12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Татьяна Викторовна Артемчук30

Мастер-класс для педагогов: «Всё дело в шляпе- метод Шесть шляп мышления»

Здравствуйте, дорогие коллеги. Я очень рада видеть вас на нашем мастер-классе. Надеюсь, что он будет для вас интересным и полезным и принесёт вам много положительных эмоций.

Сегодня мы поговорим о методе, который позволяет развить гибкость ума, креативность и помогает структурировать наши идеи. Каждое мгновение у нас в голове проносится вихрь мыслей, переживаний, воспоминаний, сомнений. Задумывались ли вы, как можно разложить все по полочкам и ещё легко научить этому детей, в форме игры?

А поможет нам в этом метод шести шляп Эдварда де Боно, психолога, автора серии книг, специалиста в области развития творческого мышления. Рассмотрим подробнее, в чем суть этого метода.

Идея шести шляп основана на критическом мышлении. Это разновидность мозгового штурма. Здесь разные подходы и идеи уживаются вместе. Они не противопоставляются друг другу, а помогают рассмотреть ситуацию с разных сторон, найти новое, неожиданное решение.

Почему именно «шляпы» мышления?

Когда-то без шляпы не выходил на улицу ни один уважающий себя человек. Новая шляпа – новый образ. Так и с нашими мыслешляпами. Каждую из этих шести шляп можно надеть и снять в любой удобный момент, а вместе с ней поменять и образ мыслей.

Каждая шляпа имеет свой цвет, что определяет направление развития мысли. Сейчас я вам расскажу о каждой шляпе, и мы немного потренируемся их использовать.

Белая шляпа- роль учёного. Всё внимание на информацию и факты.

Красная шляпа - роль художника, артиста. Примеряя этот образ, мы даем волю для выхода чувств, погружаемся в свои переживания, прислушиваемся к своему сердцу.

Черная шляпа - роль осторожного, критичного человека. Она предполагает использование логического мышления и анализа. Вот где можно и нужно рассмотреть сложности и недостатки, обнаружить подводные камни.

Желтая шляпа - роль оптимиста, позитивного и уверенного человека. Надеваем ее и верим в лучшее, концентрируемся на поиске достоинств и преимуществ.

Зеленая шляпа - роль креативщика. Упор делается на поиске новых решений, творческом и нестандартном взгляде на происходящее.

Синяя шляпа – роль руководителя. Шляпа над шляпами. Она обобщает деятельность всех шляп, организовывает весь процесс, ставит цели, контролирует исполнение, подводит общие итоги и делает выводы.

Итак, приём «Шесть шляп мышления» помогает осветить проблему с разных сторон, развить внимательность и многозадачность мышления. Учит договариваться, находить верное решение в конфликтной ситуации, достигать соглашений, выговаривать накопленные эмоции.

Как работать с приемом «Шесть шляп мышления» на уроках:

Задается проблемная ситуация (вопрос, текст). Эта ситуация изначально должна быть многовариантной и не должна иметь однозначного ответа или решения.

Класс делится на шесть групп. Каждая выбирает себе одну шляпу (по жребию или по желанию).

Управляет игрой учитель – устанавливает правила, следит за их выполнением, распределяет роли, делает записи, подводит итоги. Учитель – это синяя шляпа. 

Порядок смены шляп не строгий, но рекомендуется сначала узнать всю информацию в белой шляпе, перейти к оцениванию риска и поиску недостатков в черной шляпе. Желтые помогут определить положительные стороны.

После этого приходит время зеленой, творческой шляпы. На этом этапе важно усилить позитивные стороны и ослабить негативные.

Красная шляпа надевается на короткое время. Она позволяет дать выход эмоциям, послушать внутренний голос.

7. Последний этап — использование синей шляпы. Учитель подводит итоги.

Опытным путем выбирается оптимальная последовательность работы со шляпами, так как здесь нет жесткого регламента, диктующего очередность.


Сегодня мы с вами попробуем примерить на себя эти цветные шляпы. Наша тема для обсуждения: «Учитель - блогер».

- Выбираем цвет и начинаем. На выполнение работы дается 10 минут.

затем делимся своими находками. Удачи!



Всем спасибо за внимание и участие!





Прием «Шесть шляп мышления»

Белая шляпа – роль ученого. В ней мы собираем, анализируем и обобщаем данные, не оцениваем. Вопросы, которые нас интересуют:

Что мы знаем?

Что не знаем?

Что нужно узнать?

Как и где взять необходимую информацию?


Красная шляпа – роль художника, артиста. В ней мы всецело погружаемся в свои переживания, эмоции, ощущения, прислушиваемся к своему сердцу, доверяем. Она иррациональна, чувствительна и спонтанна. Вопросы красной шляпы:

Чего я хочу на самом деле?

