12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Виктория Евгеньевна Попова68 |
Рабочая программа по математике для ууо 1 класс по ФГОС
Пояснительная записка
( к предмету: «Математика», 1 класс для детей с умеренной умственной отсталостью)
(3ч. в неделю, 102ч. в год)
Программа составлена на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта 2 вариант
- школьного учебного плана школы на 2015-2016 учебный год,
- программы для специальных (коррекционных) учреждений для «Обучение детей с выраженным
недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы» / под ред. М. Бгажноковой. – М.:
Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
Цель программы:
Развитие социально-бытовых навыков у детей с выраженной умственной отсталостью для успешной адаптации в обществе.
Задачи программы:
Формирование элементарных математических представлений на комплексной основе с использованием разных видов деятельности: игровой, элементарно трудовой, конструктивной, изобразительной.
Коррекционные задачи:
уточнение уровня сформированности элементарных математических представлений у учащихся;
определение потенциальных возможностей развития элементарных математических представлений у учащихся;
формирование у детей положительного эмоционального отношения к урокам по развитию элементарных математических представлений;
развитие интереса и положительного отношения к играм и игрушкам;
формирование умения адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением (совместно с взрослым, по подражанию действиям взрослого);
развитие интереса и потребности к эмоциональному общению с педагогом и с детьми по ходу занятия (с использованием вербальных и невербальных средств);
формирование и закрепление у детей социально – бытовых навыков, связанных с использованием элементарных математических представлений.
В процессе обучения элементарным математическим представлениям используются следующие методы и приемы обучения:
совместные действия детей и взрослого;
действия по подражанию действиям учителя;
действия по образцу, по словесной инструкции;
приёмы наложения и приложения, обводки шаблонов, трафаретов для закрепления представлений о форме, величине и количестве предметов;
элементарные счётные действия с множеством предметов на основе слухового, тактильного, зрительного восприятия;
воспроизведение величины, формы предметов, цифры с помощью пантомимических средств (показ руками), на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов, изображений цифр;
предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога формы, количества предметов в окружающей действительности, в игровой ситуации, на картинке;
соотнесение натуральных предметов с объёмными и предметными изображениями;
подготовительные наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями в природе в разное время года, изменениями, происходящими в течение дня с целью формирования временных представлений;
обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для последующего более точного использования в процессе математической деятельности.
Основные межпредметные связи строятся по линиям:
Математика - устная речь;
Математика - окружающий природный мир;
Математика - чтение
Математика - письмо
Тематическое планирование определяет порядок и последовательность реализации содержания образования предмета «Математика» в 1 классе, предъявляемых учащимся поурочно. Тематическое планирование соответствует учебной нагрузке, которая определена учебным планом.
Количество часов на изучение предмета «Математика» в 1 классе
Класс | Количество часов на курс | Количество часов в неделю |
1 класс | 102ч | 3ч |
Распределение количество часов по четвертям
1четверть | 2четверть | 3четверть | 4четверть | Итого |
27ч | 21ч | 27ч | 27ч | 102ч |
Количество часов по основным разделам математики
Наименование основных разделов | Четверть | ||||
1ч. | 2ч. | 3ч. | 4ч. | Всего часов | |
1.Введение в арифметику | 2ч. | - | - | - | 14ч. |
2. Распознавание основных цветов | 6ч. | - | - | - | 6ч. |
3. Свойства предметов | 6ч. | - | - | - | 6ч. |
4. Сравнение предметов по размерам | 13ч. | 3ч. | - | - | 16ч. |
5. Сравнение предметов по тяжести | - | 2ч. | - | - | 2ч. |
6. Сравнение групп предметов | - | 7ч. | - | - | 7ч. |
7. Сравнение количества жидкости | - | 3ч. | - | - | 3ч. |
8. Сравнение количества сыпучих веществ | - | 3ч. | - | - | 3ч. |
9. Положение предметов в пространстве | - | 3ч. | 5ч. | - | 8ч. |
10. Узнавание и называние простейших явлений погоды | - | - | 5ч. | - | 5ч. |
11. Перемещение в пространстве | - | - | 5ч. | - | 5ч. |
12. Части тела | - | - | 3ч. | - | 3ч. |
13. Геометрические фигуры | - | - | 9ч. | 6ч. | 15ч. |
14. Сравнение предметов по величине | - | - | - | 13ч. | 13ч. |
15. Число и цифра 1 | - | - | - | 8ч. | 8ч. |
Всего часов | 27ч. | 21ч. | 27ч. | 27ч. | 102ч. |
Критерии оценивания учащихся:
Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития должна ориентировать образовательный процесс на введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства, достижение возможных результатов освоения содержания АООП.
