохая концентрация внимания, низкий коммуникативный статус. Такие дети чаще всего имеют истощенную нервную систему, они стрессово и эмоционально неустойчивы, раздражительны, подвержены быстрому утомлению. Эти дети не умеют гармонично взаимодействовать сами с собой, с социумом, с внешним миром.

Естественно, арт-терапия не волшебное направление, которое может избавить человека от всех бед и разных проблем. Но все же, недооценивать его положительное воздействие тоже нельзя.

Рисование на воде – очень бережный и безопасный метод терапии. Этим он особенно хорош для детей. Эбру – терапия помогает справиться со многими проблемами и активно используется в развитии и подготовке ребёнка к современной жизни в семье, в детском саду.

Эбру относится к «правополушарному» рисованию. Это не академическое рисование по заданным образцам, а раскрытие творческой индивидуальности человека. Это рисование эмоциями и чувствами. 

Методика позволяет детям преодолеть трудности, выплеснуть отрицательные эмоции, расслабиться и получить много положительных эмоций. Эбру–терапия также позволяет работать со страхами, тревожностью, замкнутостью и агрессивностью. Помогает снять напряжение, происходит гармонизация эмоциональной сферы ребенка, повышается способность к социальной адаптации, коррекция неврозов и неврозоподобных состояний. 

Таким образом, вся творческая деятельность ребенка с ОВЗ является важным элементом его развития. Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс рисования. Главное, научить ребенка полностью отдаваться рисованию на воде, не планировать заранее результат, ведь он всегда будет уникальным и неповторимым. Кроме того, в Эбру нет почти ничего, что нельзя исправить. В этом заключаются дополнительные ресурсы для коррекционно-реабилитационной практики.

Побочным продуктом арт-терапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.

Таким образом, арт – терапевтический метод эбру интересен, необычен, обладает множеством неоспоримых плюсов, подходит для работы с широким кругом клиентов самого разного возраста и спектром проблем. 

Рефлексия: Уважаемые коллеги, всё ли вам было понятно в содержании мастер –класса?

- Чему вы научились?

- Что для вас было интересным?

- Будите ли вы использовать полученные сегодня знания?

- Как вы оцениваете работу мастер –класса?

Уважаемые коллеги, благодарю вас за участие в мастер - классе. Желаем вам творческих успехов.

Опубликовано


Комментарии (2)

Голдина Лилия Вильевна, 09.08.19 в 16:43 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, очень интересно. А какие краски нужно использовать? Можно ли представить готовые работы, чтобы посмотреть?
Голдина Лилия Вильевна, 09.08.19 в 16:56 0Ответить Пожаловаться
Прикреплен совсем другой файл, не по теме мастер-класса.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.