12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пахтыбаева Лилия Федоровна58
Россия, Брянская обл., Брянск
3

Методическая разработка урока биологии в 5 классе по теме:"Экологические факторы и их влияние на живые организмы"



ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА БИОЛОГИИ 5 КЛАСС (ФГОС) 2020г.

ФИО учителя:Пахтыбаева Лилия Федоровна

Место работы ГАОУ” Брянская кадетская школа”

Должность Учитель биологии

Предмет БИОЛОГИЯ

Класс 5 класс

Тема урока Экологические факторы и их влияние на живые организмы

Тип урока комбинированный

Базовый учебник: Самкова В.А. Биология 5 кл.:-М.: Академкнига,2015

ЦЕЛЬ УРОКА: - формирование  общего представления об экологических факторах;

- выявление причинно-следственных связей влия­ния человека на природу, возникновение экологических проблем;

- продолжить воспитание эстетических чувств к живой природе, бережного и рационального отношения к ней.



ЗАДАЧИ УРОКА:

-помочь в осознании и осмыслении причин воз­никновения экологических проблем;

-способствовать включению учащихся в активную учебную деятельность;

-способ­ствовать самовыражению и развитию чувств и эмоций учащихся;

-способствовать созданию атмосферы открытости и ответственного сотрудничества на уроке.

-обучающие: познакомить учащихся с многообразием экологических факторов и влиянием экологических факторов на живые организмы.

-развивающие: развивать навыки работы с цифровыми ресурсами, умения выделять главное; развивать логическое мышление, память, речь, навыки работы в парах и группах, способствовать формированию и развитию УУД как основы для формирования ключевых компетентностей учащихся

-воспитательные: способствовать повышению уровню познавательного интереса к предмету, развитию кругозора, воспитывать качества толерантной личности, прививать интерес к природе, видеть прекрасное.



Планируемые результаты

предметные результаты:

учащиеся должны знать экологические факторы, их влияние на живые организмы.

учащиеся должны уметь определять понятие «экологические факторы»; характеризовать экологические факторы.

метапредметные результаты:

учащиеся должны уметь:

ставить учебную задачу под руководством учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

работать в соответствии с поставленной задачей и планом;

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

умение работать в паре и группе, а также оказывать взаимопомощь

оценивать работу одноклассников.

личностные результаты:

учащиеся должны уметь:

высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;

анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос;

Формы работы учащихся: индивидуальная,фронтальная, групповая,парная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор и экран.



.

Ход урока:

1.Орг. момент

Вспомним правила поведения на уроке:

Если хочешь отвечать-надо руку поднимать и конечно же вставать.

Мотивация на работу:

Девиз: У того кто учится-все всегда получится.

2.Проверка знаний

-Являются ли термины организм ,особь, индивид словами –синонимами ? Что они обозначают?

Б) Какими свойствами обладает организм? Угадайте и поясните эти свойства.



с


Рост




м





н



Размножение



м







щ



т


Обмен веществ



з






Развитие

В) Напишите на доске названия одноклеточныхб колониальных и многоклеточных организмов.(проверка знаний и грамотности)

Г) Существует ли связь между изменениями окружающей среды и состоянием живых организмов? Приведите примеры(листопад спячка перелеты птиц)

Д) Работа в паре-стр.88 -?!

-Дополнительный вопрос-как отражается высокий уровень обмена веществ на жизненных процессах:питание и пищеварение?

3.Изучение нового материала

Слайд2.-воробей

-Кто и что его окружает?

Слайды 3,4,5,6,7,8,9,10солнце, вода, температура, другие воробьи, синички, кошка, человек .

Все это влияет на жизнь воробья? А как мы все это назовем?-Слайд11

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое.

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Цветы, деревья и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года-это…(факторы природы)

- О чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Все, что окружает живой организм, составляет его среду обитания(окружающую среду).

Окружающую среду изучает наука экология, значит факторы окружающей среды ,влияющие на живой организм, называются экологическими факторами.

Итак ,тема сегодняшнего урока -экологические факторы и их влияние на живые организмы -записываем в тетрадь. Слайд12

2.Возвращаемся к слайдам .В какие группы можно обьединить все эти факторы?