По итогам усвоения или не усвоения полученных знаний, умений и навыков учащимся выставляется «Усвоил»(у) либо «Не усвоил».(н/у) программный материал. Промежуточные отметки не выставляются.
Планирование коррекционной работы
по предмету «Математика» в 1 классе
№ | Основные темы программы | Количество часов по теме | Коррекционная работа |
1 | Введение в арифметику | 2ч. | - Развитие зрительного восприятия; - Развитие мелкой и общей моторки; - Формирование операций мышления; - Обогащение словарного запаса; |
2 | Распознавание основных цветов | 6ч. | - Развитие тактильно-двигательного восприятия; - Формирование практических способов ориентировки; - Развитие речи; - Формирование мышления (анализ). - Формирование умения производить дифференциацию по одному из признаков: цвет, форма, размер. |
3 | Свойства предметов | 6ч. | - Развивать произвольную память; - Развитие способность переключать внимание; - Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; - Развивать аналитико-синтетическую деятельность; - Формирование умения производить дифференциацию по одному из признаков: цвет, форма, размер. |
4 | Сравнение предметов по размерам | 16ч. | - Коррекция восприятия длительности временного интервала; - Формирование логического мышления: операции сравнения; - Развивать непроизвольное внимание с использованием разнообразных раздражителей (слуховых, зрительных); - Формирование умения производить дифференциацию по одному из признаков: цвет, форма, размер; - Развитие памяти; - Развитии мелкой моторики. |
5 | Сравнение предметов по тяжести | 2ч. | - Корригировать устойчивость и распределение внимания; - Развивать память. |
6 | Сравнение групп предметов | 7ч. | - Развивать произвольную память; - Развитие способность переключать внимание; - Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; - Развивать аналитико-синтетическую деятельность; - Формирование умения производить дифференциацию по одному из признаков: цвет, форма, размер. |
7 | Сравнение количества жидкости | 3ч. | - Коррекция устойчивости и распределения внимания; - Коррекция мышления: формирование элементов логического мышления; - Развивать непроизвольное внимание с использованием разнообразных раздражителей (слуховых, зрительных). |
8 | Сравнение количества сыпучих веществ | 3ч. | - Формирование умения производить дифференциацию по заданному признаку: цвет, форма, размер; - Коррекция вербальной памяти; - Расширение и уточнение словарного запаса. |
9 | Положение предметов в пространстве | 8ч. | - Формирование умения производить дифференциацию по заданному признаку: цвет, форма, размер; - Развитие речи учащихся; - Коррекция мышления: операций обобщения, анализа и классификации; - Развитие тактильно-двигательного восприятия; - Формирование практических способов ориентировки; - Развитие пространственной ориентировки. |
10 | Узнавание и называние простейших явлений погоды | 5ч. | - Коррекция зрительно восприятия; - Расширение и уточнение словарного запаса; - Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи; - Формирование произвольного внимания; - Развития умения концентрироваться на зрительных образах; - Формирование мышления (анализ - синтез). |
11 | Перемещение в пространстве | 5ч. | - Формирование пространственной ориентировки; - Развитие зрительного восприятия, тактильно-двигательного восприятия; - Развитие пространственной ориентировки; - Развитие мелкой и общей моторики; - Развитие и обогащение словаря. |
12 | Части тела | 3ч. | - Коррекция мелкой моторики; - Коррекция устойчивости и распределения внимания; - Развитие память. |
13 | Геометрические фигуры | 15ч. | - Формирование элементов логического мышления; - Формирование зрительного и тактильного восприятия; - Формирование элементов логического мышления; - Развитие мелкой моторики, координации и согласованности движений; - Развитие фразовой речи - Формирование умения производить дифференциацию по заданному признаку: цвет, форма, размер; |
14 | Сравнение предметов по величине | 13ч. | - Коррекция зрительного восприятия; - Развитие концентрации и произвольности внимания, оперативной памяти; - Коррекция процессов запоминания и воспроизведения; - Развитие тактильно-двигательного восприятия; - Формирование умения производить дифференциацию по одному из признаков: большой – маленький, толстый – тонкий, высокий – низкий; - Формирование практических способов ориентировки; - Формирование умения переносить полученные знания в другие ситуации; - Формирование мышления |
15 | Число и цифра 1 | 8ч. | - Формирование элементов логического и абстрактного мышления; - Расширение и уточнение словаря; - Формирование логического мышления; - Коррекция концентрации внимания, способности к переключению внимания; - Коррекция мышления: операций обобщения, анализа и классификации. |
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню подготовки обучающихся 1(социального) класса представлены в программе «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы» / под ред. М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2007.
Дети должны уметь:
адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением (совместно с взрослым, по подражанию действиям взрослого);
использовать социально – бытовых навыки, связанных с использованием элементарных математических представлений.