Что я чувствую?

Что говорит моя интуиция?

Что для меня важно?


Черная шляпа – роль осторожного, критичного человека. Она предполагает использование логического мышления и анализа. Вот где можно и нужно рассмотреть сложности и недостатки, обнаружить подводные камни, но без страха, провести тщательный анализ предполагаемых проблем. Актуальные для этой роли вопросы:

Чего мне опасаться?

Какие слабые моменты?

Какие трудности могут быть?

Каких ошибок нужно избежать?


Желтая шляпа – роль оптимиста, позитивного и уверенного человека. Надеваем ее и верим в лучшее, в свои силы, видим хорошие перспективы и твердо уверены в благоприятном исходе. Вопросы, важные здесь:

Каким способом достичь?

Какие возможности для меня открываются?

Как усовершенствовать?

Какие сильные стороны?

Насколько интересна эта идея?


Зеленая шляпа – роль креативщика, индивидуалиста. Упор делается на поиске новых решений, творческом и нестандартном взгляде на происходящее. Это неординарность и нетипичное поведение. Зеленая шляпа спрашивает:

Как выбрать и то, и другое?

Что еще можно поменять?

Каким образом сделать еще интереснее?

Как лучше решить проблему?

Синяя шляпа – роль руководителя, человека, управляющего всеми процессами. Шляпа над шляпами. Она обобщает деятельность всех шляп-ролей, организовывает весь процесс, ставит цели, контролирует исполнение, подводит общие итоги и делает выводы. В этой роли мы задаем такие вопросы:

Какие задачи?

Что делать в первую очередь?

Как распределить обязанности?

К какому результату мы стремимся?

Какие выводы можно сделать?



«Шесть шляп мышления»

БЕЛАЯ – объективные цифры и факты

Факты и цифры без интерпретаций, без аргументации.

Какой мы обладаем информацией?

Какая нам нужна информация?

КРАСНАЯ – эмоциональное видение

Что я ощущаю в данный момент?

Что говорит интуиция и мой внутренний голос?

ЧЕРНАЯ - критик

Какие проблемы возникнут?

На что обратить внимание в первую очередь?

В чем заключается главная опасность.

ЖЕЛТАЯ – логический оптимизм

Какие преимущества у этой идеи или решения?

В чем заключаются положительные стороны?

В чем состоит ценность?

Почему это сработает?

ЗЕЛЕНАЯ – творчество, новые идеи

Какие творческие идеи я могу предложить?

Есть ли альтернативные варианты?

Как преодолеть проблемы и трудности, о которых узнали от черной шляпы?

Здесь можно не ограничивать фантазию и предлагать необычные, а, возможно, и странные идеи. После их нужно проанализировать, используя желтую и черную шляпы.

СИНЯЯ – руководитель.

Синюю шляпу надевает человек, который руководит процессом. Он задает его направление и подводит итоги в конце.

Синюю шляпу по праву считают особенной. Она отвечает за рефлексивное мышление, предполагает восприятие и переработку полученной информации.

Какие цели мы преследуем?

Промежуточные итоги

Выводы. Принятие решений.



































Примерные ответы:

Белая шляпа: 11 августа 2022года Экспертный совет Минпросвещения России утвердил первый состав Совета учителей-блогеров. Членами совета стали 26 практикующих педагогов – преподаватели школ, колледжей и ВУЗов. Обязательным условием было наличие аудитории не менее 1 тысячи человек в любой из действующих в России социальных сетей.

Как сообщил советник Министра просвещения России Антон Назаров, экспертная комиссия получила более 270 заявок из 59 регионов страны. Больше всего заявок поступило из Московской и Ленинградской областей, Краснодарского края.

Цель создания нового объединения – формирование позитивного имиджа профессии педагога и популяризация деятельности работников сферы образования среди граждан.


Черная шляпа:

Вас могут не понять родители, родственники и друзья.

В большинстве случаев нестабильный доход.

Высокая конкуренция. Не все блогеры становятся популярными. Токсичные комментарии.

Блогер должен отдавать не менее 5-6 часов в день на работу.

Если у вас не будет оригинального контента, то ваш канал или страницу быстро заблокируют.

Нужно вкладывать свои деньги в раскрутку, в рекламу.

Можно нарваться на мошенников и обманщиков, которые либо не заплатят вам за рекламу, либо сами не выполнят условия договора.

Первое время придётся работать бесплатно.

Наконец, блогинг подходит не для каждого человека. Если вам нечего сказать миру, то лучше наберитесь опыта и расширьте кругозор в своей жизни.

Жёлтая шляпа:

Прекрасная возможность для творческой самореализации.

Постоянное развитие. Популярность.

Хорошие гонорары или бартерные соглашения с рекламодателями, если блог успешный.