(на доске на магнитах на листках написаны все эти факторы, учащиеся их объединяют в 3 группы)

А как мы назовем эти 3 группы факторов? Какая бывает природа?(живая и неживая) ,значит и первые 2 группы -это факторы живой и неживой природы. А как мы назовем 3 группу факторов?

Под высокою сосной,

Защищая лес родной,

Муравейник жил без бед

20 зим и20 лет.

А потом пришла беда:

Ни потоп, ни холода

Ни лесной пожар, ни свалка

А пришел …Кирюша с палкой.

-О влиянии кого на живую природу идет речь?

Слайд13 схема ‘Факторы природы”–записать в тетрадь.

Факторы природы:

1.Факторы неживой природы(абиотические)

2.Факторы живой природы(биотические)

3.Влияние человека(антропогенный)

3. Работа в группах(по рядам)-на каждый стол листки с заданиями.

1 группа слайд 14

Задание:

1.Прочитать текст учебника на странице 91-92”В чем заключается воздействие экологических факторов”.

2.Объяснить,какое значение для живых организмов имеют факторы неживой природы: солнечный свет, температура ,вода и воздух. Слайд15

2группа слайд 16

Задание:

1.Прочитать текст учебника на странице 92”Живые организмы”.

2.Отгадать загадки и объяснить,о каком виде взаимоотношений между живыми организмами идет речь.

А) Стой, плотва и караси! Слайд 17

И пощады не проси:

Я хозяйка здесь в пруду,

На охоту я иду.

Отгадать пару живых организмов:

АКСАРЬ-УКАЩ

Б)Кровь попить у детворы

Любят летом комары,

Потому, что кровососы

Надоеды -пискуны.

В) Домовитая хозяйка

Полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком-

Он поделится медком. Слайд 18, 19 ,20, 21

Отгадать пару живых организмов:

АКШАМАР-АБАКЧОБ

3 группа.

Задание:слайд 22

Прочитать текст учебника на странице 92”Живые организмы”

Рассмотреть картинки и угадать,на каких из них идет речь о положительном влиянии человека на природу,а на каких об отрицательном?

Прочитать предложенный текст и сделать выводы о влиянии человека на природу.

Отвечает 1 группа.

А) С каким восторгом все живое ждет

Великолепный солнечный восход!

Вот первый лучик ярко засветил,

Мир видим стал и всех он восхитил.

О каком экологическом факторе идет речь и какое значение он имеет для живых организмов?

Б) Снег кружится,снег ложится

Снег,снег,снег!

Рады снегу зверь и птица

И конечно человек!

Рады серые синички,

На морозе мерзнут птички.

О каком экологическом факторе идет речь в этом стихотворении и какова его роль в жизни живых организмов?

-Какое значение имеют вода и воздух в жизни живых организмов?

-Возвращаемся к нашей схеме и дописываем примеры факторов неживой природы.

Отвечает 2 группа.

Называет типы взаимоотношений между живыми организмами .

Слайд:

Два организма взаимополезны,

Связаны вместе ну просто железно.

Жить в одиночку? Огромный вопрос.

Такое сожительство есть симбиоз.

Отгадайте,о биотических отношениях между какими организмами идет речь?

В сенокос горька, а в мороз сладка.

Что за ягодка?




и



Рябина




г




ЕСНИГРЬ

Возвращаемся к схеме и записываем виды биотических взаимоотношений.

Отвечает 3 группа:

Слайд 23 –дать объяснение того, что на нем изображено (2 лица)

Слайд 24,25–по нему определяют ‘’+” и”_” влияние человека на природу.

Слайд 26 –Красная Книга

Слайд 27-заметка о вырубке леса.

Слайд 28 –берегите природу

Стихотворение’’Недалекое будущее”

Человек идет,скучает

В одиночестве в лесу.

По дороге не встречает

Ни оленя, ни лису…

Не летит пчела на клевер,

Уток нет и в камышах…

Вместо птиц –китайский плеер

Заливается в ушах.

Не цветет в траве фиалка,

Рыбы нет в глубинах рек.

Слева -свалка, справа-свалка,

Посредине -человек.

Что стоишь-глядишь уныло?

Раньше думать надо было.