иметь положительное эмоционального отношения к урокам по развитию элементарных математических представлений;
действовать совместно со взрослым
действовать по подражанию действиям учителя;
действия по образцу, по словесной инструкции;
владеть приёмами наложения и приложения, обводки шаблонов, трафаретов для закрепления представлений о форме, величине и количестве предметов;
выполнять элементарные счётные действия с множеством предметов на основе слухового, тактильного, зрительного восприятия;
воспроизводить величины, формы предметов, цифры с помощью пантомимических средств (показ руками), на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов, изображений цифр;
самостоятельно рассматривать, называть формы, количества предметов в окружающей действительности, в игровой ситуации, на картинке;
соотносить натуральные предметы с объёмными и предметными изображениями;
Предметные результаты освоения АООП
Математические представления:
1) элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления:
умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности;
умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости;
умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один - много).
Учебно-методический комплекс.
Базовое обеспечение:
«Математика» 1 класс, Т.В. Алышева , Москва «Просвещение» 2013г.
Дидактические пособия для учителя:
Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе 8 вида: учебник для вузов-М.:Владос,1999.
Математика и конструирование в 1 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Пособие для учителя.
Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе.
Боровская И. К., Ковалец И. В. Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития.
Графические диктанты – сборник упражнений
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(к предмету: «Математика», 1 класс, 3ч. в неделю, 102ч. в год)
I четверть – 27 часов
№ | Тема | Ч | Число | Цель | Повторение | Словарь | Примечание |
Введение в арифметику-2ч. | |||||||
1. | Введение в арифметику. Правильное удержание карандаша, ручки. | 1 | Познакомить учащихся с основными арифметическими понятиями, правильно удерживать ручку | Актуализация знаний учащихся о необходимости усвоения знаний, умений и навыков | Математика, счет, число, цифра, считать | ||
2. | Правильная осанка во время письма. | 1 | Развитие умения длительное время удерживать рабочую позу | Для чего человеку нужна математика | Парта, стул, стол, осанка, рабочая рука | ||
Распознавание основных цветов-6 ч | |||||||
3-4. | Счёт группы предметов. Распознавание основных цветов. | 2 | Развитие восприятия, мелкой моторки, подготовка руки к письму. Учить распознавать основные цвета. | Введение в арифметику | Рабочая рука, ручка, карандаш, обводить, раскрашивать, линия, | ||
5-6. | Обвод по трафарету, раскрашивание. | 2 | Понятия линия, рабочая рука, карандаш, раскрашивать | Рабочая рука, ручка, карандаш, обводить, раскрашивать, линия, обводить | |||
7. | Обвод по трафарету, раскрашивание, штриховка по точкам. | 1 | |||||
8. | Выведение из группы предметов одного или нескольких предметов, обладающих определенными свойствами: цветом. | 1 | Учить выделять из группы предметов один или несколько одинакового | Свойства, предметов, основные цвета | Красный, желтый, зеленый, черный, белый | ||
Свойства предметов-6ч. | |||||||
9-10. | Свойства предметов. Круглый, овальный, большой, маленький. | 2 | Ознакомление детей с дифференциацией предметов | Актуализация опыта детей по дифференциации предметов | Предмет, большой, маленький | ||
11. | Выведение из группы предметов одного или нескольких предметов, обладающих определенными свойствами: размером. | 1 | Учить выделять из группы предметов один или несколько предметов одинакового размера | Свойства предметов | Большой, маленький, больше, меньше | ||
12. | Выведение из группы предметов одного или нескольких предметов, обладающих определенными свойствами: формой | 1 | Учить выделять из группы предметов один или несколько предметов одинаковой формы | Свойства предметов, цвет предметов, размер | Большой, маленький, больше, меньше, одинаковый, разный | ||
13. | Выведение из группы предметов одного или нескольких предметов, обладающих определенными свойствами: назначением. | 1 | Учить выделять из группы предметов один или несколько предметов одинаковым назначением | Свойства предметов, цвет предметов, размер, форма | Одинаковый, разный, один, много | ||