Общение. Ведение своего блога дает большой простор для общения как со своей аудиторией, так и с коллегами. Десятки, сотни, или тысячи людей будут рады поболтать с вами.

Блоггер — это очень талантливый человек, который знает основы тайм-маркетинга, обладает отличной выдержкой, умеет контролировать свои эмоции.

Блогинг можно совмещать с основной работой.

Отличный способом выразить себя, показать свою жизнь и найти сторонников. Здесь вы можете рассказать всему миру о своих идеях и увидеть, что вас поддерживают.

Учитель становится ближе к детям, ребята лучше узнают его работу и могут активно с ним общаться в интернете. 

Красная шляпа: моя интуиция подсказывает мне, что блогинг – это очень перспективное направление в деятельности учителя. Гибкий график, возможность дополнительного заработка. У вас нет руководителя, сам себе начальник. Тебя узнают, к тебе прислушиваются, на тебя подписываются, тебя рекомендуют другим учителям. Признание. Это не передаваемое чувство, когда люди ждут твоих видео, прислушиваются к твоему мнению, и готовы тебя поддержать.Для некоторых людей блогинг - это способ выразить себя, показать свою жизнь и найти сторонников. Здесь вы можете рассказать всему миру о своих идеях и увидеть, что вас поддерживают. Несмотря на то что может быть и критика, вас все равно поддержат в данной ситуации. Блогеры помогают узнать людям что-то новое: новости, полезную информацию, лайфхаки.

Зелёная шляпа: Учителя-блоггеры, ведут обучение детей онлайн посредством блогов. Они создали образовательный канал "Учат в блоге", где выкладывают образовательный контент. В своих видеороликах педагоги по разным предметам встречаются с блогерами, с которыми бросают друг другу вызовы. Например, преподаватель по истории сошелся на ринге с блогером Сашей Новиковым: молодой человек должен был отгадать российских императриц по их портретам, а историку предстояло узнать популярных тиктокеров по фото. Вместе с интересными заданиями учителя рассказывают школьникам некоторые факты из учебной программы, преподнося это легко и весело.

Синяя шляпа: итак, коллеги мы примерили на себя все шляпы и настало время подвести итог. Цель нашей встречи было: рассмотреть тему Учитель блогер с разных сторон.

Блогинг может быть, как хобби, так и профессией. Популярный блогер– универсальный человек: гибкий, идейный, постоянно развивающийся, грамотный и, конечно, конкурентоспособный.

Блогерство даёт «возможность отрефлексировать происходящее на работе и в мире образования» и «быть в курсе того, чем живут дети: что смотрят, слушают», кому-то помогает «наладить контакт с учениками», кому-то позволяет показать «другую сторону учёбы, менее официальную, более живую».

Блогосфера – прекрасная ниша для саморазвития, самовыражения педагога. Однако всё не так просто. Есть несколько основных факторов, которые необходимо учитывать, если педагог всё-таки решил завести свой блог. 

1. Время. Чтобы подготовить декорации, записать и смонтировать самое простое видео, начинающий блогер тратит в среднем 4-5 часов. У педагогов, как правило, свободного времени очень мало. 

2. Стрессоустойчивость. Люди, посмотревшие видеосюжет педагога, могут оставлять комментарии. Не все комментарии будут положительные.

3. Творческое вдохновение. Все мы знаем, что педагог – творческая профессия. Но, если человек привык творить только при наличии вдохновения, блогером быть сложно. Чтобы сохранить свою аудиторию, необходимо систематично выкладывать новые сюжеты, их будут ждать. 

4. Идти в ногу со временем. Блогерство стремительно развивается, соответственно и требования аудитории растут. Это касается качества видео, его наполнения, оборудования и различных веб-инструментов. Не будет развития – не будет аудитории.

Блогерство – это долгосрочный проект. Не каждый осмелится им заниматься. Но, если «все звезды сойдутся», и педагог решится стать блогером, от этой деятельности он получит:

- платформу для работы с родителями;

- один из удобных способов размещения, поиска и обмена информацией;

- возможность самопрезентации.

- возможность саморазвития в любой области;

- новый инструмент организации обучения с массой преимуществ;

- увлекательный способ организации внеурочной работы;

- престижное хобби, которое позволяет отвлечься от монотонной работы и завоевать интерес и уважение школьной аудитории. 

Главное помнить, что к педагогам-блогерам требования гораздо строже, чем к простому блогеру – родители особенно за этим следят. Обязательно нужно уделить внимание не только речи, но и одежде, макияжу и обстановке.

Ведение блога – непростое занятие, но очень интересное и перспективное. Так что если есть идеи и желание вести блог, дерзайте! Выбор за вами, дорогие коллеги!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.