(А.Игнатова)



4.Рефлексия-что было непонятно на уроке, что нового узнали?

1) слайды-

По картинкам определить,о каких экологических факторах идет речь:

-пожар в лесу слайд 29

-белка грызет орехи слайд 30

-косуля поедает траву слайд 31

-человек строит скворечник слайд 32

-загрязнение атмосферы выхлопными газами автомобилей слайд 33

-шторм на море слайд 34

-бегемот греется на солнце слайд 35

-шмель опыляет клевер слайд 36

-цветущие тюльпаны слайд 37

2)Письменное задание на листочках-подписать листочки

Подчеркните лишний термин:

А) ветер,снег, насекомые, дождь

Б) испарение воды, вырубка леса, распашка леса человеком, рыбная ловля

В) волк и заяц, кот и мышь, охота человека на медведя, цапля и лягушка

3)Распределите экологические факторы на 3 группы и запишите в колонки номера примеров:

1.бактерии

2.комары

3.туман

4.дождь

5.глинистая почв

6.осушение болот человеком

7.вырубка лесов

8.хищные птицы

9.выхлопные газы

10.паразитические черви

Абиотические факторы

Биотические факторы

Антропогенный фактор






5.Итоги урока – каждый оценивает свою работу и на листке ставит себе отметку.

Домашнее задание: слайд 38





Приложения к уроку:



Если хочешь отвечать –надо руку поднимать

И, конечно же вставать!





У того, кто учится-

Все всегда получится!







Б) Какими свойствами обладает организм? Угадайте и поясните эти свойства.



с







м





н







м







щ



т






з











Небо светло-голубое

Солнце светит золотое.

Ветер листьями играет

Тучка в небе проплывает.

Цветы деревья и трава

Горы воздух и листва

Птицы звери и леса

Гром туманы и роса

Человек и время года-это…(





1 группа

Задание:

1.Прочитать текст учебника на странице 91-92”В чем заключается воздействие экологических факторов”.

2.Объяснить,какое значение для живых организмов имеют факторы неживой природы: солнечный свет, температура ,вода и воздух.




2группа

Задание:

1.Прочитать текст учебника на странице 92”Живые организмы”.

2.Отгадать загадки и объяснить,о каком виде взаимоотношений между живыми организмами идет речь.

А) Стой, плотва и караси!

И пощады не проси:

Я хозяйка здесь в пруду,

На охоту я иду.

Отгадать пару живых организмов:

АКСАРЬ-УКАЩ

Б)Кровь попить у детворы

Любят летом комары,

Потому, что кровососы

Надоеды -пискуны.

В) Домовитая хозяйка

Полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком-

Он поделится медком.

Отгадать пару живых организмов:

АКШАМАР-АБАКЧОБ



3 группа.

Задание:

Прочитать текст учебника на странице 92”Живые организмы”

Рассмотреть картинки и угадать ,на каких из них идет речь о положительном влиянии человека на природу,а на каких- об отрицательном?

Прочитать предложенный текст и сделать выводы о влиянии человека на природу.





Человек идет ,скучает

В одиночестве в лесу.

По дороге не встречает

Ни оленя, ни лису…

Не летит пчела на клевер,

Уток нет и в камышах…

Вместо птиц –китайский плеер

Заливается в ушах.

Не цветет в траве фиалка,

Рыбы нет в глубинах рек.

Слева -свалка, справа-свалка,

Посредине -человек.

Что стоишь-глядишь уныло?

Раньше думать надо было.

(А.Игнатова)




2)Письменное задание на листочках -подписать листочки

Подчеркните лишний термин:

А) ветер,снег, насекомые, дождь

Б) испарение воды, вырубка леса, распашка леса человеком, рыбная ловля

В) волк и заяц, кот и мышь, охота человека на медведя, цапля и лягушка

3)Распределите экологические факторы на 3 группы и запишите в колонки номера примеров:

1.бактерии

2.комары

3.туман

4.дождь

5.глинистая почва

6.осушение болот человеком

7.вырубка лесов

8.хищные птицы

9.выхлопные газы

10.паразитические черви

Абиотические факторы

Биотические факторы

Антропогенный фактор






t1580825973ab.gif

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.