14. | Понимание смысла слов: каждый – кроме, все – остальные, кроме – оставшиеся. | 1 | Понимать и использовать в речи слова: каждый – кроме, все – остальные, кроме – оставшиеся. | Свойства предметов, цвет предметов, размер, форма, назначение | Каждый, кроме, все, остальные, кроме, оставшиеся | ||
Сравнение предметов по размерам-13ч. | |||||||
12. | НРК. Сравнение предметов по размерам: большой – маленький. | 1 | Учить сравнивать предметы по размеру: большой – маленький. | Свойства предметов, цвет предметов, размер, форма, назначение | Большой, маленький, мрамор, гранит, уголь | ||
16. | Сравнение предметов по размерам: больше – меньше. | 1 | Учить дифференцировать предметы по размерам: больше – меньше. | Размер предметов: большой, маленький | Большой, маленький, больше, меньше | ||
17. | Сравнение предметов по размерам: одинаковые – равные по размеру. | 1 | Учить дифференцировать предметы по размерам: одинаковые – равные по размеру | Размер предметов: большой, маленький, больше, меньше | Одинаковый, равный, больше, меньше | ||
18. | Сравнение предметов по размерам: длинный – короткий. | 1 | Учить дифференцировать предметы по размерам: длинный - короткий | Одинаковые – равные по размеру, величина предметов | Длинный, короткий | ||
19. | Сравнение предметов по размерам: длиннее – короче. | 1 | Учить дифференцировать предметы по размерам: длиннее – короче. | Длинный, короткий | Длинный, короткий, длиннее, короче | ||
20. | Сравнение предметов по размерам: одинаковые – равные по длине. | 1 | Учить дифференцировать предметы по размерам: одинаковые – равные по длине. | Длинный, короткий, длиннее, короче | Длина, длинный, короткий, длиннее, короче, одинаковые, равные | ||
21. | Сравнение предметов по размерам: широкий – узкий. | 1 | Учить сравнивать предметы по размерам: широкий – узкий. | Свойства предметов | Ширина, широкий, узкий | ||
22. | Сравнение предметов по размерам: шире – уже. | 1 | Учить дифференцировать предметы по размерам: шире – уже. | Свойства предметов, широкий, узкий | Ширина, широкий, узкий, шире, уже Реки Челябинской области | \ | |
23. | Сравнение предметов по размерам: одинаковые – равной ширины. | 1 | Учить сравнивать предметы по размерам: одинаковые – равной ширины. | Широкий узкий, шире, уже | Широкий узкий, шире, уже, одинаковые, равной ширины | ||
24. | Сравнение предметов по размерам: высокий – низкий. | 1 | Учить сравнивать предметы по размерам: высокий – низкий. | Свойства предметов | Высокий, низкий. Деревья Челябинской области | ||
25. | Сравнение предметов по размерам: выше - ниже. | 1 | Учить сравнивать предметы по размерам: : выше - -ниже. | Высокий, низкий, свойства предметов | Высокий, низкий, выше, ниже | ||
26. | Сравнение предметов по размерам: одинаковые – равной высоты. | 1 | Учить сравнивать предметы по размерам: одинаковые – равной высоты. | Высокий, низкий, выше, ниже | Высокий, низкий, выше, ниже, одинаковые, равной длины | ||
27 | Итоговый урок. | 1 | Обобщение и систематизация изученного материала | Свойства предметов, цвет, размер, форма предметов, величина | Большой, маленький, больше, меньше, длинный, короткий, широкий, узкий, шире, уже, Высокий, низкий, выше, ниже, глубокий, мелкий, одинаковый - равный |
II четверть – 21 час
№ | Тема | Ч | Число | Цель | Повторение | Словарь | Примечание |
Сравнение предметов по размерам-3ч. | |||||||
28. | Сравнение предметов по размерам: | 1 | Учить сравнивать предметы по размерам: толстый – тонкий. | Свойства и величина предметов | Толстый, тонкий | ||
29. | Сравнение предметов по размерам: толще – тоньше. | 1 | Учить сравнивать предметы по размерам: толще – тоньше. | Толстый, тонкий | Толстый, тонкий, толще, тоньше | ||
30. | Сравнение предметов по размерам: одинаковый – равной толщины. | 1 | Учить сравнивать предметы по размерам: одинаковый – равной толщины. | Толстый, тонкий, толще, тоньше, свойства и величина предметов | Одинаковый, равной толщины. | ||
Сравнение предметов по тяжести-2ч. | |||||||
31. | Сравнение предметов по тяжести: тяжёлый – лёгкий. | 1 | Учить сравнивать предметы по тяжести: тяжёлый – лёгкий. | Толстый, тонкий, толще, тоньше, | Тяжелый, легкий Минералы, добываемые в Челябинской области. | ||
32. | Сравнение предметов по тяжести: тяжелее – легче, одинаковые, равные по тяжести. | 1 | Учить сравнивать предметы по тяжести: тяжелее – легче, одинаковые, равные по тяжести. | Тяжелый, легкий | Тяжелее, легче, одинаковые, равные по тяжести. | ||
Сравнение групп предметов-7ч. | |||||||
33. | Сравнение групп предметов: сколько. | 1 | Учить сравнивать группы предметов | Свойства предметов | Сколько | ||
34. | Сравнение групп предметов: много – мало. | 1 | Учить сравнивать группы предметов: много-мало | Сравнение групп предметов: много-мало | Много, мало | ||
35. | Сравнение групп предметов: немного – несколько. | 1 | Учить сравнивать группы предметов: немного -несколько | Сравнение групп предметов: много – мало. | Немного, несколько | ||
36. | Сравнение групп предметов: больше – меньше. | 1 | Учить сравнивать группы предметов: больше – меньше. | Сравнение групп предметов: немного – несколько. | Больше, меньше | ||
37. | Сравнение групп предметов: столько же. | 1 | Учить сравнивать группы предметов: столько же | Сравнение групп предметов: больше – меньше. | Столько же | ||
38. | Сравнение групп предметов: столько же, сколько. | 1 | Учить сравнивать группы предметов: столько же, сколько | Сравнение групп предметов: столько же. | Столько же, сколько | ||
39. | Сравнение групп предметов: равное (одинаковое количество). | 1 | Учить сравнивать группы предметов: равное (одинаковое количество). | Сравнение групп предметов: столько же, сколько | Равное количество | ||
Сравнение количества жидкости-3ч | |||||||
40. | Сравнение количества жидкости: больше – меньше. | 1 | Учить сравнивать количество жидкости: больше – меньше | Сравнение групп предметов: равное (одинаковое количество). | Больше, меньше, глубже, мельче | ||
41. | Сравнение количества жидкости: столько же – равное количество. | 1 | Учить сравнивать количество жидкости: столько же – равное количество. | Сравнение количества жидкости: больше – меньше. | Столько же, равное количество | ||
42. | Изменение количества жидкости. | 1 | Учить сравнивать количество жидкости: столько же – равное количество. | Сравнение количества жидкости: столько же – равное количество. | Больше, меньше, глубокий - мелкий | ||
Сравнение количества сыпучих веществ-3ч. | |||||||
43. | Сравнение количества сыпучих веществ: больше – меньше. | 1 | Учить сравнивать количество сыпучих веществ: больше – меньше. | Изменение количества жидкости. | Больше, меньше | ||
44. | Сравнение количества сыпучих веществ: столько же – равное количество. | 1 | Учить сравнивать количество сыпучих веществ: столько же – равное количество | Сравнение количества сыпучих веществ: больше – меньше. | Столько же, равное количество | ||
45. | Изменение количества сыпучих веществ. | 1 | Восприятие и узнавание изменения количества сыпучих веществ. | Сравнение количества сыпучих веществ: столько же – равное количество. | Больше, меньше | ||
Положение предметов в пространстве-3ч. | |||||||
46. | Положение предметов в пространстве: впереди – позади. | 1 | Восприятие и узнавание положения предметов в пространстве: впереди – позади. | Изменение количества сыпучих веществ. | Впереди, позади. Рассматривание картины «Добыча угля» | ||
47. | Положение предметов в пространстве: справа – слева. | 1 | Восприятие и узнавание положения предметов в пространстве: справа – слева. | Положение предметов в пространстве: впереди – позади. | Справа, слева | ||
48. | Итоговый урок. | 1 | Обобщение, уточнение и систематизация полученных знаний | Краткий обзор пройденных тем | Справа, слева, больше, меньше, столько же, впереди, позади, толстый, тонкий, легкий, тяжелый |
III четверть – 27 часов
№ | Тема | Ч | Число | Цель | Повторение | Словарь | |
Положение предметов в пространстве-5ч. | |||||||
49. | Положение предметов в пространстве: справа – слева. | 1 | Выработка умения узнавать положения предметов в пространстве: справа – слева. | Свойства предметов, | Справа, слева | ||
50. | Положение предметов в пространстве: справа – слева. | 1 | Выработка умения узнавать положения предметов в пространстве: справа – слева. | Положение предметов в пространстве: справа – слева. | Справа, слева | ||
51. | Положение предметов в пространстве :вверху – внизу. | 1 | Выработка умения узнавать положения предметов в пространстве: :вверху – внизу. | Положение предметов в пространстве: справа – слева. | Вверху, внизу Рассматривание иллюстрации «Наш город» | ||
52. | Положение предметов в пространстве: далеко – близко. | 1 | Выработка умения узнавать положения предметов в пространстве: далеко – близко. | Положение предметов в пространстве :вверху – внизу. | Далеко, близко Рассматривание иллюстрации «Горы Южного Урала» | ||
53. | Положение предметов в пространстве: вблизи – около. | 1 | Выработка умения узнавать положения предметов в пространстве: вблизи – около. | Положение предметов в пространстве: далеко – близко. | Впереди, около Рассматривание иллюстрации с изо-ением лесов Ю. Урала | ||
Узнавание и называние простейших явлений погоды-5ч. | |||||||
54. | Узнавание и называние простейших явлений погоды в процессе наблюдений за изменениями в природе. | 1 | Развитие умения узнавать и называть простейшие явления погоды | Положение предметов в пространстве: вблизи – около. | Земля, снег, снегопад, заморозки, лед | ||
55. | Узнавание и называние на основе наиболее характерных признаков контрастных времен года: зима. | 1 | Выработка умения узнавать и называть наиболее характерные признаки времен года (зима) | Узнавание и называние простейших явлений погоды в процессе наблюдений за изменениями в природе. | Земля, снег, снегопад, мороз, лед, снежинки, сугроб | . | |
56. | Изображение соответствующих явлений погоды с помощью имитационных действий. | 1 | Выработка умения изображать явления погоды с помощью имитационных действий. | Узнавание и называние на основе наиболее характерных признаков контрастных времен года: зима. | Дождь, снег, снегопад, гром, ветер, гроза | ||
57. | Выделение солнца и луны в природе и по иллюстрации. | 1 | Выработка умения выделять солнце и луну в природе и по иллюстрации. | Изображение соответствующих явлений погоды с помощью имитационных действий. | Солнце, луна, полнолуние, закат, рассвет, запад, восток | ||
58. | День, ночь. Имитация действий людей по образцу, по словесной инструкции. | 1 | Выработка умения имитировать действий людей по образцу и словесной инструкции. | Выделение солнца и луны в природе и по иллюстрации | День, ночь, вечер, утро, ходить, сидеть, вставать, бегать, идти | ||
Перемещение в пространстве-3ч. | |||||||
59. | Перемещение в пространстве класса с помощью педагога, по словесной инструкции, самостоятельно. | 1 | Формирование умения перемещаться в про-стве класса с помощью педагога, по словесной инструкции, самостоятельно. | День, ночь. Имитация действий людей по образцу, по словесной инструкции. | Класс, вправо, влево, угол, | ||
60. | Перемещение в пространстве класса с помощью педагога, по словесной инструкции, самостоятельно: ЗА – ПЕРЕД – НАД – ПОД . | 1 | Формирование умения перемещаться в пространстве класса с помощью педагога, по словесной инструкции, самостоятельно: ЗА – ПЕРЕД – НАД – ПОД . | Основные понятия пространственного ориентирования | ЗА – ПЕРЕД – НАД – ПОД | ||
61. | Перемещение в пространстве класса с помощью педагога, по словесной инструкции, самостоятельно: НАПРОТИВ – МЕЖДУ – В СЕРЕДИНЕ. | 1 | Формирование умения перемещаться в пространстве класса с помощью педагога, по словесной инструкции, самостоятельно: НАПРОТИВ – МЕЖДУ – В СЕРЕДИНЕ. | Основные понятия пространственного ориентирования: ЗА – ПЕРЕД – НАД – ПОД | НАПРОТИВ – МЕЖДУ – В СЕРЕДИНЕ. | ||
Части тела-3ч. | |||||||
62. | Показ на себе основных частей тела и лица и на кукле. | 1 | Формирование умения показывать основные части тела и лица себе и на кукле. | Основные понятия пространственного ориентирования: НАПРОТИВ – МЕЖДУ – В СЕРЕДИНЕ. | НАПРОТИВ – МЕЖДУ – В СЕРЕДИНЕ. | ||
63. | Обводка по контурам ладони и пальцев с помощью взрослого, показ и соотнесение руки с контурным изображением. | 1 | Формирование умения обводить по контурам ладони и пальцев с помощью взрослого, показ и соотнесение руки с контурным изображением. | Показ на себе основных частей тела и лица и на кукле. | Рука, ладонь, пальцы, большой палец, указательный палец, средний палец, безымянный палец, мизинец | ||
64. | Игровые упражнения на перемещение в пространстве класса и изменение положений частей тела по подражанию, по образцу, по словесной инструкции. | 1 | Формирование умения перемещаться в пространстве класса и изменять положения частей тела по подражанию, по образцу, по словесной инструкции. | Основные понятия пространственного ориентирования, части тела человека | Вправо, влево, вверх, вниз | ||
Перемещение в пространстве-2ч. | |||||||
65. | Игровые упражнения на развитие пространственной ориентации по подражанию, по образцу, по словесной инструкции. | 1 | Формирование умения перемещаться в пространстве | Перемещение в пространстве класса | Вправо, влево, вверх, вниз, вперед, назад | ||
66. | Перемещение различных игрушек вперед и назад по полу, по поверхности стола по подражанию, по образцу, по словесной инструкции. | 1 | Формирование умения перемещать игрушки вперед и назад по полу, по поверхности стола по подражанию, по образцу, по словесной инструкции. | Основные понятия пространственного ориентирования: вправо, влево, вверх, вниз | Вперед, назад, вправо, влево, вверх, вниз | ||
Геометрические фигуры-9ч. | |||||||
67. | Игры со строительным набором «Цветные шары». | 1 | Формирование элементов логического мышления посредствам игры со строительным набором «Цветные шары». | Основные понятия пространственного ориентирования: вправо, влево, вверх, вниз, цвета | Вперед, назад, вправо, влево, вверх, вниз, шар, шары, красный, желтый, синий, зеленый, черный, белый, круглый | ||
68. | Игры со строительным набором «Цвет и форма» | 1 | Формирование зрительного восприятия посредствам игры со строительным набором | Основные понятия пространственного ориентирования: вправо, влево, вверх, вниз, цвета | Вперед, назад, вправо, влево, вверх, вниз, кубики, красный, желтый, синий, зеленый, черный, белый, круг, квадрат, треугольник | ||
69. | Шар и круг. Выбор по подражанию действиям педагога, по образцу, словесной инструкции. | 1 | Дифференциация шара и круга. Выбор по подражанию действиям педагога, по образцу, словесной инструкции | Геометрические фигуры. Шар, круг | Шар, круг, круглый | ||
70. | Куб и квадрат. Выбор по подражанию действиям педагога, образцу, словесной инструкции. | 1 | Учить выбирать куб и квадрат по подражанию действиям педагога, образцу, словесной инструкции. | Шар, круг | Куб, квадрат | ||
71. | Объединение фигур в группы по форме: шары, круги, кубы, квадраты. Игра «Где чей дом?». | 1 | Формирование умения объединять фигуры в группы по форме: шары, круги, кубы, квадраты. | Куб, квадрат | Шар, круг, куб, квадрат | ||
72. | Объединение фигур в группы по форме: шары, круги, кубы, квадраты. Игра «Коробка форм» | 1 | Учить объединять фигуры группы по форме: шары, круги, кубы, квадраты. | Шар, круг, куб, квадрат | Шар, круг, куб, квадрат | ||
73. | Обводка по трафаретам и штриховка круга, квадрата, называние и показ их. | 1 | Развитие умения обводить по трафаретам штриховать круг, называть и показывать его. | Шар, круг, куб, квадрат | Шар, круг, куб, квадрат | ||
74. | Обводка по трафаретам и штриховка круга, квадрата, называние и показ их. | 1 | Развитие умения обводить по трафаретам и штриховать круг, квадрат. называть и показывать их. | Шар, круг, куб, квадрат | Круг, квадрат, обводить | ||
75. | Итоговый урок | 1 | Обобщение, уточнение и систематизация полученных знаний | Краткий обзор пройденных тем | Геометрические фигуры, шар, круг, куб, квадрат, Вперед, назад, вправо, влево, вверх, вниз, треугольник |
IV четверть – 24 часа
№ | Тема | Ч | Число | Цель | Повторение | Словарь | |||
Геометрические фигуры-6ч. | |||||||||
76. | Обводка по трафаретам и штриховка круга, квадрата, называние и показ их. | 1 | Развитие умения самостоятельно обводить по трафаретам и штриховать круг, квадрат, называть и показывать их. | Круг, квадрат, треугольник | Круг, квадрат, обводить | ||||
77. | Обводка по трафаретам и штриховка круга, квадрата, называние и показ их. | 1 | Развитие умения самостоятельно обводить по трафаретам и штриховать круг, квадрат, называть и показывать их. | Называние и показ круга | Круг, квадрат, обводить | ||||
78. | Обводка по опорным точкам и штриховка круга, квадрата, называние и показ их. | 1 | Развитие умения самостоятельно обводить по опорным точкам круг, квадрат, называть и показывать их. | Называние и показ круга и квадрата | Круг, квадрат, обводить | ||||
79. | Обводка по опорным точкам и штриховка круга, квадрата, называние и показ их. | 1 | Развитие умения самостоятельно обводить по опорным точкам круг, квадрат, называть и показывать их. | Называние и показ круга и квадрата | Круг, квадрат, обводить | . | |||
80. | Вырезание круга, квадрата по контурам. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | Развитие умения самостоятельно вырезать круг, пользоваться ножницами. | Геометрические фигуры. Круг. | Ножницы, круг, вырезать | ||||
81. | Вырезание круга, квадрата по контурам. | 1 | Развитие умения самостоятельно вырезать круг, квадрат, пользоваться ножницами. | Геометрические фигуры. круг, квадрат. | Ножницы, круг, квадрат, вырезать | ||||
Сравнение предметов по величине-13ч. | |||||||||
82. | Большой – маленький. Определение величины, пользуясь приёмами наложения и приложения. | 1 | Формирование умения определять величины (большой, маленький), пользуясь приёмами наложения и приложения. | Геометрические фигуры. круг, квадрат, свойства предметов | Большой, маленький, круг, квадрат | ||||
83. | Высокий – низкий, толстый – тонкий. Определение величины, пользуясь приёмами наложения и приложения. | 1 | Формирование умения определять величины пользуясь приёмами наложения и приложения. | Большой, маленький, геометрические фигуры | Высокий, низкий, толстый, тонкий. | ||||
84. | Закрепление представлений о величине в процессе различных наблюдений, экскурсия. | 1 | Закрепление представлений о величине | Свойства предметов, большой, маленький, высокий, низкий, толстый, тонкий | Большой, маленький, высокий, низкий, толстый, тонкий. Рассматривание зданий, памятников родного города | ||||
85. | Закрепление представлений о величине в процессе различных наблюдений, экскурсий. | 1 | Закрепление представлений о величине | Свойства предметов, большой, маленький, высокий, низкий, | Большой, маленький, высокий, низкий, толстый, тонкий Рассматривание зданий, памятников родного города | ||||
86. | Закрепление представлений о величине в процессе дидактических игр и игровых упражнений. | 1 | Закрепление представлений о величине | Большой, маленький, высокий, низкий, толстый, тонкий | Большой, маленький, высокий, низкий, толстый, тонкий | ||||
87. | Закрепление представлений о величине в процессе дидактических игр и игровых упражнений. | 1 | Закрепление представлений о величине | Большой, маленький, высокий, низкий, толстый | Большой, маленький, высокий, низкий, толстый, тонкий | ||||
88. | Обводка по трафаретам и раскрашивание изображений различной величины. | 1 | Развитие умения обводить и раскрашивать по трафаретам изображения различной величины. | Геометрические фигуры, круг, квадрат, треугольник | Круг, квадрат, треугольник, большой, маленький, широкий, узкий | ||||
89. | Обводка по трафаретам и раскрашивание изображений различной величины. | 1 | Развитие умения обводить и раскрашивать по трафаретам изображения различной величины. | Геометрические фигуры, круг, квадрат, треугольник | Круг, квадрат, треугольник, большой, маленький, широкий, узкий | ||||
90. | Обводка по опорным точкам и штриховка изображений различной величины | 1 | Развитие умения обводить и раскрашивать по опорным точкам изображения различной величины. | Геометрические фигуры, круг, квадрат, треугольник | Геометрические фигуры, круг, квадрат, треугольник, точки, обводить | ||||
91. | Выбор соответствующего количества предметов без пересчета, путём наложения одного количества предметов или картинок на другой. | 1 | Формирование умения выделять предмет путём наложения одного количества предметов или картинок на другой. | Геометрические фигуры, круг, квадрат, треугольник, большой, маленький, высокий, низкий | Круг, квадрат, треугольник, большой, маленький, высокий, низкий | ||||
92. | Соотнесение отдельных единиц множества с пальцами, другими предметами без пересчета. | 1 | Развитие умения соотносить отдельные единицы множества с пальцами, другими предметами без пересчета. | Геометрические фигуры, круг, квадрат, треугольник | Пальчики, круг, квадрат, треугольник | ||||
93. | Обучение различным действиям, направленным на тактильный и слуховой счёт. | 1 | Обучение различным действиям, направленным на тактильный и слуховой счёт. | Прямой счет до 10 и обратный до 5 | Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять | ||||
94. | Выделение одного – много предметов на основе тактильного обследования по типу игры «Чудесный мешочек». | 1 | Формирование умения дифференцировать предметы основе тактильного обследования | Свойства предметов, шар, куб, геометрические фигуры | Один, много, круг, кубик, шишка, шар, мяч | ||||
Число и цифра 1-8ч. | |||||||||
95-96. | Название и обозначение числа 1 . Порядковое числительное «первый». | 2 | Познакомить учащихся с числом и цифрой 1 | Прямой и обратный счет | Один, единица, первый, число, цифра, перед, после, больше, меньше | ||||
97. | Соотнесение цифры 1 с соответствующим количеством пальцев и предметов. | 1 | Развитие умения соотносить цифру 1 с соответствующим количеством предметов | Название и обозначение числа 1 . Порядковое числительное «первый». | Один, единица, первый, больше, меньше, правый, левый. | ||||
98-99. | Прорисовывание цифры 1 по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно. | 2 | Развитие умения прорисовывать цифру 1 по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно. | Соотнесение цифры 1 с соответствующим количеством пальцев и предметов. | Один, единица, первый, точка, обводить | ||||
100-101. | Узнавание и называние простейших явлений погоды в процессе наблюдений за изменениями в природе. | 2 | Развитие умения узнавать и называть простейшие явления погоды в процессе наблюдений за изменениями в природе. | Число и цифра 1. | Дождь, небо, облака, гроза | . | |||
102. | Итоговый урок. | 1 | Обобщение, уточнение и систематизация полученных знаний | Краткий обзор пройденных тем | Большой, маленький, высокий, низкий, толстый, тонкий один, единица, первый, число, цифра |